«Фиалка на лугу одна
Росла, невзрачна и скромна,
То был цветочек кроткий.
Пастушка по тропинке шла,
Стройна, легка, лицом бела,
Шажком, лужком,
С веселой песней шла».
Быстро записал слова на листке великий ученый и мыслитель Иоганн Вольфганг Гете, улыбнулся и пошел наслаждаться любимыми фиалками, которых он насажал в большом количестве по всему Веймару. Чем только ни увлекался Гете: зоология, ботаника, анатомия, теория цвета, метеорология, геология, минералогия... Но больше всего душа его обожала поэзию и фиалки. Кто бы мог подумать, что милые бархатные фиалки вдохновляли его на творчество. Великий ум Германии питал какую-то необъяснимую страсть к этим цветам.
В 1775 году герцог Карл Август приглашает Гете в Веймар на пост советника и министра. Кроме различных государственных забот, Гете занимался и разбивкой парков. За его домом на Фрауэнплан был небольшой сад. Там он выращивал различные растения и производил с ними ботанические эксперименты. Его наблюдения вылились в естественно-научное произведение «Попытка объяснить метаморфоз растений».
Растительное царство снова бушует в моей душе, я ни минуты не могу от него избавиться, зато и делаю заметные успехи.
Гете проводил в своем саду все свободное время. «Магистр слова» был неутомимым исследователем того, как растения изменяются из поколения к поколению. Впервые в истории науки он ввел слово «морфология» — учение о форме, строении и развитии организма, а также их преобразовании. И утверждал, что «Каждое нынче растенье твердит о вечных законах. Внятней и внятней с тобой каждый цветок говорит».
Интересно, что параллельно он исследовал влияние цвета и света на человека и в 1810 году опубликовал свой труд «К учению о цвете» («Zur Farbenlehre»). И уже в 1791 году он дает свое объяснение призматических цветовых явлений в «Докладе по оптике».
Краски вызывают в людях большую радость. Глаз нуждается в них так же, как он нуждается в свете. Вспомните, как мы оживаем, когда в пасмурный день солнце вдруг осветит часть местности и краски станут ярче
Автор Фауста считал, что он является «единственным, кому известна правда о трудной науке о цветах». «Это дает мне сознание превосходства над многими», — писал он. Он чувствовал фактуру цвета и вкус различных оттенков.
Когда он гулял по Веймару и его окрестностям, вышагивая ритм и сочиняя на ходу стихотворения, он по-своему решал проблему нехватки цвета в городе. Если, по его мнению, ему не хватало определенного цвета, то он доставал пакет с семенами фиалок или других цветов, которые он привозил из своих путешествий, и разбрасывал их. Через некоторое время семена прорастали и на этом месте образовывалось цветовая поляна из цветов. Кстати, в какой-то момент фиалок в Веймаре стало так много, что они своим цветением выплеснулись за пределы города и покрыли все: лужайки, поля, горы и пригорки.
Лучшим подарком для него были саженцы необыкновенных растений и цветов для его сада. Зная его увлечение ботаникой, однажды ему привезли лист дерева Гинко. Этот ярко желтый листок напоминал ему одновременно и лепесток цветка фиалки, и веер. По легенде он воскликнул: «Мне кажется, что я непосредственно вижу все в одном и все из одного».
Элегия Гете «Метаморфоза растений» была опубликована в 1798 году. Все свое учение о прорастании всех растений от одного растения он изложил в стихотворной форме.
Благодаря Гете Веймар стали называть городом цветов. Фиалки растут в Веймаре до сих пор, и теперь их называют «цветами Гете». Сегодня «цветы Гете» являются визитной карточкой города.
Твори и созидай!