Пройдя путь от скромной, как принято в научной среде, сотрудницы института философии до сооснователя образовательной платформы, а теперь стартуя с нуля сразу в двух проектах в другой стране, делюсь опытом с женщинами, которых в их начинаниях сковывает страх

1.         Найти ментора.

Как-то я разговорилась с сотрудницей пиццерии, она давно работала в общепите, знала процессы изнутри. Но о том, чтобы открыть своё, вскользь упомянула как о несбыточной мечте: «Сначала мне надо пару лет поучиться бизнесу…». В тот момент меня осенило: как схожи сомнения женщин, особенно в предпринимательстве! Восточное общество «стыда и страха» сильно убавляет в нас уверенности: «могу, имею право» — лично я годами растила в себе простые истины. К слову, аудитория ScienceMe на 80% состоит из женщин, и в опросах они часто отвечают, что изучают искусство, чтобы «не стыдно было рассуждать в компании», «не страшно показаться не образованными».

В науке вообще очень давят авторитеты. Условно, ты должна 10 лет читать других и только потом можешь сказать хоть что-то. Когда запускали образовательную платформу, понимали, что регулярность мероприятий и курсов не позволит каждую выбранную тему готовить по 10 лет, знали, что люди придут на популярного лектора, но в сообществе для кого-то спорного. Делали, преодолевая страх.

Точно также, опасаясь быть непонятой в привычной среде, я будучи аспиранткой, впервые попросилась работать в научпоп-проект с простой подачей. Я изучала искусство и видела, что про классных людей, события, книги ничего не было в инфополе. Конечно, у меня горели глаза от возможности исправить это через соцсети, — и, думаю, заметив мою вовлечённость, в меня на той работе многое вкладывали: знания, инструменты, понимание аудитории. Я, кстати, сама написала основательнице и в итоге получила менторство! С тех пор мой главный совет тем, кто его просит в начале пути: не стесняйтесь писать вдохновляющим людям. Где-то стажируйтесь. Кого-то просите уделить 20 минут для консультации по конкретному кейсу.

Конечно, известные люди с большой занятостью могут и не ответить, но кто-то из сферы (а за лидерами всегда лучше следить) откликнется. Ментором может стать и хорошая знакомая — из другой области: звонки (раз в одну или две недели) с постановкой целей и разбором опыта очень мотивируют. Я это практикую с коллегами и подругами до сих пор. Если позволяют ресурсы, можно обратиться к профессиональному тренеру.

2. Записывать все идеи.

Когда начинаешь работать над собственным проектом, энергия наполняет, мысли разворачиваются в мечты. Чтобы всё это работало на вас, а не улетучилось в рутине текущих задач, искренне желаю всем ввести инструменты учёта креативной деятельности мозга.

Я использую таблицы (обычные в облаке Google) и майнд-карты (например, программа X-mind). Первые позволяют по столбцам систематизировать, в какой области проекта это пригодится, какие сроки для реализации нужны. Вторые — наглядно продемонстрировать самой себе и коллегам, на что может повлиять и к чему привести то или иное действие. Каждое озарение, любые задумки неслучайны. Часто они в самый неожиданный момент становятся недостающим элементом пазла.

Так же я поступаю с классным опытом других. Например, когда впервые увидела на YouTube конференцию Cartier Women’s Initiative, я столько всего почерпнула из выступлений победительниц конкурса. Далеко не всё было на тот момент применимо в моей практике, но таблицы с идеями и подходами хранятся, и уже сейчас, активно занимаясь people management в США, я возвращаюсь к опыту женщин, которые руководят большими бизнесами социальной направленности.

Меня в инициативе Cartier Women’s Initiative ещё поразило, что есть (оказывается!) сообщество людей, с которыми мы одинаково мыслим. Конкурс ежегодный, и хоть участвовать с ИП нельзя, можно посещать конференции, смотреть лекции в открытом доступе. Конкурс 2023 года, кстати,  начался 10 мая (https://www.cartierwomensinitiative.com)

 До запуска компания открывает образовательную онлайн платформу для девушек-предпринимательниц Cartier Women’s Initiative Academy академию для участниц. Если вы impact-предпринимательница, учредитель или соучредитель бизнеса, который находится на ранней стадии развития (от 1 до 5 лет) и отвечает как минимум одной цели устойчивого развития ООН, то рекомендую рассмотреть возможность и принять участие в CWI Academy: (https://bit.ly/3nRapmF). Набор продлится до 24 мая, поэтому лучше регистрироваться как можно скорее.

Общаясь с организаторами, я увидела, что академия устроена по современному принципу peer-to-peer: делиться идеями и сохранять знания для сообщества. То есть девушки не только учатся, но и оцифровывают опыт друг друга, кому-то он помогает прямо сейчас, кому-то пригодится в будущем. Меня это вдохновило собирать свой круг единомышленниц, в котором будем делиться всем полезным на постоянной основе.

3. Действовать каждый день.

С регулярностью у многих начинающих своё дело проблемы: страх глобальных перемен сковывает. Сейчас я знаю, что рынке коучинга есть специалисты, которые задают нужные для старта и раскачки вопросы. Их услуги вполне доступны. Главная цель — разложить объемные «неподъемные» процессы на небольшие конкретные действия. Иначе можно долго «продумывать, как будет лучше», так никогда и не запустив проект.

План действий должен быть понятным, с разумными сроками выполнения: день, неделя, месяц. Главное — ему ежедневно следовать, совершать шаги. Даже если не работает, не получается — не смущаемся, идём дальше. Ошибки — часть процесса, их можно исправлять, цель — не останавливаться. Я бы даже сказала, выработать привычку к действиям по реализации идеи — как если бы это была чистка зубов.

К слову, на постепенности и регулярности строится программа Cartier Women’s Initiative Academy (и всей инициативы бренда для женщин в бизнесе): каждый день делать шаг к большим инвестициям. Сначала девушки пробуют подробно по правилам заполнить анкету, тренируются питчить, потом участвуют в глобальном конкурсе. Даже основательницам компания в чём-то может не хватать знаний, но по чуть-чуть самые упорные добираются до своих первых инвесторов.

Или, к примеру, в первые месяцы после запуска образовательной платформы мы с Сашей Московской ничего не знали о гипотезах и «рекавери коллс» — но имели навыки в организации мероприятий и чувствовали, чего не хватает в сфере культуры. Каждый день искали возможности для применения этого импульса. И вот Третьяковская галерея объявляет конкурс образовательных проектов. Мы подаёмся, не выигрываем — но именно там нас заметили. Вскоре предоставили шанс сделать событие специально для большой столичной институции! Если бы пытались «докрутить» бизнес-модель и не участвовали, с чем могли, неизвестно, когда бы собрали 100 человек в Новой Третьяковке и добавили в портфолио выступление известного куратора Виктора Мизиано.

4. Придумать свою систему оценки.

Отклик на идею у людей вокруг очень ценный ресурс. Изначально в команду стартапа без инвестиций мы собирали близких по видению мира людей. Потом я узнала про «систему трёх F» — «family, friends and fools» (то есть те, кто поверил тебе, когда, кроме идеи, ничего не было). На эту тему рекомендую послушать подкасты с основателями 12 storeez и Xero Shoes (Barefoot movement)  — очень заряжают.

Мы работали, чтобы жить в других местах и долго не получали от проекта прибыли на зарплаты сотрудникам. Поэтому использовали контакты, дружбу в институтах, привлекали практикантов. Студентам — опыт, навыки, портфолио. Нам — сложнее события, крупнее площадки, которые вдвоём даже по занятости было не осилить.

Конечно, если бы мы, равняясь на стартапы с продажами и крупным ценником, поставили себе нереалистичные цели — то очень быстро опустили бы руки. Но мы придумали, как оценивать свою работу и сотрудниц: шире аудитория, известнее партнёры, разнообразнее продукты. И по собственным показателям были удовлетворены, шли вперёд.

Уверена, что это актуально для всех сфер. Допустим, на фабрике было решено производить новый диван. Хорошим результатом будет один предзаказ или 10 доставленных изделий? Это зависит от множества факторов, и важно оставлять себе право тестировать варианты, заранее прописывая, как будет оцениваться работа. Любая идея в разных обстоятельствах и для разных целей может сработать или провалиться. Ни то, ни другое, кстати — не конец, а только часть пути.

5. Отмечать результаты.

Сейчас я знаю, что первые, даже символические полученные в проекте деньги называются «валидацией гипотезы». Но ею могут стать не только финансы. Помню дрожь в коленях от первых заполненных залов в Третьяковке и ГМИИ им. Пушкина: это сделали мы сами и так, как хотели. Помню, как качественное знакомство (а мы много, очень много работали над расширением круга, рассказе о проекте везде, где только можно) привело к освоению новой площадки. Там в нас поверили, что позволило активнее набирать аудиторию: накапливать почты, запустить соцсети. Когда же случалась прибыль, её с радостью делили на всех, не забывая вкладывать обратно в развитие.

Радоваться успеху, даже маленькому, необходимо для ментального и физического здоровья. Мой первый год в США был очень сложным: оформить визу таланта, начать с нуля на другом языке, заново выстроить систему профессиональных контактов. Сейчас, имея 2 проекта в развитии, я хвалю себя за то, что не сдалась. Даже в те дни, когда на 10 звонков и запросов не было ни единого положительного ответа или удачной встречи.

Ещё раньше, на больших бизнес-мероприятиях, которые посещала для развития, слышала от коллег безапелляционное: у вас отсутствует бизнес-модель, ваши клиенты не масштабируемы. Но такие комментарии не помогают! Особенно в самом начале. В предпринимательство чаще всего приходят из других профессий, и когда человек, преодолевая сомнения, решился на сложный шаг — этот росточек нужно огородить и заботливо поливать. 

Результаты деятельности видны не сразу, если цели глобальны. Идти вперёд несмотря ни что — непросто. Вот почему считаю важным при любой возможности говорить с женщинами о лидерстве и о том, что мы справимся. В цифрах же эту миссию наглядно представила глава Cartier Women’s Initiative Уинджи Сампайо, приведя данные исследования 95 стран компанией McKinsey&Company: «Гендерное равенство увеличит мировой ВВП почти на 26%, — на сумму, эквивалентную совокупности экономик США и Китая».