Почему выбрали именно автомобильную нишу? Были ли до этого другие проекты?

Саид: Еще в 2011 году пришла идея запустить автомобильный бизнес. Не скажу, что это связано с любовью к автомобилям. Я просто наблюдал за экономической повесткой и конъюнктурой рынка — в какой-то момент понял, что за таксопарками будущее. Плюс ко всему я увидел пример запуска такого бизнеса в другом регионе. И я начал действовать. Нашел инвестора. Им стал мой руководитель на тот момент — я работал у него помощником. Так уже через некоторое время я запустил первую машину. Это совпало с нововведениями — в 2011 году в Москве начали выдавать лицензии для такси. Таким образом занимался посреднической деятельностью —помогал другим получать лицензии. Далее появилась вторая машина, затем третья и четвертая. И когда у меня было уже около шести или семи автомобилей, то я взял на работу первого сотрудника.

Какое у вас образование ? Почему выбрали именно его ?

Саид: Закончил факультет международных экономических отношений в университете им. Плеханова. Я всегда видел в себя в международном бизнесе — еще со школы мечтал иметь компанию, которая будет работать по всему миру. Уже в университете понимал, что лучше практики ничего не научит. Поэтому почти сразу после поступления пошел работать. Считаю, что самая главная польза от высшего образования — знакомства и единомышленники. До сих пор общаюсь со своим однокурсниками. Мы часто пересекаемся, так как работаем в одной сфере. Плюс ко всему это хороший плацдарм для новых успешных партнерств. Одна альма-матер объединяет как ни что иное — все-таки в университете, особенно в экономическом, закладываются методология как ведения бизнеса, так и в целом отношения к жизни. И это хорошо помогает при развитии своего дела — вы с партнерами во многих важных моментах буквально понимаете друг друга с полуслова. Конечно, в университете было много полезной информации, которую действительно можно оценить только на практике. За учебной скамьей непонятна важность большинства академических дисциплин. Но уже в бизнесе становится все очевидно — я ни раз ловил себя на мысли, что университетский курс мне действительно пригодился. Но я считаю, что самое эффективное образование — то, что напрямую связано с твоим делом. Уверен, что сначала нужно выбрать работу, понять на практике, чем тебе нравится заниматься, а только потом — учиться. И выстраивать обучение важно именно с учетом специфики работы и своих целей на карьеру. Такой подход поможет избежать ситуаций, когда студенты получают степень бакалавра или магистра и не могут трудоустроиться — либо не хватает опыта для интересных задач, либо происходит столкновение с реальностью — юные выпускники понимают, что специальность из диплома им не подходит.

Что вас вдохновляет больше всего ?

Саид: Меня вдохновляют цели, которые я ставлю перед собой. И одна из главных —оставить после себя полезный след. Мне важно, чтобы мои действия улучшали не только мою жизнь, но и позитивно влияли на окружающих — на мою семью, близких, друзей, земляков, единоверцев и на страну в целом. Чтобы замахиваться на глобальные и масштабные цели, всегда нужно руководствоваться искусством маленьких шагов. Для меня сейчас важно обеспечить максимальную пользу своей семье, клиентам, инвесторам и партнерам. Я работаю над тем, чтобы каждый человек, который взаимодействует с компанией, получал отличный сервис, хороший стабильный доход и широкие возможности оптимизировать свой бизнес и заработать вместе с нами.

Саид Залиев , фото предоставлено пиар службой Саида
Саид Залиев , фото предоставлено пиар службой Саида

У вашей деятельности есть миссия? Если да, то какая?    Саид: Однозначно — повышать качество оказываемых транспортных услуг населению. Мы специализируемся на развитии транспортного бизнеса. И чем более качественно мы и наши партнеры выстроим бизнес-процессы, тем более успешной будет вся отрасль. Еще одна миссия — дать дорогу способным порядочным людям. И это скорее про внутреннюю систему отбора партнеров и членов команды. Для нас правильные принципы и мораль важнее каких-либо способностей. При найме на работу и организации партнерства мы в первую очередь смотрим на воспитание и порядочность человека, а всему остальному мы научим — поделимся всем накопленным опытом.

Есть ли у вас привычки, которые помогают справляться с большими нагрузками на работе ?                                           Саид: Быть максимально эффективным мне помогает дисциплина. У меня есть определенный набор действий, который помогает сохранять высокий уровень энергии и мотивации. Есть ежедневные, еженедельные и ежеквартальные ритуалы. Мой день условно можно разделить на три блока: утренняя рутина, работа и время с семьей. Я приучил себя просыпаться на рассвете. Так у меня появляется время для утренней рутины. Обычно в нее входят религиозные практики, работа с духовным состоянием, спортивные нагрузки, изучение иностранных языков и прослушивание аудиокниг. С 10 часов утра я полностью вливаюсь в рабочий процесс, а вечернее время посвящаю родным и близким. Почти каждый квартал мы с командой куда-либо выезжаем. Это могут быть деловые поездки, корпоративные выезды, а также просто отпуск. Это помогает “переключаться” и “перезагружаться”. Смена обстановки, наряду с деятельностью — лучший отдых, как известно.

Есть ли цитата или мысль, которая в свое время вас вдохновила?

Саид: “Каждый день и каждая ночь забирают время твоей жизни безвозвратно. Используй же их себе во благо”.

Саид Залиев, фото предоставлено пиар службой Саида
Саид Залиев, фото предоставлено пиар службой Саида

Кому подойдет лизинг автомобиля и почему ?

Саид: Лизинг подойдет для индивидуальных предпринимателей, основа бизнеса которых — автомобиль. Чтобы не увеличивать объем кредитных средств организации, машину просто можно взять в лизинг. А с развитием бизнеса — выкупить. 

 Саид Залиев, фото предоставлено пиар службой Саида
 Саид Залиев, фото предоставлено пиар службой Саида

Какие самые популярные модели автомобилей среди бизнеса и физлиц для лизинга ?

Саид: В сегменте эконом самые популярные модели сейчас — это японские и корейские автомобили. В комфорте это Toyota Camry и Kia K5. В бизнес-классе — Mercedes е-класса и Mercedes s-class. В Премиуме предпочтение чаще всего отдают внедорожникам. В основном, гелендвагенам G63.

Одно из направлений вашей деятельности это обучение. Вы обучаете руководителей таксопарка. Расскажите, как проходит обучение и чему можно научиться?

Саид: Обучение предназначено для будущих партнеров и сотрудников. Для того, чтобы попасть в программу, нужно пройти собеседование. По его результатам человек либо допускается к обучение, либо нет. По окончанию курса проводится итоговый экзамен у будущего руководителя. При успешном прохождении каждого этапа студент становится частью команды. Мы сторонники перманентного образования, поэтому наша платформа обучения постоянно пополняется новым материалам для повышения квалификации партнеров и сотрудников.

Саид Залиев, фото предоставлено пиар службой Саида
Саид Залиев, фото предоставлено пиар службой Саида

Как пришла идея создать свою собственную школу ? Почему возникла в этом необходимость?

Саид: Всё началось с того, что находить сотрудников становилось всё сложнее и сложнее, а каждого нового сотрудника приходилось обучать в ручную. Холдинг стремительно расширялся, и потребность в новых кадрах росла с каждым днем. Мы поняли, что отвлекать опытных сотрудников для обучения уже нельзя — у них просто не останется времени для выполнения своих прямых обязанностей. И мы нашли выход в создании своего собственного учебного центра.

Расскажите про инвестиции. Кому это может быть интересно? И о чем этот финансовый инструмент вообще?

Саид: У нас три основных направлений для инвестиций: 1. Инвестиции с фиксированным доходом для финансирования наших договоров аренды или лизинга; 2. Инвестиции в покупку автомобилей для дальнейшего управления одним из наших проектов. Тут прогнозируемый доход выше, но не фиксированный. 3. Инвестиции в покупку нового или действующего бизнеса. Это в основном таксопарк или автопрокат. Доходность с учетом роста стоимости компании может достигать до 60%. В целом при удачной покупке любой компании рост доходности может быть больше даже 100%. Это похоже на покупку акций компании. Но здесь вы приобретаете в собственность компанию с реальным транспортом, который можно увидеть, проверить, потрогать и т.д. Стоимость бизнеса оценивается по понятной формуле, в котором учитывается: прибыль, стоимость активов, срок компании, финансовая привлекательность и перспектива для развитии. Большинство покупателей бизнеса передают в управление свои проекты нам же. Партнерство и российская индустрия авто.

Вы можете помочь предпринимателям в управлении бизнесом. Каким образом это происходит ?

Саид: Мы поможем создать и масштабировать бизнес в сфере автопроката, коммерческой аренды, таксопарка и лизинга. Если предприниматель хочет заниматься автобизнесом, то он может обратиться к нам — мы поможем с нуля создать прибыльную компанию, а также разработаем стратегию развития и масштабирования. Также к нам обращаются за доверительным управлением. Мы берем на себя все заботы по управлению активом. Грубо говоря, работаем мы, а прибыль получает владелец. Как сказал выше — это хорошая альтернатива классическим инвестициям.

Саид Залиев, фото предоставлено пиар службой Саида
Саид Залиев, фото предоставлено пиар службой Саида

У вас также большой опыт в антикризисном управлении. Расскажите, с какими самыми сложными задачами встречались ?

Саид: Таких кейсов много. Например, помогали одному автопарку. У них было все грустно с финансовыми показателями — около 30% лизинговой задолженности и отсутствие системы контроля за оплатой. Как следствие — стремительный рост убытков. Мы оптимизировали работу автопарка: снизили простой автопарка в 6 раз — до 5%, оптимизировали процесс закрытия долгов. Уже через 2 месяца компания вышла в прибыль, через 5 — окупились инвестиции, а через 2 года ожидается выкуп и выгодная реализация всех автомобилей с фиксацией прибыли в 30 млн рублей. Еще один интересный кейс — за 180 дней спасли один таксопарк от банкротства. На старте —работа без прибыли, более 40% простоя автопарка и задолженность перед арендодателем. Как итог нашей работы — вывели автопарк в прибыль, 30 новых автомобилей в активе компании. Сегодня таксопарк продолжает работать и улучшать свои показатели.

Какие основные проблемы вы видите в транспортной отрасли в России сейчас ? Как вы считаете, какие перспективы ее развития в ближайшие 5-10 лет ?                       Саид: Основная проблема сейчас — ограниченный выбор автомобилей на рынке. Так как авторынок — это высокотехнологичная отрасль, ей трудно быстро адаптироваться к новым экономическим условиям. Китайские бренды стараются заменить ушедшие иностранные машины, но мы не знаем, чего от них ожидать — насколько они долговечны, какую нагрузку выдерживают и так далее. А это важные показатели в нашей деятельности. Ведь от качества машины зависит количество издержек компании. Поэтому мы так ответственно подходим к выбору автомобилей. И сейчас он крайне скудный. По сути сегодня у нас одна альтернатива — китайский автопром. Думаю, уже через 2 года трафик российских городов наполовину будет состоять из автобрендов Поднебесной. Плюс ухудшает положение ситуация с запчастями — и вопрос даже не в высокой цене, а вообще — в наличии нужных деталей.

Как изменился отечественный авторынок с уходом крупных автобрендов? Вырос ли спрос на альтернативные марки машин? Упал спрос на Мерседесы и БМВ ?

Саид: Спрос на азиатские автомобильные бренды вырос в сегменте эконом и комфорт. Китайцы смогли с заменить ушедшие из России бренды. А вот спрос на Mersedes и BMW не упал, даже наоборот — в рамках нашего холдинга вырос. Дело в том, что мы стали одним из импортеров популярных иностранных автомобильных марок. И сейчас особым спросом у нас пользуются автомобили премиум сегмента.

Саид Залиев, фото предоставлено пиар службой Саида
Саид Залиев, фото предоставлено пиар службой Саида

Вы вышли на зарубежный рынок. И первой локацией для расширения стал Дубай. Расскажите, почему именно этот город показался вам наиболее привлекательным для развития ?

Саид: По моим ощущениям, Дубай всегда был местом для развития бизнеса. Город и страна стремительно развиваются, и наша ниша там пока еще свободна. Почему бы не воспользоваться этим? В целом крайне перспективная страна — она привлекательна как для инвесторов, так и для развития бизнеса. Государством Дубая созданы для этого все условия. Например, доходы компании не облагаются налогом на прибыль. Считаю, что ОАЭ — это такой мост в Международный бизнес, именно там формируется интернациональное комьюнити деловых людей. Плюс ко всему с каждым годом туда переезжают все больше и больше людей, а значит спрос на аренду и лизинг автомобилей растет. Да и мы рады расширять свою экспертизу и добавлять к нашим победам международные кейсы.

Получается, мечта о международном бизнесе начинает сбываться?

Саид: Да, именно так. И я вместе с командой  очень этому рады.

Какие сложности в развитии бизнеса в Дубае? Есть ли вещи, которые вас удивили больше всего ?

Саид: Самое сложное — открыть компанию. По сравнению с Россией зарегистрировать свой бизнес в Дубае дороже почти в 20 раз. Чтобы открыть компанию в Москве нужно примерно 30-40 тыс. рублей, в ОАЭ эта сумма равняется 10 тыс. долларов — около 750 тыс. рублей. Это не учитывая издержки на аренду офиса. Чтобы арендовать коммерческое помещение в эмирате, нужно заплатить за квартал вперед. Это тоже увеличивает финансовую нагрузку на предпринимателя. Плюс ко всему юридические моменты оформления бизнеса в Дубае — долгосрочная история. Выдача лицензии на деятельность может достаточно надолго затянуться. Некоторые предприниматели ждут до полугода. Вещь, которая меня сильно удивила — здесь часто можно встретить людей, которые не выполняют договоренности. В Дубае нет культуры дедлайнов, а также здесь плохо развит сервис. Рабочие обещания могут бесконечно откладываться. И, конечно же, это самым негативным образом влияет на бизнес-процессы.

Будете ли вы развиваться в других странах ? В каких ? 

Саид: В ближайшие пять лет мы планируем выйти на рынок СНГ. В более долгосрочной перспективе — страны Востока. Они мне близки по темпераменту и образу жизни. Сейчас могу выделить Саудовскую Аравию, Катар, Иорданию, Египет и Бахрейн. Скажу больше — для этого мы уже разрабатываем стратегию.