Фото: John Schnobrich / Unsplash
Фото: John Schnobrich / Unsplash

В этом году я заканчиваю первый курс магистратуры по программе «Менеджмент в ритейле». Это общая инициатива Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ и компании Х5 Group. Расскажу про свой путь, чтобы дать будущим абитуриентам стимул не бояться идти вперед — в неизведанное.

Почему ритейл

Я родился и вырос в Якутии. Моя семья связана со сферой ритейла: родители владеют несколькими магазинами. И я решил, что хочу развиваться именно в этой сфере и вывести семейный бизнес на новый уровень. Сначала получил экономическое образование в Дальневосточном федеральном университете. Полученные знания помогли мне разобраться с экономикой предприятий, но я отчетливо понимал, что для профессионального роста мне недостает узкой специализации в сфере ритейла. Мне хотелось учиться у преподавателей-практиков и иметь возможность обмениваться опытом. Начал искать дальнейшие пути развития, и в итоге остановился на магистерской программе Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.

Актуальные кейсы и практика

Программа, которую я выбрал — узкоспециализированная. Мы полностью погружаемся в ритейл: изучаем актуальные проблемы, с которыми нам придется столкнуться. Предметы для будущих специалистов действительно актуальные, без воды и скучной теории. Например, в рамках курса E-commerce рассказывают, когда и как внедрять онлайн-продажи; на парах по цифровой аналитике можно узнать все о сборе и хранении данных, преподаватели по управлению предприятием ритейла делятся нюансами деятельности в сфере розничной торговли; предмет «Поведение потребителей» помогает лучше понимать психологию и мотивацию покупок.

Важный фактор — обилие практики. Занятия включают не просто теорию, с которой потом не знаешь, что делать. Мы изучаем реально работающие приемы, лайфхаки. Разбираем кейсы, устраиваем деловые игры, готовим стратегии — все это помогает приобрести практические навыки и дает творческую свободу при решении различных ситуаций. Так, я, например, сразу же помог родителям наладить ценообразование, диверсифицировать поставщиков (мы обновили ассортимент на 60%), определиться с позиционированием и начать лучше понимать целевые аудитории и их ценности (стали предлагать качественные, безопасные и экологичные товары для молодой аудитории). А самое главное — благодаря расширению кругозора, я стал оценивать риски и способы их минимизации наперед.

Осознанность и нетворкинг

Думаю, что к дополнительному образованию стоит подходить осознанно, смотреть на пул преподавателей и возможности для практики и выстраивания нетворкинга. Большинство лекций и занятий ведут руководители и топ-менеджеры из бизнеса, которые делятся реальными и сложными кейсами. Мои однокурсников интересуются ритейлом и уже имеют некоторый опыт работы в этой сфере, поэтому наше профессиональное общение не ограничивается только парами: стараемся рефлексировать, делиться мнениями и решать рабочие кейсы вместе, в том числе и в свободное время. Магистратура дала мне возможность обрести профессиональные связи, познакомиться с разными людьми: преподавателями из Х5 Group, другими ритейлерами или студентами-предпринимателями, развивающими собственное дело. Профессиональное коммьюнити, частью которого ты становишься — это очень полезно.

Для меня учеба стала стартовой точкой, чтобы изменить свое отношение ко многому, например к проблемам, возникающим в бизнесе. Если раньше, столкнувшись с проблемой в семейном бизнесе, я терялся и видел лишь какое-то одно решение, то сейчас, услышав множество историй, рассматриваю сразу несколько разных вариантов. Например, мы рассматривали кейс, где из-за ошибки в оформлении заказа поставщик привез фуру товара вместо планируемой паллеты. Компания-партнер требует оплаты за груз, грузчики нервничают, времени на принятие решения немного, но выход нашелся. Наш преподаватель рассказал, что им удалось связаться с крупной торговой сетью и договорится о передаче продукции на реализацию туда. В итоге: партнер доволен, убытки не понесены, отношения с коллегами из сферы улучшились.

Важный фактор среды для будущего успешного предпринимателя — никаких ограничений и рамок. В рамках учебы ты, конечно, можешь совершить ошибку, но опытный ментор тебя поправит и подскажет, где можно улучшить свое видение.

Чек-лист главных инсайдов

Расскажу о нескольких главных открытиях, которые я сделал для себя и обязательно планирую внедрять их в семейном бизнесе.

  1. Использование искусственного интеллекта. Крупные торговые сети все чаще обращаются к современным технологиям для решения задач: оптимизация складов, логистики, учет товаров, оценка рисков, прогнозирование. Все это позволяет сокращать издержки и сделать процесс более предсказуемым.
  2. Личный подход к каждому покупателю. Будь то персональные скидки, предложенные на основе данных, или качественная работа консультантов, главная цель которых — не продать товар, а решить проблему клиента. Внедрение этих практик повысит лояльность покупателей и увеличит вероятность повторной покупки.
  3. Диджитализация и автоматизация. Перевод части продаж в онлайн, развитие интернет-магазина, установка касс самообслуживания приведут к ускорению процесса продаж и дадут покупателям возможность выбора способов приобретения товара. 
  4. Внедрение быстрых и удобных сервисов доставки расширит клиентскую базу.
  5. ESG-стратегия и социальная ответственность бизнеса, как способ увеличить долгосрочную стоимость бизнеса.
  6. Готовность бороться даже за 1% увеличение прибыли, потому что все начинается с малого.

Многое в бизнесе можно понять на личном опыте — путем проб и ошибок. Но зачастую это будет стоит денег, а, возможно, и репутации бренда. Лучше на ранних этапах грамотно подойти к выбору направления и получить качественное образование в этой сфере. Университеты отходят от теорий и скучных лекций: процесс становится интерактивным, все больше упора делается именно на практику и разбор актуальных ситуаций. А также немаловажный плюс — новые знакомства и поддержка сообщества.