Представьте, что идете по улице. Навстречу человек, из-за которого у вас часто бывают неприятности. Видеть его вы не хотите. Перейти на другую сторону или спрятаться за дом не можете. Что делает тело? Мы автоматически сжимаемся, закрываемся. Как будто хотим стать невидимыми.
Ситуация наоборот – видите старого друга, по которому сильно соскучились. Вы раскрываетесь, непроизвольно ускоряетесь навстречу, улыбаетесь. Так ежедневно реагирует тело на внешний мир.
Реакции обоснованы качеством развития ребенка на семи этапах от зачатия до 12-13 лет. Об этом рассказывает бодинамика и учит работать с возникшими еще в детстве проблемами.
Бодинамика изучает развитие тела
Если перевести bodynamic с английского – тело в динамике.
Этот метод телесно–ориентированной психотерапии включает целостное понимание человека — взаимосвязь мышечной анатомии и психических реакций. Он изобретен группой телесно-ориентированных психотерапевтов из Дании во главе с Лизбет Марчер. Во время анализа психомоторного развития и работы с клиентами, психотерапевты увидели:
1.Часть людей очень зажаты, не могут расслабиться (гипер-ответ). Другая часть как будто физически сдались, расслабились настолько, что тонус отсутствует (гипо-ответ).
Отзывчивость мышц выражается в эластичности.
*Попробуйте оттянуть одну из мышц или наоборот надавить (свою или согласившегося на эксперимент человека). Если она возвращается на место быстрее, чем оттягивается, это показатель зажатости – гипер-ответ. Если мышца возвращается на место нехотя, или после продавливания остается ямка, это говорит о нездоровой расслабленности – гипо-ответ.
2. Мышцы и группы мышц связаны с психикой. При воздействии, например, на плечи, люди начинают рассказывать о проблемах из одной и той же сферы. Психотерапевты выявили, что каждой мышце или группе мышц соответствует определенный этап развития ребенка – формирование конкретной психической реакции.
Например, на сеансе терапевт понимает, что у клиента есть искривления в теле, проблемы с суставами. Это сигнализирует о проблемах на первом этапе развития ребенка. Были сложные роды. Или мама во время беременности с чем-то боролась. Такой ребенок не смог сформировать базовое чувство безопасности. В течение всей жизни он будет стараться оградиться, отдалиться, защититься.
На основе этих открытий были выделены семь стадий развития личности. Их правильное или неправильное прохождение определяет нашу жизнь.
- Существование
Имею ли я право существовать духовно и физически? Безопасно ли контактировать с людьми вокруг?
Отрицательные ответы или сомнения ведут в будущем к проблемам с взаимодействием: чрезмерное отдаление от людей или невозможность жить без постоянного эмоционального контакта.
- Потребности
Имею ли я право на свои потребности? Что хочу я? Что хотят другие? Как совместить «принять» и «отдать»?
При неправильном формировании в будущем проявляется перекос в сторону альтруизма или эгоизма.
- Автономия
Можно ли мне исследовать мир? Окружающая действительность безопасна или опасна? Чем чувства отличаются от действий? Почему одно действие всегда ведет за собой другое?
Ребенок должен изучать мир и плавно отсоединяться от матери, одновременно сохраняя с ней контакт. Когда это не получается, появляются взрослые девочки и мальчики, живущие с родителями до старости. Или наоборот — теряющие связь с семьей навсегда.
- Воля
Могу ли я сам решать, что хочу/не хочу делать? Могу ли я планировать жизнь?
Способен ли я сам решить любую задачу?
Формируется ощущение силы/широты своих возможностей или ощущение беспомощности.
- Любовь и сексуальность
Кто я: девочка или мальчик? Кто мне нравится? На кого я хочу быть похож? Можно ли мне чувствовать то, что я чувствую?
От этого этапа критически зависят половая ориентация ребенка и возможность создать гармоничную семью.
- Мнения
Могу ли я иметь свое мнение? Могу ли я высказывать свое мнение? Как окружающие реагируют на мое мнение? Почему существуют нормы и правила? Должен ли я соблюдать их?
Конформизм и нонконформизм берут свои истоки из этого этапа. Если человек не умеет балансировать между нормами, не знает, когда стоит промолчать, а когда нужно высказаться – это результат неудачного прохождения шестого этапа.
- Солидарность и интересы
Как я себя чувствую, работая в группе? Умею ли я выстроить взаимоотношения с коллективом? Принимает ли меня какая-то группа? Я лучше или хуже других? Чем я отличаюсь от других? Что мне интересно, важно?
Правильное прохождение этого этапа гарантирует человеку наличие друзей, комфортное взаимодействие с коллегами, умение найти любимую работу и заработок.
Каждый этап связан со своей группой мышц. Например, неудачное прохождение первого выражается в проблемах с суставами и искривлениями в теле. Шестого – в неуклюжести и раскачиваниях или наоборот излишней резкости.
Когда ребенок растет, он развивает мышцы. От включенности мышц в работу над психологической задачей, зависит, будет ли он ее выполнять и как. Из семи кирпичиков формируется личность с психологической и физической сторон. Ни одним нельзя жертвовать.