Дом Павла Бажова — камертон его духа, ключ к пространству всего Урала

Мы путешествуем в места силы, которые нам кто-то указал, но зачастую проходим мимо реального места силы, каким является дом и сад Павла Петровича Бажова — человека-загадки, писателя-сказочника, неистощимого исследователя, великого творца, деятеля и созидателя, владеющего ключами от разных реальностей, доброго волшебника, мечтавшего о счастье и процветании простых людей, фольклориста, собравшего мифологию горнозаводской цивилизации Урала, мастера слова, который проявил и закрепил главную ценность уральской земли — труд и овладение мастерством.

Нельзя отделить Бажова от его сказов, от его сада и дома — он и есть его сказы, он и есть фонтанирующая историями реальность дома и сада. Мне представляется, что часть Бажова ушла в сказы, часть осталась на территории дома и сада, а часть путешествует по Уралу и России в виде чудесных сновидений, которые особо чувствительные и одарённые могут увидеть в своих снах или прозреть в художественных образах.

История преобразования сада Павла Петровича Бажова

Эта история началась осенью 2024 года, когда я с проектом «Медиа Амбассадоры» побывала в Екатеринбурге в Мемориальном доме-музее П. П. Бажова. Это было моей давней мечтой — оказаться в доме, где жил и творил великий сказитель земли уральской, а мечты, как полагается, сбываются. На пороге дома нас встретил и провёл экскурсию по дому заведующий музея Георгий Григорьев.

Сад для посетителей был закрыт, но я уговорила Георгия сделать для нас исключение и пустить в пространство Павла Петровича, где он черпал вдохновение и в перерывах между садовыми работами сочинял свои знаменитые сказы. Сад показался мне отдельной, застывшей, заколдованной реальностью.

Возможно, я окрасила его своей фантазией, но для меня он открылся как территория волшебства, где старые деревья своими ветвями образуют графику образов, деревья шелестом листвы повторяют слова из сказов Бажова, а земля переполнена силой Урала и готова поделиться ей с тем, кто проникнется ее удивительной энергетикой.

Автор «Малахитовой шкатулки» прожил невероятную жизнь. Свой дом писатель построил в 1914 г. Рядом с домом он разбил сад-огород, который помогал выживать в трудные для Бажова и его семьи годы и в котором экспериментировал с фруктовыми и овощными культурами. Этот сад был для него неиссякаемым источником творчества и вдохновения. В нём писатель создал такие тексты, как «Малахитовая шкатулка», «Сочневы камешки», «Каменный цветок» и др.

Сад был прекрасен и одновременно немного печален. Чувствовалось, что там лет 15, а то и больше не обновляли забор и декоративные элементы. Познакомившись с замечательным коллективом музея, я узнала, что они как могут поддерживают сад. Я спросила у Георгия, главного хранителя бажовского наследия, могу ли я помочь заботиться об этом уголке волшебства и силы Павла Петровича в Екатеринбурге. Получив согласие, я начала поиск тех, кто мог бы включиться своими ресурсами — денежными, лакокрасочными или какими-либо другими — и смахнуть пыль времени с пространства сада и проявить красоту этого места.

Я преклоняюсь перед личностью Бажова, и для меня огромная радость — прикоснуться не только к его творческому наследию, но и к земле, по которой он ходил, помочь возродить сад, который был его отдушиной, вдохновением, местом силы и творчества. Ведь именно здесь родились сюжеты многих его сказов. Чтобы сказка ожила, в неё достаточно поверить. И тогда в реальной жизни начинают происходить чудеса, а мир — преображается.

«Бажовские пособники»

Думаю, Павел Петрович стучался откуда-то сверху, из центра своей Вселенной, ко многим, но достучался до меня, потому что я верю в сказку. Выбрав в проводники меня, он тщательным образом подбирал и тех, кто готов был инвестировать свои ресурсы в чудо. В один прекрасный день я оказалась в офисе компании OSMO. История этого немецкого концерна началась в Вестфалии с обыкновенной лесопилки, через год после рождения в 1879 году на Урале в г. Сысерть мальчика-вундеркинда Паши. С 1964 году OSMO стала специализироваться на маслах для древесины. Руководством компании было принято решение выделить более 100 литров краски на покраску забора и элементов дома. На мой вопрос, почему компания решила помочь, ответил руководитель московского отдела продаж компании OSMO Никита Полетаев: «Для нас это решение стало не столько актом благотворительности, сколько актом глубокой симпатии и признательности. Дом-музей Бажова — это не просто памятник истории, это живое пространство, где продолжает обитать дух Урала, воплощенный в сказах великого писателя. Бажов — это символ Урала, региона с невероятно сильным промышленным и культурным кодом, основанным на качестве, стойкости и мастерстве. Эти ценности абсолютно созвучны философии нашей компании. Поддержав Дом-музей, мы не просто подарили краску. Мы внесли свой вклад в сохранение «мастерской» русской культуры, места, где рождались великие истории. Для нас важно, чтобы это место, как и идеи Бажова, продолжали вдохновлять новые поколения — дизайнеров, художников, писателей и просто думающих людей. Это наш вклад в экосистему культуры, которая, в конечном счете, формирует среду, в которой мы все живём и работаем».

С краской для металла нам помогла компания «Европроект Групп Урал» в лице генерального директора Владимира Морозова: «Благодарю Екатерину Попову-Гамаюн за представленную возможность через поддержку этого проекта прикоснуться к чему-то по-настоящему доброму, светлому и душевному, за возможность на мгновения остановить время, вернуться в детство и отдохнуть от ежедневной суеты! Рад был встретить ярких и позитивных единомышленников, которые также считают что кто не помнит прошлое, тот не имеет будущего. Буду и дальше способствовать развитию этого уникального проекта!».

Цвет забора

К этому необыкновенному приключению присоединилась и моя подруга Елена Сафина, дизайнер интерьера, выпускница школы «Детали». И в начале лета мы отправились в Екатеринбург в Дом-музей Бажова, чтобы проанализировать цветовую палитру сада и дома и выбрать правильные и корректные цвета для этого удивительного пространства.

«Несколько лет назад я решила перечитать сказы П. П. Бажова. В детстве они представляются некими волшебными сказками с чудесами. Во взрослом состоянии начинаешь понимать, что в этих произведениях заложены глубинные смыслы и ответы на многие важные жизненные вопросы. В сказах присутствует некая слегка потусторонняя, мистическая отстраненность, и это завораживает. Поэтому когда моя подруга, Екатерина Попова-Гамаюн, загорелась идеей помощи Дому-музею П. П. Бажова, я предложила ей свою помощь. Мы приехали в музей, познакомились с сотрудниками музея — это удивительно тонкие, любящие свою работу люди.

Прочувствовали настроение пространства. И, исходя из этого, предложили колористическое решение по покраске забора и элементов дома. Основная цель была растворить линию забора, стерев границу сада, углубив его пространство. Также хотелось провести границу между общественным пространством хоз. двора и именно садом. Когда мы с Екатериной приехали осенью в Дом-музей, то основная часть работ по покраске была выполнена, и мы с радостью увидели, что идея с выбором цвета была правильная и всем нравится», — Елена Сафина.

Для внешней стороны забора, которая всегда освещена солнцем, мы выбрали густой, яркий зеленый оттенок, который при солнечном освещении передает колористику всего сада Павла Петровича.

Для внутренней части забора был выбран глубокий темно-зеленый оттенок, напоминающий самые темные уголки уральского леса, где живут сказочные существа и растут таинственные растения. Этот оттенок волшебным образом постоянно меняет свой цвет в течение дня и чем-то напоминает тёмные прожилки малахита. Этот камень — одна из самых больших загадок в творчестве Бажова. В цветовой графике малахита есть что-то запредельное, иррациональное. Малахит — это тайна, которая связывает героев Бажова и его самого с источником вдохновения и творчества, портал в иной мир, где действуют другие законы. Мы решили, что на таком «полотне» любая графика деревьев будет выглядеть как произведение искусства.

Сад разделен низким штакетником на две части: общественную и сам сад-огород семьи, где выращивали овощи, фрукты и цветы. Павел Петрович любил «весёлый огород», он писал: «В кратких словах — люблю весёлый огород, где бестолково перемежаются малина с хреном, капуста с маком и т. д. Всё это пускается погуще. Зелень получается буйная, кудрявая». Было принято решение выкрасить штакетник цветом неба и незабудок.

Для входного крыльца и металлических элементов дома, которые обычно выкрашивали суриком, был выбран цвет ягод сада, эдакая смесь рябины, калины, боярышника, вишни и малины. Оставалось одно внутреннее крыльцо, на котором в солнечную погоду всегда играет солнце и которое исторически было выкрашено в желто-оранжевый. Для него мы подобрали солнечно-желтый, чтобы даже в дождливую погоду он сиял как солнце и передавал тепло души хозяина дома.

Когда я представила Павла Петровича на крыльце, как он выходит в сад поработать, потом ставит самовар, садится попить чай с вареньем и пирогами, захотелось вернуть эти зарисовки из жизни Павла Петровича в пространство сада. Вместе с Леной мы прорисовали такие «душевные точки» в саду. Лена взялась за декор стола, где любил посидеть за чаем писатель. И это у нее, как профессионального дизайнера, получилось превосходно.

«Я подключилась к оформлению пространства. Не хотелось как-то усложнять и вносить дополнительные инородные элементы в оформление. Бажовы жили просто, основной идеей было высказывание Павла Петровича: «Родное дороже благородного». Поэтому использовали то, что есть. И, поскольку Бажов очень любил свой сад-огород, оформление дополнили съедобной зеленью с огорода. Сотрудники музея своими силами возделывают его и ухаживают за садом. Я рада, что мне выдалась возможность поучаствовать в таком интересном и важном деле», — сказала Елена Сафина.

За границей обыденности

Забор очерчивает пространство сада, это граница, где заканчивается обыденность, суета города и начинается сказка. Забор в саду Павла Петровича — как обложка книги. Ещё недавно его «страницы» были потрепаны, а теперь — обновлённые, но история внутри всё та же — бажовская, вечная!

Вся команда музея была вовлечена в преображение забора. «Бажовские пособники»: Анжелика Руднева, Ольга Никова, Марина Лепихина, Надежда Третьякова, Евгения Потапова и, конечно, Георгий Григорьев. Настоящая дружная семья — своей любовью, преданностью и трудом, они сохраняют память о Павле Петровиче и делают его образ живым.

Анжелика Руднева вместе с Еленой Сафиной нанесли на забор цитаты из сказов Павла Петровича, его мудрые мысли и советы. В планах расширить это начинание и запустить проект «Говорящий забор» для всех жителей города и страны. На внешней стороне забора будут проявляться актуальные для нашего времени мысли и советы от Павла Петровича.

Портреты Бажова как грани его личности

Весь этот год был освещен для меня творчеством Павла Петровича. Я читала его сказы и письма, рисовала его портреты. Первыми появились карандашные наброски, потом прорисовался портрет на картоне, дальше — портрет на садовой лопате в рамках моего проекта «100 портретов. Творцы на лопатах».

Потом родились истории про Павла Петровича на старых досках деревенского забора, где много лет назад я написала портрет Хозяйки Медной горы, все эти портреты были вписаны в буквы его имени.

Самый грандиозный портрет получился на огромной лопате практически в человеческий рост, которую для меня сварил мастер по металлу Александр Бобылев.

Лопата у Бажова фигурирует во многих сказах как магический предмет, так, например, в «Огневушке-Поскакушке» лопата вытягивает героя из снега и ведет домой, ставя по пути зарубки. Потом на этой лопате оказались «золотые таракашки», позволившие Федюньке «годов с пяток в достатке пожить».

Ну и конечно, лопата — верный садовый инструмент Бажова. В письме к Е. А. Пермяку он писал: «Из огородных работ больше всего люблю копать землю. Копаю весной, копаю осенью. Иногда даже копаю в перевал, когда первый пласт окажется внизу, а второй сверху. Мне это просто доставляет удовольствие: работаешь, потеешь на солнышке, а всегда ли это надо — не задумывался…»

Портреты я привезла в Екатеринбург, в дар музею и в благодарность Павлу Петровичу за его мудрость, силу и красоту слова. С каждым днём моё погружение в мир Бажова становилось все глубже и глубже. Его личность, словно магнит, притягивает и не отпускает меня. Павел Петрович стал для меня мудрым учителем и настоящим волшебником.

Он научил меня слышать мир по-новому, видеть необычное в простом, находить чудо в обыденном. Бажов открыл мне секрет истинного творчества: творить «не ради корысти, а ради красоты».

Он показал, что земля — живой организм, где каждый камень и каждое дерево хранят свою историю. И в то же время это текст, который нужно научиться читать. Бажов стал моим проводником в этом удивительном чтении.

Через его сказы я открыла для себя Урал — землю, где человек и природа до сих пор ведут древний диалог на языке красоты и тайны. Каждое его слово — словно драгоценный самородок, найденный в недрах уральских гор. Я бережно собрала его мудрые наставления, и теперь они, как путеводные звёзды, освещают мой путь. 

Сад оживает

Старый дом, утопающий в зелени сада, дым от самовара... Всё в этом пространстве наполнено теплом души Павла Петровича. Я сидела на крыльце, пила чай с душистыми травами, слушала голос Павла Петровича, который доносился из огромной лопаты с его портретом, и на минуту мне показалось, что он стоит в саду — маленький старик с белой бородой, сотворивший огромный миф Урала, который пророс в умы людей и стал частью истории и культуры огромного региона.

Он с улыбкой наблюдал, как бережно и с большой любовью его «пособники» суетились, бегали, что-то убирали, подкрашивали, украшали в его любимом саду.

«Изо дня в день я вижу по посетителям музея, насколько душа нынешнего городского жителя нуждается в бажовской атмосфере неспешной гармонии, какой-то глубинной заземлённости. Также знаю, что Бажов способен удивлять, вдохновлять, учить, утешать, притом людей самых разных возрастов и профессий. Поэтому искренне верю, что наша новая площадка и «Школа юного уральца» станут роскошным и очень нужным подарком городу, да и всей стране. К тому же в 2029 году Павлу Петровичу исполняется 150 лет. И как же хорошо и правильно будет отмечать эту дату всей страной, объединив людей под общим флагом бажовской мудрости, которая учит уважению к себе и своему труду, влюблённости в своё родное место, взаимопомощи и вере в неисчерпаемые богатства жизни», — отметил заведующий домом-музеем П. П. Бажова Георгий Григорьев.

Фигура Бажова намного больше этого сада, и Екатеринбурга, и Урала, и всей России. Потому что главные ценности его мифа — это труд, мастерство, любовь, вера, честность, самоотдача, доброта.

Когда я впервые оказалась в саду, то мне показалось, что время здесь замерло. А сейчас сад как будто ожил, проснулся от глубокого сна, я почувствовала, что именно здесь, в самом центре Урала, в старом саду сказителя закручиваются новые вихри, новые смыслы и сказы. И придёт время, когда то, что здесь пробудилось и активизировалось нашей энергией и любовью к писателю, проявится. Наступает время новых сказов, и проводником к ним будет Павел Петрович Бажов и мы, его верные «пособники».

«Вселенная сказителя земли уральской Павла Бажова. Загадки и тайны его творчества»