«Мой первый протез папа выкинул в окно»
«Свой первый силиконовый протез я получил в 6 лет, — вспоминает мужчина, — пришел домой, а он на столе лежит. Я взял эту уродливую силиконовую руку трупного цвета и побежал на улицу с ней играть. Начал бегать и пугать всех этой рукой, показал ее всем мальчишкам и девчонкам во дворе. Им было смешно и очень нравилось загибать пальцы протеза. Бегал я так, пока папа с работы не пришел и не увидел ту прекрасную картину. Он отвел меня домой, где я с этой рукой даже переодеться и рубашку застегнуть не смог — без протеза я прекрасно с этим справлялся! Он попросил дать протез ему, посмотрел его и выкинул в открытое окно. Картина получилась интересной: 90-е, вечер, дождь и рука трупного цвета посредине улицы».
После первого и неудачного опыта ни родители, ни Илья попыток начать пользоваться протезом в повседневной жизни больше не предпринимали.
Как найти работу без руки?
В 28 лет Илья переехал в Москву из Хабаровска по приглашению своего работодателя, чтобы пройти обучение и начать работать на новой должности в столичном отделении фирмы. На этапе учебы все было прекрасно, однако когда Илья пришел на собеседование, то получил отказ. Новому начальнику не понравилось, что у потенциального сотрудника не было руки.
Чтобы остаться в столице, нужна была работа, поэтому Илья начал откликаться на вакансии и проходить собеседования. Как правило, все было хорошо до тех пор, пока работодатель не узнавал об инвалидности. Как только замечали, что руки нет, отказывали под различными предлогами. Один раз Илье даже пообещали дать работу, если он сделает себе силиконовый протез. Мужчина отнесся к этому предложению довольно скептично, но решил попробовать: зарплата и условия были очень привлекательными. Илья сделал сразу несколько протезов и через месяц пришел с ними к потенциальному работодателю. Однако снова получил отказ: протез не был похож на настоящую руку и мог «вызвать лишние вопросы, напугать клиентов и других сотрудников».
«Когда я пришел с несколькими силиконовыми протезами к работодателю, он попросил меня сначала надеть протез, потом опустить рукав и надеть часы, чтобы спрятать «этот уродливый переход», — рассказывает Илья, — После того как я все сделал, работодатель позвал какую-то девушку и попросил ее посмотреть на меня. Она взглянула на меня и спросила: «А что у него с рукой?» После этого мне сказали, что я классный и крутой специалист, но в офис меня выпустить не могут».
Всего Илья прошел больше 50 собеседований, пока не решил попробовать устроиться в международную компанию, где придерживались принципа Diversity & Inclusion. Все собеседования мужчина прошел и работу получил.
Быть киборгом — это круто
«Будь у меня тогда не силиконовый протез, а крутой бионический, возможно, я получил бы ту работу», — вспоминает Илья. Киберпротезы помогают не только лучше справляться с повседневными делами и компенсируют утраченные функции, но и влияют на то, как человека воспринимают окружающие. Человек с киберпротезом больше похож на героя фантастического фильма, на киборга, а не на того, кого нужно избегать и прятать.
Именно поэтому Илья, узнав о появление в России компании, производящей бионические протезы, захотел стать ее амбассадором и пилотом-испытателем протезов. Такая новинка могла изменить жизнь многих людей и вывести её на другой уровень, поэтому мужчина и захотел рассказать о ней всем и заняться продвижением «Моторики». А еще он хотел, чтобы люди узнали, что инвалидность — это никак не ужасные силиконовые протезы и что-то печальное и страшное, а один из статусов, просто еще одна особенность.
«Я хотел показать, что будущее из фильмов, киберпанк ближе, чем кажется, — делится Илья, — Я хотел, чтобы человека с протезом воспринимали как киборга, а не как кого-то жалкого».
До этого на российском рынке были только силиконовые протезы, которые лишь немного маскируют отсутствие конечности и не годятся ни на что больше. В то время как бионические протезы помогают взять в руки, например, стакан или кружку, пользоваться смартфоном и делать многие другие привычные вещи, о которых человек без инвалидности даже не задумывается. Именно поэтому Илья так загорелся идеей.
Что делает пилот-испытатель протезов
Пилот-испытатель бионических протезов — человек с инвалидностью, который самым первым получает новую модель протеза и использует ее каждый день в самых разных ситуациях: приготовление еды, вождение автомобиля, плавание, езда на велосипеде и так далее. Пилот записывает все недочеты и поломки, а также описывает, насколько удобно пользоваться бионическим протезом и каких функций, на его взгляд, можно добавить.
Такой сотрудник такой же важный участник производства, как инженер и разработчик программного обеспечения, ведь без него нельзя сделать протез, который будет не только красивым, но и удобным. Как говорится, ничего для нас без нас.
«Хочу чтобы человека с протезом воспринимали как человека в очках»
Илья ведет свой блог, где рассказывает и показывает, что человек с ограниченными возможностями здоровья — это не тот, кто сидит дома, никуда не выходит и жалко выглядит. Так мужчина хочет изменить стигму и показать, что люди с инвалидностью — в первую очередь люди, которые классно выглядят, делают крутые вещи.
Например, год назад мужчина ездил на Северный полюс в составе просветительской экспедиции для одаренных школьников и первокурсников. Он был мотивационным спикером, рассказывал свою историю, давал советы, как достигать своих целей, и провел несколько тренингов по фотографии и ведению социальных сетей. Также он участвовал в конкурсе и выиграл съемку фильма по своей истории.
«Я хочу, чтобы человека с киберпротезом воспринимали как человека в очках, — говорит Илья, — Удивляется ли сейчас кто-то очкам? Нет. Все давно привыкли. Именно поэтому я показываю себя, свою жизнь и свой протез».
Все изменения начинаются с нас самих, поэтому как спикер мужчина работает и с людьми с инвалидностью, и с их семьями. Например, сейчас Илья — один из спикеров «Эстафеты успешности». Так называется программа для молодых людей с инвалидностью и членов их семей, которую организовал «Магнит» и инклюзивный предпринимательский проект Everland.