Руслану Алиеву 35 лет. Сейчас он живет в Москве, работает менеджером в проекте «МТС. Нас касается». Его жизнь — сюжет для сериала. Он убежал из интерната, жил на улице, пел в ресторанах Сочи, хватался за любую работу в Москве.

Руслан не хочет, чтобы его жалели и не считает себя особенным. Ему постоянно приходится доказывать окружающим, что он — самый обычный человек. Проблема в том, что люди не всегда это понимают. Мы попросили Руслана поделиться его историей.

Руслан и Лео. Фото из личного архива
Руслан и Лео. Фото из личного архива

О детстве

Руслан родом из Сочи. Он рано потерял родителей, учился в школе-интернате для слабовидящих в Армавире. Каникулы проводил в детском доме, затем его взяла под опеку семья из родного города. Отношения с опекунами у мальчика были сложными. Руслан виделся с ними всего 2–3 раза в год. Они получали за него пенсию и пособия, но деньгами и подарками не баловали. Когда мальчику исполнилось 16 лет, приемная мама захотела признать его недееспособным. Это давало ей возможность получать пенсию Руслана и после его совершеннолетия. Но у подростка были другие планы. Он хотел научиться жить самостоятельно, ни от кого не зависеть, исполнить свою мечту — стать знаменитым артистом. Руслан принял решение убежать из интерната.

«Мне сказали — ты без нас ничего не сможешь, сопьешься, будешь жить на помойке. Меня это очень сильно обидело. Я понял, что за годы жизни в интернате я так не стал самостоятельным, моя жизнь зависит от взрослых чужих людей, от их воли. Я считал, что все меня предали, никто меня не любит, я остался один. И я решил доказать, что мне тоже никто не нужен, я справлюсь сам. Поэтому убежал».

Сейчас Руслан понимает, что это был опрометчивый поступок. Он не думал о том, что его может сбить машина, он не знает города, ему некуда идти. У него даже не было трости для незрячих. Он сложил вещи в наволочку и ушел в никуда. Считал, что главное — убежать как можно дальше, чтобы его не нашли.

Руслан и Лео. Фото из личного архива
Руслан и Лео. Фото из личного архива

«Я бродил по городу несколько часов и очень устал. Не смог найти лавочку и присел на бордюр. Ко мне подошел какой-то мужчина, спросил, почему я тут сижу. Я его, конечно, обманул, сказал, у меня родители пьющие, бьют меня. Наплел ему с три короба, чтобы он меня не вернул в интернат. Он сказал, что он тоже живет на улице, но сейчас нашел дачу за городом и предложил поехать с ним. Мне было очень страшно, но я решил рискнуть».

Случайный знакомый оказался неплохим человеком. Он приютил Руслана на заброшенной даче, по-своему заботился о нем. Наступила зима, отопления не было, только маленькая электрическая печка, на которой они грели воду и топили снег.

«Я купался каждый день в ледяной воде, чтобы не выглядеть, как бомж. Никто не знал, что я живу на улице. Я всех обманывал, говорил, что снимаю квартиру, что у меня все хорошо, что я сыт. На самом деле я голодал, потому что не хотел попрошайничать. Гордость не позволяла. Я видел людей, которые пили, кололись, давно потеряли человеческий облик, боялся, что тоже могу стать таким».

Руслану везло на неравнодушных людей.  Руководитель драмкружка, который он продолжал посещать, догадывалась о его проблемах. Она знала, что подросток не хочет жалости к себе, поэтому просто приглашала его в гости, кормила обедом, платила «зарплату» за удачно сыгранную роль. Постепенно решились и проблемы с учебой. Завуч из местной вечерней школы помогла ему поступить туда и завершить образование.

Руслан и Лео. Фото из личного архива
Руслан и Лео. Фото из личного архива

О работе

Руслан мечтал о сцене. Но оказалось, что у незрячего почти нет шансов поступить в творческий вуз. Играть в театре, не видя партнеров, будет проблематично. Поэтому он решил заняться музыкой. Вернулся в Сочи, обратился в пенсионный фонд, добился того, чтобы ему вернули пенсию, которую до сих пор получали его опекуны.

«Это был мой первый стартап. Я снял квартиру, купил себе новую одежду, учился стирать, готовить. Так начался мой свободный полет».

Руслан работал диджеем в ресторанах и клубах. Его не всегда хотели брать на работу, считали, что незрячий музыкант будет расстраивать посетителей. Но были и те, кто считал, что на его особенности можно сделать хорошую выручку.

«Люди не верили, что я слепой. Они приходили в ресторан, видели, что я сижу за ноутбуком, что-то там кручу в микшерском пульте, общаюсь, пою. Случались разные ситуации. Однажды даже завязалась драка. Подвыпившие клиенты решили, что моя слепота — это «пиар», способ их разжалобить и захотели меня проучить».

Руслан понял, что в Сочи он достиг своего «потолка» и решил уехать в Москву. Думал, что в столице больше условий для людей с особенностями, там его не будут жалеть, и он сможет найти хорошую работу. 

Все оказалось совсем не так. Московские эйчары не спешили принимать на работу незрячего. Приходилось браться за все — работать оператором в колл-центре, менеджером по продажам, кредитным специалистом. Он соглашался на любую работу, лишь бы за нее платили деньги. Но очень скоро понял, что это путь в никуда.

«Когда ты утром просыпаешься и тебе не хочется жить, понимаешь, что надо с этим что-то делать. Решать, чего ты хочешь в этой жизни. Плыть по течению, постоянно соглашаться на всё подряд? Я понял, что хочу заниматься тем, что будет приносить удовольствие, и стал искать себе работу по душе. Полгода не мог ничего найти, был безработным. Потом мне позвонили из компании МТС».

МТС — одна из российских компаний, участвующих в программе трудоустройства людей с ОВЗ. Руслану предложили работу в одном из подразделений.

Сейчас он работает в проекте «МТС. Нас касается» менеджером по работе с НКО. Это новый продукт МТС, который вовлекает пользователей в решение социальных проблем и выпускает материалы о благотворительности.

«Первый цикл нашего проекта был про сиротство. Я знаю, что это такое. Дело, благодаря которому все меньше детей попадает в детские дома, не оставляет меня равнодушным. Второй цикл у нас будет посвящен помощи людям с ОВЗ. Мне хочется также быть к этому причастным. Сейчас занимаюсь своим любимым делом, с удовольствием просыпаюсь и иду на работу. Это многого стоит».

Лео. Фото из архива Everland
Лео. Фото из архива Everland

 У Руслана есть друг и помощник — лабрадор-ретривер Лео, собака-поводырь.

«Я не особенно не нуждался в поводыре, отлично ориентировался в городе, много путешествовал, но однажды в программе «Галилео» услышал про собак, помогающих слепым людям, и подумал — я тоже хочу себе такую! Я загорелся этой идеей и подал заявку в учебно-кинологический центр. Когда мне предложили взять Лео, я сразу подумал: «Круто, когда-нибудь я буду выходить на сцену и нас будут объявлять «Руслан и Леонард». Сначала было непросто, нам нужно было привыкнуть друг к другу. Но сейчас я думаю, что Лео — моя судьба».

Информация, что Руслан незрячий и будет ходить в офис с собакой вызывала у работодателей шок. Собеседования срывались, пока он не понял, что все их страхи — от непонимания. Ему нужно отработать все возражения, рассказать, что он умеет и как будет это делать. Объяснить, что собака не будет портить мебель и ей не нужно платить зарплату.

 «С коллегами у меня замечательные отношения. Они очень продвинутые, молодые, современные ребята. Поначалу они пытались во всем мне помочь, контролировали каждый мой шаг, чтобы я не ударился, не упал. Мои шутки им казались сильно жесткими. Я люблю посмеяться над своей слепотой, а для них это было диковато. Сейчас все абсолютно нормально. Они знают, что мне помогать не надо, я вполне самостоятельный полноценный член команды. Я не позволяю к себе относиться иначе».

Руслан на мероприятии
Руслан на мероприятии "Эстафета усешности". Фото из архива Everland

Совсем недавно Руслан делился своим опытом на одной из встреч «Эстафеты успешности» - программы для молодых людей с инвалидностью и их близких, которую инклюзивный проект Everland проводит вместе с компанией “Магнит”. На марафоне он говорил о том, что бороться со стереотипами в отношении сотрудников с инвалидностью должны в том числе, и они сами.

“Не надо говорить: «Здравствуйте, я слепой, вы берете на работу слепых?» Это проигрышный вариант. Не надо позиционировать себя в первую очередь как человека с инвалидностью. Надо рассказать о своих возможностях, о своем опыте и навыках, подчеркнуть свои плюсы и только в конце, когда приглашают на очное собеседование, сказать: «Да, я приду к вам на собеседование, но я незрячий».

Конечно, нужно иметь смелость, чтобы сделать свою особенность преимуществом, а не недостатком. Но это то, что заставит окружающих смотреть на тебя по-другому и относиться как к равному.

«Окружающие меня люди часто забывают о том, что я слепой. Я научился преподносить себя так, будто у меня нет этой особенности. Я горжусь, что я незрячий, не испытываю никакой неловкости и получаю от жизни удовольствие».