Кураторы — надежные гиды в мире цифрового образования. Их задача — компенсировать отсутствие обратной связи во время просмотра видео и предоставить незрячему человеку всю дополнительную информацию. Часто к ним обращаются не только по темам уроков, но и с разнообразными пользовательскими запросами. В большинстве случаев куратор решает проблему в рамках одной дистанционной консультации. Но иногда для решения более сложных задач ему приходится удаленно подключаться к компьютеру пользователя. Кроме того, куратор может предоставить полезные материалы, ссылки на источники и контакты организаций, которые могут помочь в данной ситуации. Тематика обращений не регламентирована, их количество также не ограничено. 

Василий Дрожжин, куратор платформы:

Чаще всего у людей возникают вопросы, связанные с изучением программ экранного доступа. Особенно если человек потерял зрение в зрелом возрасте и не учился в специализированных учреждениях, колледжах, университетах, где эти навыки могли ему преподавать. Тогда ему приходится осваивать все с нуля. 

Мы стараемся исходить из запросов человека и не навязывать ему то, что нам кажется важным, если он этого не хочет и не просит. В рамках базового курса есть минимальный набор программ для освоения. Существует множество способов и инструментов для углубления знаний слушателя, но выбор и решение остаются за ним.

У людей, уже владеющих программами экранного доступа, потребности могут сильно различаться. Кому-то важно научиться работать в офисных приложениях, кто-то решает задачи прикладного характера, а кто-то хочет освоить навыки общения в социальных сетях или мессенджерах.

Фото из личного архива Василия Дрожжина
Фото из личного архива Василия Дрожжина

Кураторы платформы постоянно обновляют свои знания в сфере информационных технологий и следят за последними трендами. Это важно, ведь цифровой мир меняется очень быстро. Нужно постоянно развиваться, чтобы приносить слушателям курса максимум пользы. Для специалистов платформы важно оказывать эффективную поддержку ученикам. Их главная задача — сделать так, чтобы у каждого слушателя была возможность пройти курс цифровой грамотности и получить положительный результат. Они стремятся к тому, чтобы их знания и опыт помогали незрячим людям каждый день.

Рамиль Хайруллин, куратор платформы:

Обучение — это не только просмотр видеоуроков и поиск данных на просторах интернета. В первую очередь, это полезные навыки, которые приобретает пользователь. Его уверенность будет расти с каждым новым шагом по лестнице изучения цифровых технологий. На этом пути ему очень важна поддержка окружения и, конечно, специалистов, готовых подсказать, направить и ответить на любой вопрос.

Нас радует, когда слушатели, пройдя курс, продолжают учиться самостоятельно. Они обращаются к нам с вопросами, которых нет в учебной программе. Видно, что они значительно выросли по сравнению с началом занятий. Некоторые из них едва умели пользоваться компьютером, с трудом набирали сообщения, а теперь работают с документами, редактируют тексты, пишут рефераты.

Программы распознавания предметов и окружающей среды помогают незрячим самостоятельно ориентироваться на улице. Люди, долгое время сидевшие дома, теперь гуляют, учатся, ходят в магазины, заказывают такси, посещают друзей, поликлиники и учебные заведения. Для нас большая радость знать, что мы действительно помогаем улучшить жизнь людей, делаем её более комфортной и доступной.

Особенно приятно слышать от родителей школьников, что их дети стали более самостоятельными. Теперь они могут сами находить информацию, читать книги и учебники, выполнять задания, полноценно использовать компьютер и смартфон не только для учёбы, но и для развлечений.

Фото из личного архива Рамиля Хайруллина
Фото из личного архива Рамиля Хайруллина

Иногда пользователи платформы стесняются обращаться за помощью. Возможно, причина в скромности, внутренней неловкости или, наоборот, чрезмерной уверенности в собственных силах. Вот несколько историй о том, как помощь кураторов может значительно упростить процесс обучения.

Волшебное движение пальцем

Елизавета — выпускница нашего курса. После обучения она достаточно уверенно пользовалась своим смартфоном на платформе Android. Однажды она спросила у куратора, можно ли разблокировать телефон без кода или графического ключа. Ведь эту рутинную операцию ей приходится совершать много раз за день. Коллега провел с ней индивидуальную консультацию. Пошагово объяснил, как настроить биометрическую систему безопасности, как применять встроенный сканер отпечатка пальца. Теперь Елизавета разблокирует смартфон одним прикосновением.

Мы специально привели пример ситуации, решение которой занимает одну минуту. Не стесняйтесь обращаться к нашим специалистам, даже если вопрос вам кажется незначительным. Работа с гаджетами не должна вызывать у вас дискомфорт.  

Страх публичных выступлений

Алексей всегда боялся выступать перед аудиторией. Ему казалось, что он не сможет четко донести свои мысли до слушателей. В университете преподаватель попросил его выступить на студенческой научной конференции. В это время Алексей проходил наш курс и плотно общался с куратором. Он решил поделиться с ним проблемой, которая очень его волновала. Специалист посоветовал начать с малого: набрать текст выступления на компьютере и прослушать его на смартфоне с помощью программ экранного доступа. Первое выступление Алексея прошло в тестовом режиме — перед небольшой группой друзей. А на самой конференции он выступил блестяще и получил отличные отзывы. Постепенно он преодолел свой страх, и в этом ему помогли современные технологии. Сейчас студент успешно участвует в научной жизни ВУЗа, регулярно выступает на семинарах и практических занятиях.

Учись и развлекайся

Современные технологии помогают незрячим людям не только получать информацию, учиться, работать и решать бытовые задачи. Смартфон или компьютер позволяют им весело проводить свободное время. Например, Анастасия попросила куратора научить ее пользоваться музыкальными онлайн-сервисами. Она посмотрела тематический вебинар, где коллеги делали обзор подобных площадок, но самостоятельно оформить подписку не смогла. Куратор помог ей зарегистрироваться и подключиться к одному из популярных музыкальных сервисов. Теперь Анастасия с удовольствием слушает на смартфоне любимую музыку, аудиокниги, а также просматривает фильмы и сериалы.

В заключение еще раз подчеркнем — не стесняйтесь обращаться к кураторам! Они всегда готовы вам помочь, пойти навстречу, найти лучшее решение вашей проблемы. Даже одна консультация способна сотворить чудо и сэкономить вам уйму времени.