Тенденции, которые мы наблюдаем в современном мире, говорят нам о том, что нас ждут серьезные изменения не только в экономике, но и на рынка труда, а значит и образования. Как правильно повысить свою квалификацию и остаться востребованным специалистом? Возможно ли создать образовательный продукт и монетизировать свои знания и опыт? Об этом рассказывает эксперт рынка образования - Диана Гладких - методолог крупных онлайн-школ, победитель конкурса "Образовательный технолог - 2019" (Сколково), амбассадор качественного онлайн-образования и преподавания, разработчик курсов повышения квалификации для педагогов и управленческих кадров
- Диана, как успеть за меняющимся рынком труда и не остаться без работы?
Развитие технологий и изменения во многих отраслях экономики неизбежно приводят к исчезновению старых профессий и появлению новых. Работодателям все чаще требуются сотрудники с современными компетенциями, которые умеют применять нестандартные подходы и мыслить в духе времени.
Большой процент взрослых людей сегодня оказались в положении, когда до конца не понимают, кто они в профессиональном плане, куда им дальше двигаться, как сохранить свою работу, как развиваться и успевать за новыми трендами. Многие навыки перестали быть востребованными и приходится искать свое новое место. Для этого необходимо разрабатывать свои личные профессиональные стратегии, обращаться за помощью к карьерным консультантам и специалистам по подбору персонала, переобучаться и повышать квалификацию, оцифровывать свои компетенции.
Рынок труда продолжит сильно меняться, и конечно же, потребуются специалисты современного типа, а этому нужно где-то учиться. Классические институты образования не успеют быстро создать программы, переобучить педагогов и внедрить новые тенденции, новые знания, инструменты, а значит, нужно искать другой выход.
- Фактически нужно будет заниматься переквалификацией самостоятельно, чтобы не оказаться за бортом спроса?
Именно так, человеку придется научиться самообучаться, а это дано не каждому, ведь лишь очень небольшой процент людей способен приобретать знания самостоятельно без помощи наставника, куратора или эксперта.
Но в таком положении оказались не только сотрудники, но и бизнес. Компаниям, чтобы оставаться конкурентоспособными, придется самостоятельно обучать новых специалистов, адаптируясь к запросам рынка. Кроме того, предприятиям сейчас проще создавать программы обучения, тренируя новых специалистов или переобучая своих сотрудников со стажем, а не ждать несколько лет, пока традиционная система образования подготовит нужные кадры. Поэтому сегодня у бизнеса появляется возможность определить пути монетизации своих ресурсов и возможностей, о которых мы поговорим подробнее ниже и по сути создавать фундамент для альтернативного образования.
- Как справиться с потоками образовательной информации?
Мы подошли к ответу на вопрос, кто может помочь структурировать и оформить свои знания в бизнес-продукт. Методология обучения - активно развивающаяся ниша на рынке образовательных услуг. Новые интересные продукты – образовательные и обучающие программы, экспертный контент – дают возможность людям обучаться, а бизнесу получать новые варианты заработка. Методолог – это специалист, который поможет эксперту, предпринимателю, владельцу бизнеса грамотно разработать образовательный или информационный продукт, упаковать его и донести до конечного потребителя.
- Какие могут быть варианты?
Здесь будет удобно представить все варианты в виде различных форматов:
• Онлайн-школа - компания принимает решение создать образовательный проект. Это то, что сейчас происходит на рынке инфобизнеса, Ed-Tech, дополнительного образования детей и взрослых.
• Монетизация экспертности через личный бренд – топ-менеджер, владелец бизнеса или высококлассный специалист делится накопленным опытом и знаниями. Методолог в этом случае поможет правильно собрать и донести контент до целевой аудитории таким образом, чтобы специалист смог реализовать свой экспертный потенциал, а слушатель – получить максимум пользы.
• Дополнительное обучение и повышение квалификации – внедряя новые технологии, бизнес испытывает потребность в совершенно новых специалистах, которых готов обучить на местах, учитывая все свои потребности. Лучшим ученикам предлагается стажировка и трудоустройство внутри компании, а остальные попадают на рынок труда. Это направление развития может стать очень прибыльным для бизнеса.
• Корпоративное обучение приносит отличную прибыль, ведь грамотный специалист, который четко понимают свои задачи, разбирается в современных подходах и технологиях, мотивирован, постоянно обучается, конечно дает лучшие результаты бизнесу. Методолог поможет подобрать наиболее практически полезные направления обучения.
• Вебинары и мастер-классы для продвижения основного продукта помогают привлечь новую аудиторию покупателей, показать продукт «в деле», повысить лояльность клиентов.
Например, компания, продающая ингредиенты для мыловарения, провела мастер-классы по производству мыла в домашних условиях, используя свои товары. На обучении зрителям не только показали, как использовать продукт, но и рассказали о возможности получения дополнительного заработка. Мамы в декретном отпуске, рукодельницы, желающие монетизировать хобби, конечно заинтересовались продукцией компании и многие стали их постоянными клиентами.
• Франчайзинг – бизнес создает франшизу и продает ее. Проблема кроется в обучении франчайзи. Некачественно предоставленная услуга, неграмотно внедренные инструменты и, как следствие, недовольство клиента пагубно скажется на репутации самого бизнеса. Именно поэтому важно создать программы обучения, которые поддержат людей, открывших бизнес по франшизе не только на начальном этапе, но и на протяжении всего пути. Постоянное обучение, поддержка, общение в профессиональном сообществе, обмен опытом помогут людям повышать свои компетенции и бизнесу зарабатывать больше.
- Каким образом можно оформить компетенции в образовательный продукт?
Всеми этими процессами и занимается методолог. Передача опыта и своего мастерства, обучение других людей - все это относится к сфере образования. Но современный методолог владеет не только компетенциями в области обучения, он знает основные маркетинга и продаж, разбирается в бизнес процессах, дистанционных технологиях, принципах андрагогики (науки обучения взрослых людей), понимает, как создаются и запускаются образовательные продукты.
Иногда экспертам кажется, что они сами могут разработать свое обучение без помощи специалиста. Но мало быть экспертом в своем деле, нужно обладать знаниями, как правильно донести свой опыт аудитории и квалифицированно передать ученикам. При этом, обучающиеся должны получить на выходе зафиксированный результат и качественно вырасти. А для этого необходимо владеть специальными знаниями, иметь опыт в обучении и разработке таких продуктов.
Создавая свой образовательный продукт с опорой исключительно на экспертные знания, можно уже на старте потерять прибыль из-за неправильной подачи информации, организации учебного процесса, отсутствия инструментов мотивации. Все это приведет к тому, что ученик останется недоволен обучением, не оставит отзыва, а еще хуже выскажет свое недовольство в интернет-пространстве. Каждый довольный ученик – приведет еще несколько клиентов, а недовольный – может разрушить репутацию.
Не стоит забывать, что обучение – это серьезная сфера. Если мы хотим лечить, мы должны разбираться в медицине, если мы хотим учить – в образовании.
Это и есть сфера деятельности методологии обучения. Специалист-методолог поможет профессионально разработать программу, грамотно и эффективно выстроить процесс передачи мастерства и опыта ученикам, что позволит им в будущем достичь максимальных результатов, принести компании прибыль и укрепить репутацию.