— Первый вопрос, самый простой и очевидный и вместе с тем самый сложный, — что для тебя творчество?
— Для меня это все равно что спросить: «Что такое воздух?» Воздух — это то, без чего ты не можешь жить. Творчество — это что-то того же порядка. Если абстрагироваться от того, что я работаю в творческой индустрии, то я бы сказал, что для меня творчество — это способность находить интересные, нестандартные решения в чем угодно — в том числе в бизнесе, финансах, управлении. Это основополагающая база успеха в любом деле.
— Можешь выделить какие-то составляющие в творческом процессе, которые для тебя важны?
— Как раз недавно размышлял на эту тему и вывел для себя три пункта.
Первый — это чувствование. То, что иногда называют насмотренностью — эмоциональный, чувственный опыт. Это основополагающая составляющая, потому что никому никогда не будет интересен продукт, в котором нет души, не видно вложенного в него чувства. Творчество в принципе — про передачу эмоций и чувств.
Вторая тема — это навык: твоя квалификация, опыт.
И третья тема — это везение: возможность оказаться в нужном месте в нужное время. Но везение, как правило, связано с первым пунктом — чувствованием.
Чувство — это закодированная информация. Соприкосновение с каким-то творческим продуктом, например, арт-объектом, вызывает в тебе большой спектр ощущений, и чтобы их декодировать, расшифровать может потребоваться очень много слов.
И в этом смысле навык расшифровки появляется в умении отделить мысли от чувств. Это принципиальный момент, поскольку мысли генерирует мозг, но как только он подключается, начинается рефлексия и все, что связано с аналитикой, а сами чувства уходят на задний план. Они не поддаются анализу, они просто чувствуются, и все. Задача творческого человека — расшифровать это. Такое вот я нашел интересное для себя определение чувств.
— Получается, что если творец сам чего-то не чувствовал, соответственно, он не может вложить это в свой продукт?
— Я в этом более чем уверен. В любом случае в творческом продукте, который успешен, виден, интересен людям, безусловно, заложены чувства и чувствование в том или ином виде.
— Думал ли ты когда-нибудь, что творчество — это твое предназначение?
— Предназначение — это не то, что тебе нужно делать, а это то, что ты не можешь не делать. Мне нравится моя работа — я ее делаю. Например, нравится рисовать энергопортреты — я их рисую. То есть по факту ты делаешь то, что отзывается у тебя внутри.
Это как детские мечты — они же самые сильные. Их отличает то, что в них заложено очень много чувственных эмоций, но очень мало практики. Вот ты что-то хочешь, но почему — непонятно. Просто очень тянет это делать. И сейчас я за собой такую историю ловлю и стараюсь ее практиковать.
То есть я мечтаю не о чем-то конкретном, а об ощущении, которое хочу получить. Такой чувственный слайд: я хочу себя ощущать вот так. И мне кажется, в этом есть что-то правильное: когда ты говоришь со своей душой, тогда и результат получается сильнее, что ли. И сам процесс тебе откликается, потому что душа дает понимание, что да, это тепло, и туда мне хочется идти. Это вовсе не то, что рождается «от головы», типа «я хочу миллион долларов». И что?
— Ты делился со мной тем, что как раз реализовал одну из своих детских мечт, и только недавно осознал это.
— Мы как-то уже говорили с тобой, что наша душа знает, как привести нас к мечте, если научишься слушать себя.
Когда я только начинал свой путь в дизайне в 90-х годах, как-то по телевизору увидел трансляцию Олимпиады. И помню, мысль такая промелькнула — «Как же было бы круто однажды что-нибудь нарисовать для Олимпиады, такое, чтобы по телевизору показывали».
И вчера я про это вспомнил — когда смотрел прямой эфир «Игр Будущего» и увидел талисман, над которым работал, — Птицу MИRУ. Я вдруг понял — получается, что моя мечта все-таки осуществилась! Потрясающее чувство — сколько заряда и энергии есть в детских мечтах! Моя воплотилась только потому, что два с половиной года назад я начал учиться прислушиваться к себе. Когда ты хотя бы раз, хотя бы на один момент ощутил внутри: «Я чувствую все! Я понимаю, ради чего узнавать себя и расчищать "завалы" внутренние, для чего это делать. И это самое крутое чувство на свете», ты больше не можешь жить, как раньше. Не можешь не делать этого, не разделять это с другими, не можешь оставить это только себе.
— Кстати, по поводу этого талисмана. Ты сейчас говорил о творчестве, как о неком синтезе кодов, которые мы вкладываем в тот или иной продукт. Что ты вкладывал в МИRУ?
— В любое творчество ты вкладываешь свою внутреннюю страсть, passion. И чем больше в этой энергии будет созидательного начала, тем, мне кажется, больше шансов на успех этого мероприятия, произведения или чего угодно другого.
Главный смысл «Игр Будущего» — это трансформация, активация сознания как можно большего числа людей во всём мире. И Птица МИRA воплощает в себе этот самый «код активации», активное, творческое начало. Она — проводник в будущее, который объединяет два мира — виртуальной и физической реальности, материальное и духовное. Так что в этом образе заключено огромное количество невербальной информации. Это синтез чувств и мыслей множества людей, в том числе команды «Игр Будущего» и сообщества reLove. Именно поэтому он так сильно резонирует со зрителем.
А сама идея МИRЫ зародилась благодаря множеству факторов — это и детская мечта, и мое участие в творческом сообществе reLove, благодаря которому я открыл в себе навык создания энергопортретов (портретов энергии людей), постоянное взаимодействие со множеством ярких, увлеченных людей, составляющих команду «Игр будущего». Все это в какой-то момент привело к появлению образа Жар-птицы как проводника в будущее и символа этой творческой и созидательной энергии.
Здесь, наверное, нужно рассказать, как я попал в это проект. В него меня позвала Наташа Волкош, которая является партнером «Игр будущего» и основателем сообщества reLove. Это произошло как раз в тот момент, когда ребята из оргкомитета мучительно искали решение, поскольку на тот момент еще не было чёткого видения, каким должен быть талисман Игр. Среди прочего была идея сделать Жар-птицу, но ни один из вариантов, который приносили дизайнеры, не вызывал нужного отклика.
Иными словами, такая задача-«неберучка». И если бы не было вот этих моих экспериментов с энергопортретами, вряд ли бы я ее решил. Я много времени провел с Наташей, стараясь понять и прочувствовать ее видение того, что собой представляют «Игры Будущего» — какие смыслы, идеи, образы она в них вкладывает. И в какой-то момент у меня сложился образ Птицы как своего рода энергопортрет самой Наташи, точнее, тех творческих энергий, которыми она наполняла свои проекты.
Образ Птицы показался мне невероятно интересным, но сам процесс создания оказался далеко не лёгким и безоблачным! Это был огромный путь со своими взлётами и падениями, сложностями, ожиданиями, согласованиями. Я понял, что моя история с энергопортретами сюда очень подходит: что-то такое, чего ещё не было, созданное из энергий! Мы много общались с командой организаторов и разбирали на атомы эскизы, встречались со студентами из Казани: такие заряженные и открытые ребята, они придумали лучшее название, которое только могло быть — МИРА. Очень долгий был процесс «оживления», то есть анимации Птицы — потому что никто не мог понять, как анимировать Энергию! Это было основной проблемой — у энергии нет физической формы, ей невозможно задать текстуру.
Ну а в целом, процесс создания проходил так: в один день ты — герой, который принёс новаторскую идею, которую всё это время искали, а в другой — все переворачивается с ног на голову. И тут же включаются все рычаги ума от «да пошли вы все, что вы вообще понимаете» до «я вообще не могу это сделать, я просто неспособен». Мне повезло, что рядом была Наташа Волкош. Она верила, что я могу довести процесс до конца, даже когда я сам уже начал в этом сомневаться. В конечном счете помогла ее поддержка и внутренняя работа над собой.
— Садхгуру называет это «внутренней инженерией»…
— Да, хорошее определение. В эту точку начала работы с внутренним собой я пришел не от хорошей жизни. В какой-то момент у меня все в жизни начало сыпаться: и в отношениях, и в бизнесе, и в творчестве происходили какие-то адовы качели. Я понял, что что-то делаю не так. И в этот кризисный момент попал в сообщество reLove, где началась моя большая работа по пониманию — как у меня внутри все устроено. До этого не было такого понимания, и даже не было желания понимать — что вообще есть внутри твоего разума. Признаться честно, я даже не отличал чувства от эмоций. И ответить себе на вопрос: «Что я чувствую?» мог только в духе: «Ну, норм» или «Ну, что-то не очень» — вот так вот. Мне бывшая жена говорила: «У тебя эмоциональный диапазон, как у чайной ложки». Меня это даже не обижало. Я думал: «Ну да, я просто такой брутальный чувак, и да, у меня такой диапазон. Ну и пофигу!».
Поэтому когда в сообществе у меня началась большая работа, для меня она была реально тяжёлой. Я заставлял себя вести записи, отвечать на сложные вопросы, выуживать и выдавливать из себя слова: а что же я на самом деле чувствую по отношению к себе или к ситуации? Подобные вопросы очень неприятно задавать себе внутри, а уж тем более честно на них отвечать.
— Это какая-то практика? Для людей, например, с этим незнакомых, как выработать этот навык чувствования?
— Да, это в чистом виде практика. Вот ты читаешь книжки, проходишь какие-то курсы, делаешь задания. То есть для того, чтобы в это погрузиться, нужно хотя бы простые шаги делать. А все обычно сливаются на заданиях, кажется: да и так все понятно, что там писать? Но как только начинаешь писать — становится еще сложнее и непонятнее. И до сих пор, на самом деле, неприятно вскрывать какие-то вещи и признаваться себе.
Я даже нарисовал для себя схему, потому что мне понятнее мыслить схематично, структурно, несмотря на то, что я в творчестве. Мне почему-то все схемы методологически понятнее. Так вот, я нарисовал схему, которая мне помогает понять свое внутреннее состояние — как я себя сейчас ощущаю, — хорошо ли, плохо ли, тревожно мне или страшно, или еще как-то. Это все напрямую связано с внешним проявлением, с тем, что происходит в твоих отношениях, в работе, в бизнесе.
Это для меня стало в какой-то момент открытием. И вот за эти два с половиной года, сколько я состою в комьюнити, — я не раз убеждался, что это все очень хорошо работает. То, что ты внутри ощущаешь, как ты ощущаешь, какие там у тебя затыки, — очень сильно отражается на внешнем.
— И как раз в это время родился твой проект «Энергопортрет» — Portrenergy?
— Да, верно. Хотелось бы сказать, что это произошло случайно, но из того, что я сейчас сказал, ясно, что ничего случайного не бывает. Энергопортреты вышли из медитации, потому что медитативная практика — это один из важнейших инструментов внутренней инженерии.
Медитация позволяет тебе замедлиться. Не остановиться, потому что остановиться невозможно, у тебя все равно мозг будет о чем-то думать, он не может полностью бездействовать. Медитативные практики очень хорошо помогают освободить мозг от лишних мыслей. И как только у тебя вот эти все мысли уходят, начинают появляться какие-то образы. У меня почему-то начали появляться образы таких вихрей каких-то, вихревых потоков, в особенности, когда я думал об определенных людях. И начал уже экспериментировать и заходить в медитации, подсоединяться к человеку. А в любом творчестве как раз и нужно подсоединиться эмоционально к человеку. Нельзя, например, просто нарисовать портрет, зная только имя и фамилию, необходима связь. Либо личный контакт, когда с человеком общаешься, либо какое-то его выражение в творчестве, которое ты как зритель воспринимаешь. Вот, например, у меня есть эскизы Курентзиса. Однажды, когда я был на его концерте, я подумал: «Вот интересно. Я его лично не знаю, но его творчество в моем восприятии — такое, и скорее всего, он сам может быть таким».
— А скажи, пожалуйста, когда люди видят те энергопортреты себя, как они реагируют? Что они тебе говорят? Какая обратная связь?
— Я их не так много сделал, прямо качественных. У меня много эскизов, но прямо до конца отрисованных немного. Но те, кого я делал, — а я делал, как правило, людям, которые это могут оценить, — им это все отзывалось. Это меня как-то вдохновляло и поддерживало, потому что я думаю: «Ну, что-то, видимо, я правильно делаю». К примеру, я одной девушке рисовал портрет. Она не состоит в сообществе, то есть довольно далека от нашего контекста. Но она мне дала потрясающую обратную связь. Сказала, что через это что-то своё почувствовала, что ей какое-то понимание пришло.
— Какой самый важный или, может, самый интересный или необычный вывод для себя ты сделал, работая в творческом проекте?
— Что любое начинание лучше делать в паре. И здесь много всяких объяснений: прежде всего, в паре проще, в паре есть «об кого поговорить», в паре можно разделить ответственность.
И также я убежден, что в этой паре должен быть либо мужчина-партнер с очень проявленной женской частью, либо женщина, которая успешна в бизнесе. Просто для того, чтобы происходило вот это самое нивелирование энергий, чтобы получилась компиляция. Потому что женщины прекрасно решают эти задачи — как донести информацию, как и кому ее рассказать правильно, чтобы услышали, и так далее.
Ну, а мужчины — они просто делают, прямолинейно и деловито. Поэтому я за парность. И, кстати, этот подход проповедуют многие — Гор Нахапетян про тандемность говорит, и это мне очень отзывается. Когда я в «Сколково» учился, у нас была лекция Нахапетяна как раз про парность в проектах. И я понял, что это чёткое попадание в мое собственное видение: «О, это точно оно!». В принципе, все про одно и то же, только разными словами.
— Но чтобы в эту классную созидательную парность выйти, нужно ее внутри себя настроить, да?
— Это да. Это точно. Скорее всего, это так и есть, потому что если у тебя не прокачана чувственная часть (а чувственная часть — она женская, метафорически), то ты даже не сможешь с женщиной поговорить толком. Вообще, мне кажется, в этом и есть основные проблемы взаимоотношений между полами: мужчины не понимают женщин только лишь потому, что не понимают свою «внутреннюю женщину» — а что это вообще такое? Что она хочет? Она вообще есть или нет? Если на эту тему попробовать посмотреть с другой стороны, с не очень стандартной, и поразмышлять, что всё-таки женская энергия есть в нас всех в том или ином виде, и на нее нельзя не обращать внимания, то все идет на поправку.
— И в завершение нашего разговора давай вернемся к теме, с который мы начали. Творческое начало, которое есть в каждом человеке, то самое «ДНК Творца» — как ты для себя его определяешь? Что это для тебя?
— Попробую сформулировать. Может быть, это как раз подытоживает всё, что я говорил до этого. Это умение чувствовать во всех аспектах, которое подтверждено компетенцией и навыком.
— Напоследок хотела бы спросить у тебя — кто тебя вдохновляет из предпринимателей, визионеров? Чье интервью на тему творчества ты хотел бы послушать?
— Борис Зарьков, Дмитрий Симоненко, Олег Волкош — они меня вдохновляют. То, что они делают и как. Какие смыслы вкладывают, какую миссию. И мне даже интересно на такие темы с ними пообщаться. Какая у них внутри логика, как они думают, как они чувствуют, какое они уделяют внимание и какое придают значение самим чувствам, и как это по итогу воплощается в результат.