фото из личного архива Владимира Долгова
фото из личного архива Владимира Долгова

 Связующим звеном стало увлечение живописью, которое из врачебной рекомендации переросло в хобби, а затем стало неотъемлемой частью жизни, оказав значительное влияние и на успешное решение задач в ведущей финансовой организации России. 

Путь к рисованию

В начале двухтысячных я занимал пост директора по развитию в крупной международной компании. Офисы располагались по всему миру, что приводило к необходимости быть в постоянных разъездах.

Ночные перелеты переходили в рабочие будни и так по бесконечному кругу до момента, пока однажды я не прошел по грани между жизнью и смертью и не очнулся от наркоза с двумя клапанами в сердце, к которым чуть позже добавился и кардиостимулятор. 

Лежа в больнице в непривычном для меня состоянии покоя, я начал размышлять о своей предыдущей жизни, пытаясь переосмыслить последние прожитые годы и, к сожалению для себя, понял, что основную часть моих воспоминаний составляет рабочая суета, а настоящих счастливых моментов набралось не так уж и много. 

В этот момент я наконец осознал для себя всю важность высказывания, которое прочитал когда-то давным-давно: мы работаем, чтобы жить, а не живем, чтобы работать.

В процессе реабилитации я обратил внимание на потерю способности запоминать новую информацию с некогда присущей легкостью. Врачи объяснили, что это влияние длительных наркозов, и рекомендовали разрабатывать мелкую моторику — желательно в той области, которая раньше давалась через силу.

Отмотав пленку до самого детства, я понял, что хуже всего у меня получалось рисовать — и решил начать с этого. Первым шагом был подарок от любимой супруги в виде сертификата на художественный мастер-класс.

К моему удивлению, рисование меня увлекло. Дело даже не в приобретенных художественных навыках, а в ином восприятии жизни. Появилась способность улавливать прелесть в маленьких открытиях и восторгаться ими с детской непосредственностью.

Например, я никогда не мог подумать, что чаще всего достаточно взять только красную, зеленую и белую краску, чтобы написать лицо человека. А краcивая черная краска получается из смеси изумрудной и краплака.

Со временем рисование заняло свое прочное место в моей жизни. То, что было введено в мою рутину для развития нейропластичности, стало не только положительно влиять на здоровье, но и привносить баланс в жизнь в целом.

Когда ты садишься за холст, время начинает течь по другому, а фокус на реализации замысла вынуждает тебя вырабатывать способность быстро переключаться с рабочей рутины, чтобы более целостно воспринимать создаваемую работу. 

фото из личного архива Владимира Долгова
фото из личного архива Владимира Долгова

Влияние рисования на работу

После реабилитации я вернулся на прежнюю должность, а по прошествии нескольких лет занял позицию директора по разработке в другой компании, где работаю по сей день.

Это совпало с активным внедрением искусственного интеллекта в рабочие процессы огромной корпорации — и как раз на этом моменте рабочий и художественный векторы пересеклись. 

Начиная рисовать, думаешь, что важно научиться правильно и тщательно прорисовывать каждую деталь.

Но со временем приходит осознание: секрет в формах и объемах, именно они дают ощущение правильной полноты. А детали не всегда существенны и иногда даже мешают. 

Аналогично бывает и в обычной работе при решении сложных задач. Очень часто, чтобы увидеть всю картину целиком, необходимо подниматься на уровень выше, не позволяя деталям рассеивать внимание. 

Человечество стоит у важного этапа, когда искусственный интеллект становится частью нашей жизни, хотим мы этого или нет. И нам придется учиться с ним общаться, так же как до этого мы учились пользоваться плитой или водить машину. На данном этапе нейросеть больше напоминает творческую личность, результат работы которой не всегда предсказуем.

Это примерно как если бы вы наблюдали со стороны за художником, которому предстоит нарисовать пейзаж — даже при четком ТЗ сложно на 100% предугадать результат. 

Моя работа и творчество представляют собой взаимосвязанные сосуды. Фантазийная составляющая присутствует в обеих сферах, и навык абстрагироваться от деталей позволяет передать суть. 

Начав с классической живописи, я постепенно заинтересовался абстракцией. Ее сложность для меня заключается в нахождении баланса. Правильное распределение форм, цвета и построение композиции будет всегда являться субъективным попаданием в цель — нравится/не нравится зрителю.

Примерно то же самое происходит в работе с искусственным интеллектом — от баланса расположения информации в сети будет зависеть результат. Любой успешный пример, созданный искусственным интеллектом, можно сравнить со статистической ошибкой выжившего: мы видим хороший результат, но никогда не знаем, сколько безуспешных попыток ему предшествовали. У ИИ нет понимания, что такое композиция или что он рисует девочку. Набор букв переходит в набор пикселей. А получится ли изображение удачным — выбор смотрящего.

фото из личного архива Владимира Долгова
фото из личного архива Владимира Долгова

Как мыслит художник-абстракционист

Когда речь идет о классическом художественном воспроизведении, найти точки соприкосновения разума и кисти проще. Я вижу образ — например, отблеск — и дальше процесс строится вокруг этой световой точки. Я выбираю стиль, цвета и общее настроение, которое хотелось бы передать.

Я часто задаюсь вопросом, почему именно живопись так привлекла меня, и каждый раз по-разному себе на него отвечаю. Но на текущий момент основными причинами я вижу две вещи. 

Первая — на моей основной работе я создаю цифровые вещи, но иногда хочется сделать что-то, что обладает душой, формой и ощущением реальной вещи, которую можно потрогать руками.

Второе — это понимание, что в жизни происходят иногда очень интересные моменты, которые хотелось бы зафиксировать для себя и которыми хотелось бы поделиться с другими. И в этом смысле картина наиболее полно позволяет передать тот спектр ощущений, который захватил тебя в тот момент.

Квинтэссенцией этих размышлений для меня является моя картина «Память», изображающая гранат, в котором зернышки – это наши воспоминания. Одни из них большие и яркие с четкой картинкой, но чем дальше, тем больше они сворачиваются просто в зернышки. И мои картины — это способ некоторые важные и самые счастливые моменты оставить такими же яркими на долгие годы.

Посыл поколениям

Скажу честно, что я не преследую цель донести какие-то смыслы через свои картины. Не ощущаю себя человеком, который может учить мудрости и правильной жизни. Я склонен к экспериментам и авантюрам. На картинах я провожу параллели и пытаюсь материализовать идею в формы. 

Мне больше импонирует писать картины на темном фоне, чем на белом холсте. Белый холст в большинстве случаев не может быть частью картины, художники стараются максимально быстро закрыть его подмалевком.

Для меня иногда это звучит как отторжение основы и создание нового произведения даже не с нуля, а с минус единицы после уничтожения предыдущей базы.

С темным фоном же подход другой: он уже является фундаментом картины, выступая не в негативной коннотации, а являясь основой и той мудрой и спокойной глубиной, на фоне которой с помощью ярких и светлых красок мы подсвечиваем те яркие моменты, на которые хочется обратить внимание зрителя.

фото из личного архива Владимира Долгова
фото из личного архива Владимира Долгова

Это как находить или создавать яркие моменты в спокойных жизненных буднях. Примерно так же происходит, когда начинаешь использовать ИИ и извлекаешь из общей массы заложенных в модель знаний те искорки и возможности, которые очень важны тебе для решения именно твоей задачи.

В абстрактной живописи от вопроса зависит ответ. Аналогичное происходит в работе с искусственным интеллектом. Важно научиться его понимать, чтобы идти в ногу со временем — а времена сейчас очень динамичные.

Если раньше планировали жизнь на 5-10 лет, то сейчас этот цикл значительно сокращается. Все больше и больше появляется новых специальностей, а старые все быстрее уходят или трансформируются.

Особенно это актуально в сфере цифровых услуг. Поэтому многим людям нужно быть готовыми к тому, что их основная специализация может в ближайшее время стать невостребованной, и начинать уже сейчас искать себе новое применение.

Резюмируя, отмечу важность хобби и интересов, не связанных с основной профессиональной деятельностью. С одной стороны, это вносит в жизнь размеренность и свежесть, а с другой — может оказаться спасательной шлюпкой, если судно перевернут волны перемен.

Для себя я не исключаю возможности, что разработаю такой инструмент на базе искусственного интеллекта, который заменит меня как специалиста. Возможно, тогда моим основным фокусом станет творчество и я буду нести свои размышления людям через картины.

А может быть, создавать картины с помощью ИИ в галереи ARTMAISON, где сейчас вовсю идет подготовка к мультимедийной выставке с использованием ИИ. Никогда нельзя знать, что принесет новый день.