Стать героем несложно, для этого достаточно посмотреть кино. И если мы не настолько чисты, чтоб своим блеском ослеплять глаза окружающим, найдем в фильмах героя себе под стать. Мне ближе герои из той настоящей жизни, где хмурое утро сменяет пасмурный день. А пасмурный день переходит в долгую, долгую ночь, скрывающую тротуар. Вы догадались – это нуар, от просмотра которого никто не застрахован. Кино без границ оптимизма и без доступа к будущему. «Туз в рукаве» 1951 года режиссера Билли Уайлдера будет отличным выбором. Это 10 фильм режиссера, ему 45 лет, позади драма «Бульвар Сансет», а впереди еще долгих 8 лет до громкой славы «В джазе только девушки».

Б. Уайлдер
Б. Уайлдер

Режиссер, как известно, живет настоящим, нервно теребя пульс времени, внимает запросам рекламодателей, а также добропорядочной публики. Публика добропорядочна, скучна и ленива, ведь она живет в лучшей стране, в наступающей прекрасной эпохе потребления. Все плохое произошло и закончилось, где-то там, в Европе. Хорошие парни давно разобрались со всеми плохими и теперь спешат делать покупки своим женам, себе и детям.  А те, кто еще не успел оформить кредит на дом, страховой полис на жену или жениться, те разъезжают по штатам и пытаются преуспеть. Один из них Чарльз Тейтум, человек с успешным прошлым и туманным будущим.

Постер фильма
Постер фильма "Туз в рукаве" 1951

Действие фильма разворачивается в Альбукерке, штат Нью-Мексико. С легкой руки Уайлдера количество фильмов с местом действия в этом городке, с каждым годом неуклонно растет. Совсем свежий пример сериал «Лучше звоните Солу» или «Во все тяжкие», от тех же создателей. На Кинопоиске*, можно насчитать 43 фильма, различных годов выпуска начиная с 1932 года, действие в которых, так или иначе связано с этим славным городом. И трудно не согласиться с мыслью, что каков город, таков и герой, по мнению работников киноиндустрии. Создание разнообразных клише и шаблонов достойно только самым-самым успешным из них.  И даже создатели нетленного «Золотого теленка» должны согласиться с этим утверждением. Господа Ильф и Петров тоже “…там были”, правда не высекли это в камне. Но нынешние жители этого города, наверняка и вполне резонно, возразят им. На момент выхода фильма в городе проживало 96 815** тыс. человек. По тем временам непохоже на захолустье. Правда, если только рассматривать удаленность от столиц и крупных центров, то, пожалуй, можно с этим и согласиться.

К. Дуглас в роли Чарльза Тейтума
К. Дуглас в роли Чарльза Тейтума

Чарлз Тейтум, самоуверенный персонаж Кирка Дугласа с небрежно заправленным в нагрудный карман платком, в поисках работы, оказывается в редакции местной газеты. О себе говорит так: «работаю с важными новостями, неважными новостями, а если их нет – пойду и укушу собаку». И, глядя на экранный образ героя, этому веришь. Эта роль блестяще раскрыта Дугласом. На протяжении фильма он азартно и с упоением занимается деланием новостей. Из него так и прет энергия, светлая или темная неважно, но она способна увлечь за собой, всех, кто оказался рядом, что он нам и демонстрирует. Резвое начало набирает обороты и на протяжении всего фильма, герой Дугласа, будет проявлять настырность, чутье и темперамент человека, желающего скорейшим образом заработать денег и славы. Билли Уайлдер предвосхитил или угадал отличительные черты и приемы, которые приводят к успеху не только в Альбукерке. Деньги приносят славу и наоборот, слава приносит деньги – сейчас это истина не требует доказательств. Правда использовать это на свою корысть удается не каждому. А вот заплатить за попытки собственным крахом, неудачей удавалось гораздо большему числу соискателей.

За что мы любим нуары? За светлые надежды, на счастье, в первых кадрах фильма и неминуемый привкус горечи и отчаяния в последних. Это так напоминает нам о нашей жизни. Но между этими кадрами мы видим жизнь, как мы ее понимаем. Обнаженные эмоции, накал страстей, скверные поступки и погоня за успехом, за деньгами и славой. Чем в принципе и заняты мы, ну по крайней мере большая часть из нас. Не буду пересказывать сюжет и давать оценки. Надеюсь, фильм доставит вам удовольствие от просмотра. Если же нет, то вы можете насладиться сладкой дремотой, после субботнего ужина. Давайте посмотрим на этот фильм с другого ракурса.

Сейчас этот фильм относят к “золотой эре” Голливуда. К расцвету этой эры причастны и многие наши соотечественники или, по крайней мере, их потомки. К примеру, родители Кирка Дугласа, до своей эмиграции в США. проживали в Чаусах, небольшом белорусском городке. К сожалению, в московских библиотеках не смог найти автобиографии актера The Ragman's Son, вышедшей в издательстве “Simon & Schuster “ в 1988 г. и вынужден поверить на слово Википедии. А вот подтвержденным официальным фактом является то, что шестеро выходцев Чаусского района стали Героями СССР за годы ВОВ. Героическая и в своем роде выдающаяся статистика для городка и района в 17 с небольшим тысяч жителей! Не обошлось в нем и без кино, правда нуары в СССР не снимали, зато снимали фильмы про шпионов и разведчиков. Чаусы - родина разведчика Льва Маневича или человека под псевдонимом «Этьен» из фильма «Земля, до востребования», выпущенного в прокат в 1972 году. Роль легендарного разведчика сыграл известный актер советского кино О. Стриженов. Так, может переплетаться в далеких от столиц городках, правда и вымыслы, реальные герои фронтовики и герои экрана.

Постер фильма
Постер фильма "Земля до востребования" 1972

Продолжим о фильме. При работе над ним, история, волей случая, свела судьбы трех человек, которые повлияли, каждый по-своему, на последующее развитие самого Голливуда. Это прежде всего самого Б. Уайлдера. который выступил в нем и режиссером и продюсером. Кирка Дугласа, сыгравшего главную роль плохого парня Тейтума, в этом 13 по счету своем фильме. Актер, только двумя годами ранее, добился первого успеха снявшись в спортивной драме М. Робсона “Чемпион”.  До этого ему доставались второстепенные роли. Зная, как переменчива фортуна, актер, как и его экранный герой, ринулся добиваться успеха, используя весь свой талант. Его образ в фильме, как на парадном портрете. Чем дальше расстояние, тем заметнее виден масштаб самого актера. Дуглас в кадре затмевает остальных персонажей. Краски может чуть яркие или сочные, но впечатлений не портят. Хищная улыбка Тейтума завораживает и подчиняет своей воле остальных. Этот образ, конечно, настоящая находка режиссера, даже если посчитать количество беспринципных негодяев во всех фильмах-нуарах, снятых до этого. Дуглас здесь на пороге своей заслуженной актерской славы и широкого признания. Сразу после своего выхода, фильм не смог достичь кассового успеха и высоких оценок кинокритиков. Но с каждым десятилетием интерес к фильму и оценки критиков возрастают. Есть еще один человек, который внес свою посильную лепту в создание фильма. Это Эдит Хед, работавшая на нем художником по костюмам. Незаметная зрителям, она отвечала за тот разудалый, бесшабашный и циничный внешний облик Чарльза Тейтума.  Небрежно заправленный в нагрудном кармане пиджака платок, еще до первых произнесенных героем слов, показывает нам, что перед нами хотя и битый, и тертый репортер, но он “столичная штучка”. Платок и мятая шляпа на затылке подчеркивает отчаянность и азарт персонажа. Если же оставить только шляпу, то трудно представить этого героя в роли успешного в прошлом репортера. Мне кажется, эта маленькая деталь костюма стала большой находкой Эдит Хед, которая впоследствии, как и актер К. Дуглас, и режиссер Б. Уайлдер, стала легендой Голливуда.

Эдит Хед
Эдит Хед

За всю свою долгую профессиональную карьеру Эдит Хед получила 8 (!) наград Киноакадемии за лучший дизайн костюма, начиная с «Наследницы» (1949) и заканчивая «Стингом» (1973). Среди тех, с кем она работала, а точнее – создавала кинообраз, практически все голливудские знаменитости. И даже больше, чем просто знаменитости – иконы стиля. Стоить только перечислить их имена! Это Ингрид Бергман (“Нотариус” 1946), Элизабет Тейлор (“Место под солнцем” 1951, “Слоновья тропа” 1954, “День покаяния” 1973), Одри Хэпберн (“Римские каникулы” 1953, ”Сабрина” 1954, ”Завтрак у Тиффани” 1961), Грейс Келли (“Окно во двор” 1954, “Поймать вора” 1955), Ширли Маклейн (“Художники и модели” 1955 и др.), Марлен Дитрих (“Свидетель обвинения” 1957), Ким Новак (“Головокружение” 1958), Типпи Хедрен (“Птицы” 1963, “Марни” 1964), Софи Лорен (“Такая женщина” 1959), Натали Вуд (“Любовь с подходящим незнакомцем” 1963 и др.) Всего же, она номинировалась на 35 премий «Оскар».

Она работала со многими выдающимися режиссерами своего времени, среди которых Сидни Люмет, Роберт Маллиган. Эдвард Дмитрик, Боб Фосси, Пол Ньюман. Джон Форд и многие др. Талант Эдит Хед был востребован различными поколениями кинематографистов. С ней успел поработать даже Джон Кассаветис на заре своего режиссерского становления. Но особое место занимает Альфред Хичкок. С ним она сотрудничала на фильмах “Окно во двор”, “Поймать вора”, “Головокружение”, “Птицы”, “Марни”, “Топаз”. Сама Эдит Хед из одежды предпочитала костюм двойку и теперь мне открылась тайна невероятно стильных женских костюмов на героинях Хичкока. Режиссер и сам высоко ценил детали костюма для его героев, и они стали частью его саспенса. Разговор о фильмах Хичкока и работа с ним Эдит Хед – это тема отдельного исследования. Продолжим его при другом благоприятном случае. А пока отметим. что не только женщины актеры, но и актеры мужчины, сотрудничали с ней. Да еще какие актеры! Красавцы, щеголи!

Эдит Хед и Роберт Редфорд
Эдит Хед и Роберт Редфорд

Стоит еще назвать Фреда Астера “Праздничная гостиница”, 1942 и Кларка Гейбла “Любимец учительницы” 1958. Культовые фигуры в мире кино, моды и стиля. Актеры, чей неповторимый стиль в одежде стал образцом и предметом подражания. Недаром Алан Флассер, в качестве иллюстраций, разместил фотографии этих актеров в “Путеводителе по мужскому стилю “Настоящему мужчине”. Так актеры, с которыми работала эта замечательная художница, превратились в уже хрестоматийные образцы стиля.

Постер фильма
Постер фильма "Праздничная гостиница" 1942
Постер фильма
Постер фильма "Любимец учительницы" 1958

Какие еще дополнительные аргументы нам нужны для просмотра кино или (если мы герои!) похода к портному? Думается никаких! И не стоит забывать о том, что очень часто успех мужчины во многом зависит от упорства женщины. В нашем случае мы говорим о замечательном художнике по костюмам Эдит Хед. Многие лики и образы наших любимых героев и героинь несут в себе отпечаток ее таланта.

Теперь наше время стать героем! Найдем свой шелковый платок, небрежно вставим его в нагрудный карман пижамы (если нет сейчас пиджака) и на уютный диван смотреть нуар Билли Уайлдера “Туз в рукаве”.

Приятного просмотра и делитесь впечатлениями с близкими!

примечания:

* Кинопоиск – русскоязычный портал о кино

** U.S. Decennial Census 1890–2018