Помните сказку про Пиноккио? В начале, папа Джеппето продал собственную куртку, чтобы купить ребенку букварь. Так вот, не так уж много и изменилось с тех пор : итальянцы по-прежнему отличные отцы, а учебники и сейчас стоят, как полгардероба. За год, проведенный моей дочерью в итальянской средней школе, мы нашли не менее 7 удивительных особенностей, о которых хочется рассказать.
1. Родительское собрание – 1 раз в год
Когда в начале года появилось в электронном дневнике объявление о родительском собрании, я несколько напряглась и заранее нашла перевод фразы «собираем на новые шторы» - чтобы быть готовой, когда дойдет до этого. Но не дошло. Собрание было, в целом, скорее приветствием, и еще выбрали родительский комитет: эти выборы проходили очень торжественно, с тайным голосованием и регистрацией каждого голосующего. Три выбранные мамы стали родкомитетом, который еще два раза за этот год сходил на собрания и скинул резюме в общий чат для остальных. Там же появлялись объявления о мероприятиях для детей – примерно раз в месяц. Таким образом, в сухом остатке за год у меня: родительских собраний – 1, а денег, сданных на «нужды класса», «шторы», «подарки классному руководителю на 8 марта» - ноль, ноль от слова «пусто», как говорит моя подруга. На Новый год, Пасху и окончание учебного года детям дали сладости и маленькие подарочки – от школы и города.
2. Бесплатная продленка с личным репетитором
Признаюсь, 8 марта мы все же не выдержали и моя дочь отправилась в школу с букетом (а это не принято от слова «совсем»!) – правда, подарила его учителю продленки. Это было самое малое, чтобы выразить благодарность за помощь с освоением программы – такой помощи у нас раньше не было нигде, в том числе, и за деньги, не то, что бесплатно. Да, после уроков дважды в неделю моя дочь идет на своего рода продленку – всего на полтора часа, но за это время она успевает разобраться с трудными заданиями или подготовиться к контрольной. С детьми занимаются волонтеры – это чаще всего учителя, вышедшие на пенсию. Их так много, что практически у каждого ребенка есть «личный» репетитор. Ребенок приходит домой довольный и со сделанными уроками – не продленка, а мечта! А в конце учебного года все репетиторы-волонтеры организовали для детей небольшой праздник и повели их в парк есть мороженое.
3. Как написать роман и что делать при землетрясении
Программа в итальянской школе сильно отличается от российской. Каждый предмет надо изучить не только с точки зрения теории, но и постараться как-то опробовать на практике. География? Строим маршрут своего путешествия по стране и даже пишем бюджет поездки. Биология? Делимся на группы, сажаем растения, ухаживаем за ними. Литература? Не только читаем произведения, но и сами пробуем написать небольшое произведение по всем канонам стиля: для сказок они использовали, к слову, классификацию известного русского фольклориста Владимира Проппа. Да, это не сочинение, не рассуждение, не изложение, это именно произведение определенного жанра – сказка, рассказ, эссе. Ну и одна из самых практических дисциплин –это «гражданское воспитание» (если можно так перевести), на котором дети узнают, что и как делать во время стихийных бедствий, какие символы есть у разных стран, что такое «Fast fashion».
Близкие по сути предметы часто объединяются в один. Например, в Петербурге бывшие одноклассники моей дочери в средней школе будут изучать по отдельности физику, химию, биологию, а в ее расписании все эти дисциплины объединены в одну под названием «наука». Это дает определенные преимущества: если не справился с задачами по физике, сможешь исправить оценки успехами в биологии (хотя оценки не особенно важны – см. ниже). Для желающих все же интенсивно и углубленно изучать физмат такая возможность появится в старшей школе. Про это, впрочем, стоит рассказать отдельно.
Школьное обучение в Италии делится на 3 основных периода: 5 лет начальной школы, 3 года средней школы, 5 лет специализированного лицея. Таким образом, раз в 3-5 лет ребенок меняет коллектив, учителей и программу, а также круг общения. У многих детей настоящие друзья появляются уже в лицее, когда они делятся на «физиков» и «лириков» и проводят больше времени с единомышленниками.
4. Никакой школьной формы
«Цвет гнилой вишни в зеленую клеточку!»- торжественно сообщила в далеком 1996 году моя классная руководительница нашим несчастным родителям, объясняя, что у школы теперь своя форма и непременно надо ее заказывать определенного цвета, фасона и с перламутровыми пуговицами. Избавившись от ненавистных юбки и пиджака душераздирающего оттенка сама, через много лет я вернулась к проблеме уже со своим ребенком. Туфли на таком каблуке, юбка выше колена на 2 см, пиджак зеленый, жилет в клетку, рубашка белая с шевроном... Что еще можно придумать, чтобы свести с ума родителей накануне 1 сентября? Но наконец, моя мечта сбылась – у нас здесь нет никакой школьной формы! Худи и джинсы, футболка и леггинсы – главное, чтобы детям было удобно. Надо сказать, что дисциплина не страдает – никто не ходит в школу полуголый или в оранжевой шляпе. Статьи расхода «школьная форма» не существует в нашем бюджете. И хорошо – учитывая цены на учебники...
5. Учебники: красиво и интересно, но также долго и дорого
Учебники и учебные материалы, и все, что с ними связано, стали для меня практически «шок-контентом». Во-первых, никто не выдает тебе «географию за 5 класс» из библиотеки – потому что нет этой библиотеки и учебник надо покупать самостоятельно, новый и дорогой. Комплект учебников на год стоит от 200 евро (для средней школы). Учебник является одновременно и рабочей тетрадью – там часто представлены и упражнения, которые надо делать, из-за чего не всегда удается найти б/у учебники, где никто ничего не написал до тебя. Во-вторых, учебники очень тяжелые, вес рюкзака в «средний» школьный день составляет примерно 10 кг. Но сами учебники при этом просто отличные – яркие, интересные, как журналы, грызть гранит науки становится намного приятнее с ними. При этом, еще важно этих учебников дождаться – заказав их в книжном магазине в июле, последние экземпляры мы смогли забрать только в ноябре: типография не успевала печатать. Тетради же, обычные, в клетку и линейку, под конец года выглядят несколько пугающе – их не собирают на проверку, а поэтому, никаких замечаний по поводу почерка, обложки и прочего, не наблюдается. Чтобы снизить вес рюкзаков, используют систему с папками на кольцах – по каждому предмету заводится не тетрадь, а такая папка. Но таскать еще всю на все уроки не надо, достаточно листочка, который потом надо подшить к остальным. Наличие всего учебного материала, ясное дело, помогает учиться лучше. Но это волнует не всех, потому что...
6. Оценки – не главное
Сколько в классе отличников, а сколько двоечников - нам не известно, потому что оценки каждого ребенка считаются конфиденциальной информацией. Это хорошо, потому что ни к кому не приклеивается ярлык «двоечника» или «отстающего», никого никуда не тянут, не клеймят позором и не распекают при всем классе. Это и плохо, потому что старательных тоже особенно не хвалят, не вешают на доску почета, не награждают грамотами и не ставят в пример. И вообще. Учебный год закончился, дети отпраздновали классом в кафе, разъехались – кто на море, кто в лагерь. А оценки «пришли» уже после окончания года – и никто их даже особенно не ждал. Ну как никто – кроме меня. И мне все говорили «Tranquilla, signora», то есть советовали особенно не беспокоиться. При этом, не беспокоятся даже те родители, чьи дети остаются на второй год – ну что же делать, придется еще раз пройти программу, не такое уж это редкое явление. Оценки – это хорошо, но это абсолютно не главное...
7. А главное – дружба!
Это утверждение, правда, относится не только и не столько к школе, а к местному обществу в целом. Кажется, что все процессы построены на дружбе и отношениях между людьми. Детей этому учат с начальной школы. «Хорошее поведение» - это не только слушать учителя и уважительно общаться со взрослыми. Это и «gentillezza» - слово, которое переводится, как «вежливость», но зачастую воспринимается еще и как «доброта» и даже «милота». Теплота, чувствительность, понимание, эмпатия в общении со сверстниками – это именно тот фундамент, который нужен, чтобы построить отношения и найти друзей. Учителя объясняют, как себя вести, в том числе, в онлайн-общении: не спамить чат класса, не заваливать его своими аудио-сообщениями, и, уж конечно, выражаться цивилизованно. Уважение и дружелюбие каждого к каждому – тон, который задают и сами учителя, которые могут поиграть с детьми в мяч в парке, утешить того, кто расстался с «невестой» из параллельного класса и потроллить кого-то, кто ответил невпопад. «Ты веселый, разговорчивый, общительный и с тобой классно играть» - примерно такие «секретные» сообщения написали дети друг другу в последний школьный день – и ушли на каникулы. Солнце, мороженое, дружба – впереди все лето!