Тут все в миниатюре: маленькая липовая аллея, пруд величиною с аквариум, маленькие сад и парк, маленькие деревья, но пройдешься раз-другой, вглядишься — и впечатление маленького исчезает. Очень просторно, несмотря даже на близкое соседство деревни.
Как Мелихово само нашло Чехова
После грандиозного путешествия Чехова на Сахалин Антон Павлович решил перебраться в деревню. Того требовала его душа и здоровье. Он считал, что, так как он литератор, то должен жить среди народа. Своим друзьям он писал: «Если я в этом году не переберусь в провинцию и если покупка хутора почему-либо не удастся, то я по отношению к своему здоровью разыграю большого злодея». Весь 1891 год вся семья и друзья ищут для Антона Павловича усадьбу и находят её по объявлению в газете. Мария Павловна и Михаил Павлович отправляются в Мелихово, осматривают усадьбу и 2 февраля 1892 г. покупают ее. Чехов до покупки Мелихова в усадьбе не был и полностью доверился выбору своих близких. Из чего можно сделать удивительный вывод, что само Мелихово выбрало Чехова, а не он его. И уже весной этого же года вся семья в весеннюю распутицу перебирается жить в усадьбу. Приобретенная усадьба представляла собой сплошное недоразумение как в экономическом, так и в эстетическом плане.
Станция Лопасня, Московско-Курской. Это наш новый адрес. А вот вам подробности. Не было хлопот, так купила баба порося. Купили и мы порося — большое громоздкое имение... Вся усадьба загорожена от мира деревянной оградой на манер палисадника. Двор, сад, парк и гумно также отделены друг от друга оградами. Дом и хорош, и плох. Он просторнее московской квартиры, светел, тепел, крыт железом, стоит на хорошем месте, имеет террасу в сад, итальянские окна и проч, но плох он тем, что недостаточно высок, недостаточно молод, имеет снаружи весьма глупый и наивный вид, а внутри преизбыточествует клопами и тараканами, которых можно вывести только одним способом — пожаром: все же остальное не берет их.
Но несмотря на запущенность усадьбы Чехов счастлив и преисполнен вдохновения полностью преобразить это унылое пространство творческой и созидательной энергией своей семьи. В своих первых письмах из Мелихово он пишет: «Сижу в своем кабинете с тремя большими окнами и благодушествую». В состоянии восторга и опьянения природой и деревенской идиллией в первые же дни жизни в Мелихово он пошел знакомиться с крестьянами, чем очень удивил их. «Мы ему в пояс, — здравствуйте, барин! — а он подошел к нам и говорит: я не барин, я — доктор».
Преображение земли и создание садового рая
Хозяйственных огорчений в Мелихово было больше, чем радостных. Но Чехов, находясь в приподнятом состоянии духа, распределил среди всех членов семьи все обязанности по работе в усадьбе. С утра и до позднего вечера семья Чеховых работает не покладая рук: Михаил Павлович взял в свое ведение полевое хозяйство, Павел Егорович расчищал дорожки в саду, Евгения Яковлевна вела домашнее хозяйство. Большая часть хлопот легла на сестру Чехова Марию Павловну, и глобальная — на самого Антона Павловича. За Марией Павловной был закреплен огород и сад, также она помогала Чехову во всех хозяйственных делах и в общественной деятельности: в приемах больных, в организации врачебного пункта в Мелихове, в постройке школ. С каждым днем в руках чеховской семьи мелиховская усадьба оживала и расцветала. «...У всех Чеховых есть одно замечательное свойство — их слушаются цветы и растения, и все, что бы они ни посадили, принимается хорошо», — вспоминала писательница Т. Л. Щепкина-Куперник.
Чехов растворился в посадке цветов и деревьев. В своих дневниках он писал, что питает слабость к фруктовым деревьям. Утром он выходил в сад и подолгу рассматривал деревья и кусты роз, что-то подрезал, поправлял. Потом садился на скамейку и о чем-то мечтал. Свои мечты он воплощал весьма стремительно, не откладывая в долгий ящик. Он выписал 50 деревьев владимирской вишни, и вот уже растет в Мелихово вишневый сад. Высадил 100 кустов сирени, и уже через год цветение и аромат цветущей сирени радовали его безмерно.
Представил, что Мелихово окружают леса и через некоторое время ему привезли семена ели, сосен, дубов и лиственницы и он с забвением и восторгом засеял ими просторы за пределами усадьбы, нежно ухаживая за землей, насколько это было возможно. Он восхищался красотой деревьев и всем приезжавшим в гости показывал их как произведения искусства при разном освещении: «Вот эти сосны особенно хороши на закате, когда красные стволы, а дуб надо смотреть в сумерки». Он считал, что гармоничное слияние человека с природой является необходимым элементом счастья.
...В природе происходит нечто изумительное, трогательное, что окупает своей поэзией и новизною все неудобства жизни. Каждый день сюрпризы один лучше другого. Прилетели скворцы, везде журчит вода, на проталинах уже зеленеет трава. День тянется, как вечность... Отсюда издали люди кажутся очень хорошими, и это естественно, потому что, уходя в деревню, мы прячемся не от людей, а от своего самолюбия, которое в городе около людей бывает несправедливо и работает не в меру. Глядя на весну, мне ужасно хочется, чтобы на том свете был рай.
Очень много деталей из деятельной жизни Антона Павловича можно прочитать в дневниках его отца Павла Егоровича. Из записей видно, что центром всей мелиховской жизни был великий писатель. Кстати, дневник отца был для Антона Павловича своеобразной летописью мелиховской жизни.
Антон Павлович Чехов страстно любил природу и цветы. На огороде и в саду писатель работал с огромным удовольствием, выращивал редкие, невиданные в то время сорта томатов, капусты, «синенькие» баклажаны, артишоки, перцы, ревень, спаржу и другие овощи. По словам писателя, растения и цветы слушались его. «Хоть палку воткни, вырастет!» — говорил он и добавлял: «Если бы я теперь бросил литературу и сделался садовником, то это было бы очень хорошо, это прибавило бы мне лет десять жизни».
Доктор Чехов
В Мелихово, где на много верст в округе не было врачей, Антон Павлович, который на тот момент уже был знаменитым писателем, снова возвращается к врачебной практике. Он создал у себя настоящий больничный пункт. Принимал и лечил людей бесплатно, каждый день с 5 до 9 часов утра. Если звали, никому не отказывал — ездил к больным за десятки верст в любую погоду по бездорожью, заботился об устройстве больных крестьян в московские больницы. Михаил Павлович вспоминает, как однажды среди ночи проезжавшие мимо Мелихова путники привезли к ним человека с проколотым вилами животом, которого они подобрали на дороге: «Его внесли в кабинет Чехова, положили среди пола на ковер, и Антон Павлович долго возился с ним, исследуя раны и накладывая повязки». Он помогал всем нуждающимся всем чем мог: лечением, деньгами, лекарствами.
У меня в участке 25 деревень, 4 фабрики и 1 монастырь, — писал Чехов. — Утром приемка больных, а после утра — разъезды. Езжу, читаю лекции печенегам, лечу, сержусь и, так как земство не дало мне на организацию пунктов ни копейки, клянчу у богатых людей то у того, то у другого... мой участок имеет теперь 2 превосходных барака со всею обстановкой и бараков пять не превосходных, а скверных. Я избавил земство даже от расходов по дезинфекции.
Место встреч в атмосфере творчества
Семья Чеховых отличалась исключительным гостеприимством. К. И. Чуковский в своей книге «Чехов» писал, что ни одна усадьба не видала такого нашествия гостей, как скромное чеховское Мелихово. Общение с людьми было для Чехова потребностью души. «Жду к себе еще пропасть гостей», — пишет он 10 апреля 1892 г., вскоре после переезда в Мелихово.
К Чехову как к магниту тянулись все, кто хоть как-то соприкасался с его удивительной личностью: писатели, музыканты, художники, поэты, врачи, ученые, и просто поклонники его творчества — одни приезжали, другие уезжали. Сложная дорога никого не останавливала, от станции двенадцать верст шли пешком. Невероятное обаяние Антона Павловича создавало в Мелихово вдохновляющую атмосферу созидания, легкой влюбленности, парившей в воздухе вместе с ароматом цветов и пьянящего «эфира» вдохновения, который делал сам воздух концентрированным и насыщенным искрами творчества. Все это было слегка приперчено изящными шутками Чехова, которые он как птичек периодически выпускал на свободу.
«Хорошо у вас, и вы даже не представляете, насколько хорошо именно у вас!» (Неопубликованное письмо), — писала А. П. Чехову А. И. Иваненко в ноябре 1897 г.
С приездом гостей дом Чехова наполнялся музыкой, пением, неистощимым весельем, шутками и остроумными выдумками. Гости совершали прогулки по окрестностям Мелихова, собирали грибы, ездили большой компанией в Давыдову пустынь — одно из самых красивых мест вблизи усадьбы.
Мелихово — источник творчества и вдохновения
В Мелихово были написаны «Чайка», «Дядя Ваня» и еще около 40 произведений. Это был удивительный союз гения, земли и талантливых личностей, которые приезжали и вспенивали творческую атмосферу усадьбы. Сейчас бы сказали: он живет в потоке. По воспоминаниям гостивших у него друзей, творческий процесс у Антона Павловича шел параллельно всем другим. Например, во время шумного разговора или музыки он вдруг исчезал ненадолго, через несколько минут появлялся довольный, с сияющими глазами, потому что быстро, пока все смеялись и что-то бурно обсуждали, он записал пару строчек, которые родились в его голове. А вечерами, когда все расходились спать, в его кабинете еще долго горела лампа и на бумагу изливался тот или иной рассказ или пьеса.
Точка личной силы — флигель Чехова
В 1894 году Антон Павлович строит в усадьбе маленький, но очаровательный деревянный флигель с кабинетом, где он мог спокойно и плодотворно работать. Флигель как персонаж усадьбы расположился среди фруктового сада и ягодных кустарников. Здесь Чехов пишет пьесу «Дядя Ваня» и в уста Астрова вкладывает многие свои мысли. Особенно голос Антона Павловича звучит в разговоре с Еленой Андреевной, где Астров рисует картину преображения природы творческим трудом человека. Устами Астрова Чехов произносит и свои знаменитые слова о человеке: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Во флигеле была написана и его новаторская пьеса «Чайка». В. И. Немирович-Данченко, бывавший в Мелихово, писал в своих воспоминаниях: «Благодаря озеру и саду в лунные ночи и закатные вечера Мелихово было очень красиво и волновало фантазию. Здесь Чехов писал «Чайку», и много подробностей в «Чайке» навеяно обстановкой Мелихова. По крайней мере я не могу отделаться от впечатления, что сцена, которую устраивает Треплев, прошла на этой аллее, идущей к озеру, и «в доме играют», и «красная луна», и лого в четвертом действии».
Мне кажется, можно бесконечно писать о Чехове, восхищаться им. Масштаб его личности трудно измерить: 20 томов прозы; в Мелихове ежегодно как врач бесплатно принимал и лечил свыше тысячи больных крестьян; построил четыре деревенские школы, колокольню, пожарный сарай для крестьян, дорогу на Лопасню, несколько библиотек; совершил путешествие на остров Сахалин и в одиночку сделал перепись всего населения этого острова. В Крыму посадил черешни, шелковицы, пальмы, кипарисы, сирень, крыжовник, вишни и создал сад «вечной весны». Помог тысячам нуждающихся. И при том, что был серьезно болен. Такая невероятная мощь и сила духа!
Когда я писала его портрет, я чувствовала легкость, влюбленность, гармонию, аромат цветов и состояние, близкое к блаженству. Когда я приехала в Мелихово, мне показалось, что вхожу в иную волшебную реальность, которая каким-то чудом существует здесь, на Земле, рядом с Москвой. Живое пространство, где можно прикоснуться к духу Чехова, услышать звуки рояля, доносящиеся из комнат, смех и голоса Антона Павловича, его близких и друзей. Сесть на скамейку, где сидел Чехов, и почувствовать, как творчество и жажда жизни и деятельности втекает и заполняет во мне каждую клеточку.
Мусульманин для спасения души копает колодезь. Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя школу, колодезь или что-то вроде, чтобы жизнь не проходила и не уходила в вечность бесследно.
15 июня в Государственном литературно-мемориальном музее-заповеднике А. П. Чехова «Мелихово» на фестивале «Пиономания» состоится старт моего авторского проекта «100 портретов. Творцы на лопатах». Для меня большая честь и радость, что запуск проекта состоится в Мелихово — месте, где жил и творил Антон Павлович.
Твори и созидай!
Проект «100 портретов. Портреты на лопатах».
Источники для подготовки статьи: «Мелиховский Летописец». Дневник Павла Егоровича Чехова; Виноградова К. М. «Чехов в Мелихове».