Тут все в миниатюре: маленькая липовая аллея, пруд величиною с аквариум, маленькие сад и парк, маленькие деревья, но пройдешься раз-другой, вглядишься — и впечатление маленького исчезает. Очень просторно, несмотря даже на близкое соседство деревни.
Фото: Е. Попова-Гамаюн
Фото: Е. Попова-Гамаюн

Как Мелихово само нашло Чехова

После грандиозного путешествия Чехова на Сахалин Антон Павлович решил перебраться в деревню. Того требовала его душа и здоровье. Он считал, что, так как он литератор, то должен жить среди народа. Своим друзьям он писал: «Если я в этом году не переберусь в провинцию и если покупка хутора почему-либо не удастся, то я по отношению к своему здоровью разыграю большого злодея». Весь 1891 год вся семья и друзья ищут для Антона Павловича усадьбу и находят её по объявлению в газете. Мария Павловна и Михаил Павлович отправляются в Мелихово, осматривают усадьбу и 2 февраля 1892 г. покупают ее. Чехов до покупки Мелихова в усадьбе не был и полностью доверился выбору своих близких. Из чего можно сделать удивительный вывод, что само Мелихово выбрало Чехова, а не он его. И уже весной этого же года вся семья в весеннюю распутицу перебирается жить в усадьбу. Приобретенная усадьба представляла собой сплошное недоразумение как в экономическом, так и в эстетическом плане.

Фото: М. Богачев
Фото: М. Богачев
Станция Лопасня, Московско-Курской. Это наш новый адрес. А вот вам подробности. Не было хлопот, так купила баба порося. Купили и мы порося — большое громоздкое имение... Вся усадьба загорожена от мира деревянной оградой на манер палисадника. Двор, сад, парк и гумно также отделены друг от друга оградами. Дом и хорош, и плох. Он просторнее московской квартиры, светел, тепел, крыт железом, стоит на хорошем месте, имеет террасу в сад, итальянские окна и проч, но плох он тем, что недостаточно высок, недостаточно молод, имеет снаружи весьма глупый и наивный вид, а внутри преизбыточествует клопами и тараканами, которых можно вывести только одним способом — пожаром: все же остальное не берет их.
Фото: Е. Попова-Гамаюн
Фото: Е. Попова-Гамаюн

Но несмотря на запущенность усадьбы Чехов счастлив и преисполнен вдохновения полностью преобразить это унылое пространство творческой и созидательной энергией своей семьи. В своих первых письмах из Мелихово он пишет: «Сижу в своем кабинете с тремя большими окнами и благодушествую». В состоянии восторга и опьянения природой и деревенской идиллией в первые же дни жизни в Мелихово он пошел знакомиться с крестьянами, чем очень удивил их. «Мы ему в пояс, — здравствуйте, барин! — а он подошел к нам и говорит: я не барин, я — доктор».

А. П. Чехов
А. П. Чехов

Преображение земли и создание садового рая

Хозяйственных огорчений в Мелихово было больше, чем радостных. Но Чехов, находясь в приподнятом состоянии духа, распределил среди всех членов семьи все обязанности по работе в усадьбе. С утра и до позднего вечера семья Чеховых работает не покладая рук: Михаил Павлович взял в свое ведение полевое хозяйство, Павел Егорович расчищал дорожки в саду, Евгения Яковлевна вела домашнее хозяйство. Большая часть хлопот легла на сестру Чехова Марию Павловну, и глобальная — на самого Антона Павловича. За Марией Павловной был закреплен огород и сад, также она помогала Чехову во всех хозяйственных делах и в общественной деятельности: в приемах больных, в организации врачебного пункта в Мелихове, в постройке школ. С каждым днем в руках чеховской семьи мелиховская усадьба оживала и расцветала. «...У всех Чеховых есть одно замечательное свойство — их слушаются цветы и растения, и все, что бы они ни посадили, принимается хорошо», — вспоминала писательница Т. Л. Щепкина-Куперник.

Портрет А. П. Чехова на садовой лопате. Е. Попова-Гамаюн. Фото: М. Богачев
Портрет А. П. Чехова на садовой лопате. Е. Попова-Гамаюн. Фото: М. Богачев

Чехов растворился в посадке цветов и деревьев. В своих дневниках он писал, что питает слабость к фруктовым деревьям. Утром он выходил в сад и подолгу рассматривал деревья и кусты роз, что-то подрезал, поправлял. Потом садился на скамейку и о чем-то мечтал. Свои мечты он воплощал весьма стремительно, не откладывая в долгий ящик. Он выписал 50 деревьев владимирской вишни, и вот уже растет в Мелихово вишневый сад. Высадил 100 кустов сирени, и уже через год цветение и аромат цветущей сирени радовали его безмерно.

Портрет А. П. Чехова на садовой лопате. Е. Попова-Гамаюн. Фото: М. Богачев
Портрет А. П. Чехова на садовой лопате. Е. Попова-Гамаюн. Фото: М. Богачев

Представил, что Мелихово окружают леса и через некоторое время ему привезли семена ели, сосен, дубов и лиственницы и он с забвением и восторгом засеял ими просторы за пределами усадьбы, нежно ухаживая за землей, насколько это было возможно. Он восхищался красотой деревьев и всем приезжавшим в гости показывал их как произведения искусства при разном освещении: «Вот эти сосны особенно хороши на закате, когда красные стволы, а дуб надо смотреть в сумерки». Он считал, что гармоничное слияние человека с природой является необходимым элементом счастья.

...В природе происходит нечто изумительное, трогательное, что окупает своей поэзией и новизною все неудобства жизни. Каждый день сюрпризы один лучше другого. Прилетели скворцы, везде журчит вода, на проталинах уже зеленеет трава. День тянется, как вечность... Отсюда издали люди кажутся очень хорошими, и это естественно, потому что, уходя в деревню, мы прячемся не от людей, а от своего самолюбия, которое в городе около людей бывает несправедливо и работает не в меру. Глядя на весну, мне ужасно хочется, чтобы на том свете был рай.

Очень много деталей из деятельной жизни Антона Павловича можно прочитать в дневниках его отца Павла Егоровича. Из записей видно, что центром всей мелиховской жизни был великий писатель. Кстати, дневник отца был для Антона Павловича своеобразной летописью мелиховской жизни.

Фото: Е. Попова-Гамаюн
Фото: Е. Попова-Гамаюн

Антон Павлович Чехов страстно любил природу и цветы. На огороде и в саду писатель работал с огромным удовольствием, выращивал редкие, невиданные в то время сорта томатов, капусты, «синенькие» баклажаны, артишоки, перцы, ревень, спаржу и другие овощи. По словам писателя, растения и цветы слушались его. «Хоть палку воткни, вырастет!» — говорил он и добавлял: «Если бы я теперь бросил литературу и сделался садовником, то это было бы очень хорошо, это прибавило бы мне лет десять жизни».

Доктор Чехов

В Мелихово, где на много верст в округе не было врачей, Антон Павлович, который на тот момент уже был знаменитым писателем, снова возвращается к врачебной практике. Он создал у себя настоящий больничный пункт. Принимал и лечил людей бесплатно, каждый день с 5 до 9 часов утра. Если звали, никому не отказывал — ездил к больным за десятки верст в любую погоду по бездорожью, заботился об устройстве больных крестьян в московские больницы. Михаил Павлович вспоминает, как однажды среди ночи проезжавшие мимо Мелихова путники привезли к ним человека с проколотым вилами животом, которого они подобрали на дороге: «Его внесли в кабинет Чехова, положили среди пола на ковер, и Антон Павлович долго возился с ним, исследуя раны и накладывая повязки». Он помогал всем нуждающимся всем чем мог: лечением, деньгами, лекарствами.

Фото: Е. Попова-Гамаюн
Фото: Е. Попова-Гамаюн
У меня в участке 25 деревень, 4 фабрики и 1 монастырь, — писал Чехов. — Утром приемка больных, а после утра — разъезды. Езжу, читаю лекции печенегам, лечу, сержусь и, так как земство не дало мне на организацию пунктов ни копейки, клянчу у богатых людей то у того, то у другого... мой участок имеет теперь 2 превосходных барака со всею обстановкой и бараков пять не превосходных, а скверных. Я избавил земство даже от расходов по дезинфекции.

Место встреч в атмосфере творчества

Семья Чеховых отличалась исключительным гостеприимством. К. И. Чуковский в своей книге «Чехов» писал, что ни одна усадьба не видала такого нашествия гостей, как скромное чеховское Мелихово. Общение с людьми было для Чехова потребностью души. «Жду к себе еще пропасть гостей», — пишет он 10 апреля 1892 г., вскоре после переезда в Мелихово.

Фото: Е. Попова-Гамаюн
Фото: Е. Попова-Гамаюн

К Чехову как к магниту тянулись все, кто хоть как-то соприкасался с его удивительной личностью: писатели, музыканты, художники, поэты, врачи, ученые, и просто поклонники его творчества — одни приезжали, другие уезжали. Сложная дорога никого не останавливала, от станции двенадцать верст шли пешком. Невероятное обаяние Антона Павловича создавало в Мелихово вдохновляющую атмосферу созидания, легкой влюбленности, парившей в воздухе вместе с ароматом цветов и пьянящего «эфира» вдохновения, который делал сам воздух концентрированным и насыщенным искрами творчества. Все это было слегка приперчено изящными шутками Чехова, которые он как птичек периодически выпускал на свободу.

«Хорошо у вас, и вы даже не представляете, насколько хорошо именно у вас!» (Неопубликованное письмо), — писала А. П. Чехову А. И. Иваненко в ноябре 1897 г.

С приездом гостей дом Чехова наполнялся музыкой, пением, неистощимым весельем, шутками и остроумными выдумками. Гости совершали прогулки по окрестностям Мелихова, собирали грибы, ездили большой компанией в Давыдову пустынь — одно из самых красивых мест вблизи усадьбы.

Фото: Е. Попова-Гамаюн
Фото: Е. Попова-Гамаюн

Мелихово — источник творчества и вдохновения

В Мелихово были написаны «Чайка», «Дядя Ваня» и еще около 40 произведений. Это был удивительный союз гения, земли и талантливых личностей, которые приезжали и вспенивали творческую атмосферу усадьбы. Сейчас бы сказали: он живет в потоке. По воспоминаниям гостивших у него друзей, творческий процесс у Антона Павловича шел параллельно всем другим. Например, во время шумного разговора или музыки он вдруг исчезал ненадолго, через несколько минут появлялся довольный, с сияющими глазами, потому что быстро, пока все смеялись и что-то бурно обсуждали, он записал пару строчек, которые родились в его голове. А вечерами, когда все расходились спать, в его кабинете еще долго горела лампа и на бумагу изливался тот или иной рассказ или пьеса.

Точка личной силы — флигель Чехова

В 1894 году Антон Павлович строит в усадьбе маленький, но очаровательный деревянный флигель с кабинетом, где он мог спокойно и плодотворно работать. Флигель как персонаж усадьбы расположился среди фруктового сада и ягодных кустарников. Здесь Чехов пишет пьесу «Дядя Ваня» и в уста Астрова вкладывает многие свои мысли. Особенно голос Антона Павловича звучит в разговоре с Еленой Андреевной, где Астров рисует картину преображения природы творческим трудом человека. Устами Астрова Чехов произносит и свои знаменитые слова о человеке: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Фото: М. Богачев
Фото: М. Богачев

Во флигеле была написана и его новаторская пьеса «Чайка». В. И. Немирович-Данченко, бывавший в Мелихово, писал в своих воспоминаниях: «Благодаря озеру и саду в лунные ночи и закатные вечера Мелихово было очень красиво и волновало фантазию. Здесь Чехов писал «Чайку», и много подробностей в «Чайке» навеяно обстановкой Мелихова. По крайней мере я не могу отделаться от впечатления, что сцена, которую устраивает Треплев, прошла на этой аллее, идущей к озеру, и «в доме играют», и «красная луна», и лого в четвертом действии».

Мне кажется, можно бесконечно писать о Чехове, восхищаться им. Масштаб его личности трудно измерить: 20 томов прозы; в Мелихове ежегодно как врач бесплатно принимал и лечил свыше тысячи больных крестьян; построил четыре деревенские школы, колокольню, пожарный сарай для крестьян, дорогу на Лопасню, несколько библиотек; совершил путешествие на остров Сахалин и в одиночку сделал перепись всего населения этого острова. В Крыму посадил черешни, шелковицы, пальмы, кипарисы, сирень, крыжовник, вишни и создал сад «вечной весны». Помог тысячам нуждающихся. И при том, что был серьезно болен. Такая невероятная мощь и сила духа!

Когда я писала его портрет, я чувствовала легкость, влюбленность, гармонию, аромат цветов и состояние, близкое к блаженству. Когда я приехала в Мелихово, мне показалось, что вхожу в иную волшебную реальность, которая каким-то чудом существует здесь, на Земле, рядом с Москвой. Живое пространство, где можно прикоснуться к духу Чехова, услышать звуки рояля, доносящиеся из комнат, смех и голоса Антона Павловича, его близких и друзей. Сесть на скамейку, где сидел Чехов, и почувствовать, как творчество и жажда жизни и деятельности втекает и заполняет во мне каждую клеточку.

Мусульманин для спасения души копает колодезь. Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя школу, колодезь или что-то вроде, чтобы жизнь не проходила и не уходила в вечность бесследно.

15 июня в Государственном литературно-мемориальном музее-заповеднике А. П. Чехова «Мелихово» на фестивале «Пиономания» состоится старт моего авторского проекта «100 портретов. Творцы на лопатах». Для меня большая честь и радость, что запуск проекта состоится в Мелихово — месте, где жил и творил Антон Павлович.

Твори и созидай! 

Екатерина Попова-Гамаюн Фото: М. Богачев
Екатерина Попова-Гамаюн Фото: М. Богачев

Проект «100 портретов. Портреты на лопатах».

Источники для подготовки статьи: «Мелиховский Летописец». Дневник Павла Егоровича Чехова; Виноградова К. М. «Чехов в Мелихове».