Не ошибается тот, кто не действует. Первые шаги на рынке металлов
В 90-е я закончил в МГТУ им. Баумана по специальности «крупногабаритные ракетоносители и орбитальные станции», и как раз тогда исчез Советский Союз и понимание ориентиров развития. В России активно формировалась рыночная экономика. Стало понятно, что в ближайшие лет пятьдесят орбитальные станции и крупногабаритные ракетоносители стране не понадобятся.
У людей поменялись приоритеты. Вместо советских ценностей на первое место вышла необходимость зарабатывать на жизнь. Я, как и многие другие, принял решение идти в бизнес. Моя первая компания специализировалась на ремонте оборудования для обслуживания весов, погрузчиков, прессов. Затем я предпринял попытку заняться торговлей цветными металлами, но вывоз ресурса из страны оказался мне не близок, хотелось создать производство на месте. Однако из-за отсутствия опыта – а ведению бизнеса в Советском Союзе не обучали, науку эту приходилось постигать на ходу – две первые попытки открыть литейное производство провалились. Успешной оказалась третья.
Этому способствовал случай: разорился один из партнеров, у которого закупались сплавы, освободилась площадка с оборудованием – и мы вместе с несколькими другими партнерами взяли ее в аренду. На этой площадке перепробовали все виды печей, какие только существуют в производстве, и на их базе стали развивать собственное и в 2008 вышли на рынок с компанией по производству алюминиевых сплавов, а со временем – различных готовых изделий на их основе. Это стало точкой отсчета для получения стабильной прибыли.
«Входной билет» в сферу производства алюминиевой посуды
С 2011 года мы развиваем производство уже на собственной площадке в Сергиево-Посадском районе Московской области. В этом же году сделали первый шаг к созданию продукта с высокой добавочной стоимостью – алюминиевой посуды. В свое время производство посуды показалось мне самым дешевым входным билетом на рынок литья под давлением. Перенимая в этой области опыт заграничных производителей, я посетил Турцию, изучал китайские технологии литья, и пришел к выводу, что литье под давлением – наиболее перспективное направление в сфере. Оно экономично для серийного производства. В любой момент можно изменить вид изделия, а технология останется прежней.
Когда мы впервые впервые применили эту технологию для изготовления посуды, конкуренты посмеялись. А сейчас, помимо посуды, компания производит широкую номенклатуру других изделий: запчасти для стиральных машин, корпуса для светодиодной техники, движущиеся детали для ручного, электро- и пневмоинструмента.
Я решил, что просто наращивать производственные объемы сплавов недостаточно. Каждый бизнес, помимо финансовой составляющей, должен приносить общественную пользу. Малым предприятиям тяжело (долго, дорого, невыгодно) изготавливать необходимые комплектующие самостоятельно, выгоднее заказывать готовые. Производство конечного продукта для бизнеса – не только путь, ориентированный на прибыль, но и ценностное развитие, направленное на закрытие потребностей людей. Такая работа приносит эмоциональное удовлетворение. Это стимул для дальнейшего продвижения и расширения дела.
Как устоять на рынке. Способы преодоления кризисов
Бизнесу важно быть устойчивым. В 2008-2009 годах, когда грянул кризис, на рынке сплавов и металлической посуды произошли изменения: ушли крупные игроки, стали появляться новые собственники. Узкоспециализированные предприятия закрывались. Оставались на плаву те, что имели дифференцированное производство. Среди последних оказались и мы. У компании была возможность в небольших объемах производить широкую номенклатуру продукции, а также поставлять на рынок пять видов сплавов. То есть удовлетворялся запрос коммерческих потребителей сразу в пяти направлениях. За счет востребованности среди клиентов, которые лишились прежних поставщиков, и малых затрат на производство (его объемы не наращивались по решению руководства) нам удалось пережить кризис 2008 года.
В 2014 году вновь поменялись экономические условия. Был расчет, что Россия рухнет, когда усложнится взаимодействие между финансовыми рынками, но этого не произошло. Одна из причин, что реалии западного рынка оказались отличными от реалий российских на всех уровнях. Первыми прогорели промышленные компании с крупными кредитами. Старые задолженности отзывали, новые предлагали с невменяемой ставкой. Нас спасло отсутствие закредитованности. Кризисы далеко не всегда возможно предсказать, но если не быть к ним готовым, они могут просто разрушить бизнес. Я изначально придерживался стратегии – никогда не полагаться только на кредиты, как это рекомендуют западные бизнес-школы. Кредитное финансирование – полезная вещь, но полагаться на него, как на единственный источник финансов, в корне неверно. Стоит оставлять возможность вернуть долг в любой момент.
Сложная ситуация 2022 года создала на отечественном рынке не только проблемы, но и дополнительные вызовы. И вслед за ними возможности. На рынке сплавов – а наши сплавы являются сырьем для многих направлений производств – вырос внутренний спрос на них. Это говорит о том, что импортозамещение – не пустой звук, а реальный процесс. В стране растет промышленный потенциал. С другой стороны, чиновниками создаются дополнительные регламенты в области промышленного строительства и санитарно-защитных зон. То есть имеет место рост административных барьеров. Тем не менее, почва для развития отечественных металлургических предприятий имеется.
У каждого бизнеса – свой уникальный путь
Развитие любого бизнеса, прежде всего, зависит от людей. Их личностных качеств, организаторских способностей, умения разрабатывать стратегии и управлять технологиями. Высокотехнологичное производство работает эффективно, но при этом оно не может существовать без специалистов. Технологии скорее инструмент в руках грамотных предпринимателей и квалифицированного технического персонала.
Наш опыт это подтверждает. Именно так мы развивались и росли – снизу вверх: все началось с людей, с их самоотдачи и роста прямо на рабочем месте. Постепенно сотрудники росли не только в количестве, но и в качестве. Нынешние топ-менеджеры в свое время пришли на рядовые должности – мастеров, простых рабочих, секретарей – и росли и развивались вместе с компанией. Мы ценим своих специалистов: работа в течение 7-8 лет у нас нормальное явление для большинства сотрудников – настолько редки увольнения. Опыт работы и профессиональный рост внутри компании делает каждого человека незаменимым.
Наши текущие задачи – улучшать производственные мощности, промышленный потенциал, расширять возможности производства и выпуска продукции. Мы закупаем новое оборудование, развиваем сотрудничество с китайскими партнерами (планируется запустить совместное производство пресс-форм), в общем, движемся вперед в гарантированно востребованной нише рынка вместе с квалифицированными специалистами, имея опыт преодоления кризисов и цели для дальнейшего развития. Преград нет – есть только вызовы и возможности.