Этот метод дал мне конверсию 50% из собеседования в предложение о работе на вакансию «маркетолог» с доходом от 70к.
Меня зовут Слава, 4 года назад я работал маркетологом в агентстве. И решил поискать работу мечты на hh.ru. Я знал, что даже есть агентства, которые закрывают себе клиентов на hh.ru.
Эта уверенность помогла мне выжить 3 первых месяца безуспешных попыток: ходил на собесы, делал изнуряющие тестовые и даже получил работу, с которой сбежал через 2 недели.
Я искал удаленную занятость, брался за все — благо агентский опыт позволял вспомнить примеры из разных ниш.
Отбор вакансий
Меня интересовала только удаленка и сначала я поставил галку в hh.ru “удаленная работа”. Получил список вакансий, который быстро прочесал, начал искать, как расширить выборку. Я попробовал забивать в поиске “маркетолог удаленно” — хх автоматически выставляет такую же галку. Количество вакансий не увеличилось.
Часто эйчары и работодатели не замечают галку "удаленная работа" в интерфейсе хх, когда пишут вакансию. Поэтому, они пишут слова "удаленная работа" прямо внутри текста. Чтобы найти такие вакансии, нужен расширенный поиск. Если в нем вбить "маркетолог удаленно", хх не ставит галку поиска по "удаленной работе", а ищет именно то, что вбил в поиске. Вакансий становится в разы больше.
Совет №1
Использовать расширенный поиск. Не ставить галку "удаленная работа", а именно в расширенном поиске написать свою вакансию + удаленно.
Отчасти, конечно, это те работодатели, которые написали:
Строго В ОФИС, удаленных сотрудников, фрилансеров, агенства НЕ рассматриваем!
Но часть хороших удаленных вакансий я нашел именно через такой расширенный поиск.
Отбор вакансий — самый трудоемкий этап. Я шерстил Хэдхантер ежедневно. У меня точно были проблемы на этом этапе, потому что отказов было больше ⅔. Попадались ниши, на которые я откликался на шару: инфобиз, недвижка, ремонт. Чаще всего приходил автоотказ.
Здравствуйте, Вячеслав Владимирович! Большое спасибо за интерес, проявленный к вакансии "Старший перформанс маркетолог". К сожалению, в настоящий момент мы не готовы пригласить Вас на дальнейшее интервью по этой вакансии. Мы внимательно ознакомились с Вашим резюме и, возможно, вернемся к Вашей кандидатуре, когда у нас возникнет такая потребность. С уважением,
Если дело доходило до созвона с эйчаром, меня спрашивали, есть ли опыт в этой сфере. Я плавал, поэтому дальше разговор не шел. Первым шагом я отказался от этих ниш.
Сейчас на хх для этого в расширенном поиске можно использовать минус-слова. Вот мои:
онлайн школа, онлайн курс, недвижимость, юридический,
юрист, ремонт квартир, стартап, CRM-маркетолог,
маркетплейсы, IT-компания, IT-интегратор
Совет №2
Поставить минус-слова в расширенном поиске в hh.ru
Яндекс директ
контекстная реклама
директолог
авитолог
маркетолог
директор маркетинг
руководитель маркетинг
Совет №3
Чтобы увидеть максимум вакансий нужно искать по всем возможным синонимам в своей нише
Теперь оставалось поправить резюме, так чтобы “мои” ниши присылали меньше отказов.
Как я поправил резюме?
Когда я мониторил ХХ, я понял, что ниш в целом не так чтоб много. Вот что в основном есть:
— инфобиз
— юристы
— недвижимость
— интернет-магазины
— локальный бизнес: отели, загородные клубы, санатории,
рестораны, салоны красоты, детские сады, клубы, лагеря
— авто
— SaaS
— B2B—услуги
— дорогие товары, как правило для бизнеса
В некоторых у меня был твердый опыт. Поэтому я создал копии резюме с заголовками “маркетолог в <ниша>”. Таким образом я добился соответствия между запросом работодателя и тем, что хочу предложить.
Я сразу понимал, что одним заголовком не отделаюсь, поэтому в каждом резюме расписал в цифрах опыт с нишей из заголовка. Все остальное оставил кратким.
Сопроводительные письма
Я всегда писал сопроводительные. Часто эйчар дает в тексте вакансии “вопрос на внимательность”, так что там может быть односложный ответ.
Начните свое резюме с: "я 100% готов работать в компании Рога и Копыта" - так мы поймем что вы внимательный человек
Если такого теста в вакансии нет, вставляю в отклик краткую заготовку об опыте с данной нишей.
Есть опыт с дорогим оборудованием для бизнеса. Умею эффективно распределять и 100к бюджета и 700. Использую Яндекс.Директ, Авито, Звонобот.
Я продолжал чесать Хэдхантер. Конечно, все равно получал какое-то количество отказов. Но теперь статистика приглашений была в мою пользу.
Совет №5
Пишите осмысленные сопроводительные с конкретикой по нише работодателя.
Работа с откликами
Приглашение на хх.ру — это все еще даже не приглашение к беседе. Часто это милостливое
Позвоните по номеру +7 *** *** **** в рабочее время
Когда будете звонить, придется объяснять кто вы и зачем звоните. Конечно, сначала я так делал, но давно уже от этого отошел. Если выждать пару дней, часто эйчар сам перезванивает. В этом случае диалог сложится теплее, ведь ему больше надо. Если у вас есть опыт — вы можете себе позволить ценить его и себя заодно.
Для кандидата на маркетолога классно, когда на связь выходит не эйчар, а сразу владелец или РОП. Это сокращает собес, вы сразу переходите к насущным вопросам. А еще это значит, что начальника-маркетолога в этой компании нет.
Много приглашений содержат анкету.
Первые месяцы я заполнял такое, потом бросил. От заполненных форм я не получил ни одного приглашения. Я сделал выводы, что это трата времени в черный ящик — ты не знаешь, что они ищут, поэтому не можешь подстроиться с ответами. Более того, тут есть имитация заинтересованности со стороны работодателя: тебя как будто отобрали и похвалили, а на самом деле не затратили на это времени и рассылают эту гугл-форму по всем автоматически. При этом от тебя требуют затрат времени — обдумать вопросы и вписать ответы займет минимум 15 минут.
Совет №6
Не тратьте время на формы, если вы с опытом. Лучшие работодатели нанимают хороших эйчаров. А те в состоянии оценить вас по резюме.
Разговор с эйчаром
Я отношусь к эйчарам, как к необходимому злу: на самом деле мне нужно поговорить с кем-то дальше, но чтобы меня допустили к тому разговору, нужно пройти этап эйчара. Моя задача на этом этапе просто пройти. Если я отклонюсь от цели — завалю собеседование и не узнаю, что же там дальше.
Я заваливал собесы с эйчаром на вопросе “готовы ли вы работать по времени Владивостока, так как работодатель во Владивостоке?”. Понятно, что не готов, но обсуждать это нужно не с эйчаром. А для эйчара я становлюсь просто неудобным кандидатом. Меня отсеивают, и я не получаю возможности договориться с ЛПРом. А тот все еще может оказаться договороспособным.
Иногда эйчар может давать тестовое.
Оно бывает трех видов:
- психологическое,
- маркетинговое от именитого маркетолога,
- маркетинговое про проект
Если и делать из этих трех, то только третье.
Я периодически делал психологические и маркетинговые под проект. Меня пропускали на этап дальше. Но на следующем этапе я ни разу не получил оффер. Я сделал вывод, что тут опять черный ящик и люди выбирают по непонятным критериям.
Поэтому сам сейчас говорю, что не делаю тестовых на этом этапе.
Совет №7
Не тратьте время на тестовое. Лучшие работодатели дают его после собеседования с руководителем.
Самопрезентация на собесе
Перелом в конверсии собесов в оффер случился, когда я начал предвосхищать ожидания. Нормальный работодатель хочет, чтобы уделили внимание его бизнесу и предложили план.
Поэтому я поменял ход собеседования: вместо того, чтобы отвечать на вопросы, я сделал презентацию. В ней кратко была инфа обо мне, слайды с похожими проектами, майнд-карта каналов трафика для бизнеса, с которым собеседуюсь. Еще был анализ сайта, рекламы в директе и гугле, вк.
На анализ по готовому шаблону уходило около часа:
- 20 минут просмотреть сайт и написать 5-7 косяков
- 10 минут подобрать кейсы из готовых слайдов, хоть как-то похожие на проект
- 20 минут собрать на click.ru анализ Яндекс.Директ по конкурентам и по самому клиенту
- 10 минут на соц. сети: в таргетхантере найти рекламу, если была, в запрещенной соц. сети посмотреть библиотеку рекламы
Совет №8
Подготовьтесь к собеседованию с руководителем. Я делаю презентацию: часть заготовка, часть делается под компанию работодателя
С презентацией ломалась заготовка. Теперь я мог управлять собеседованием. А у работодателя часто не оставалось вопросов. Чаще всего он даже не хотел давать тестовое — он уже все узнал, еще и применительно к своему проекту. Если все-таки тут дают тестовое — значит что-то в презентации скорее всего было неубедительно. Тестовое на последнем этапе, конечно, надо делать.
Презентация помогла избежать перекрестного допроса в стиле “а как вы измеряете roi?”, “а как бы вы масштабировали удачную гипотезу?” и “как нанять и проконтролировать сеошника?”.
Выводы
- Поиск работы — это продажа себя. Поэтому тут можно также отслеживать и корректировать все этапы воронки: резюме, отклик, разговор с эйчаром, разговор с руководителем, тестовое.
- Научился конверсии 50% на собесе с руководителем за счет презентаций. А потом и без презентаций — у меня в голове уже был план, о чем поговорить.
- Спрос волнообразный: в декабре ищут срочно и сваливают висяки за год, в январе и до середины февраля мало хороших вакансий. К апрелю хорошие вакансии разбираются и образуется спад. Новые стартуют в мае, но “давайте после праздников”. Как ни удивительно, вполне есть спрос в июле, а в августе тухло. Для себя сделал вывод:
Совет №9
Хочешь классную работу — мониторь рынок постоянно.
Я продолжаю иногда ходить на собесы — чтобы не терять форму, адекватно оценить свои зарплатные хотелки, а может даже и работу сменить когда-нибудь.
Еще по этой схеме я хорошо устроил четверых знакомых. Причем одну с нуля в маркетинге.
У вас остался вопрос "а как я успеваю работать на 30 работах?". Ответ прост – я получал оффер, а не работал там. Так что тут ответ "никак", надеюсь, вы не ждали другого)
Еще про поиск работы и работу на работе маркетологом
Эта статья – верхушка айсберга отношений между эйчаром, работодателем и работником. В этих отношениях есть внутренний конфликт: у каждой стороны свои интересы. Я начал канал в телеге по поиску работы, найму людей, работе в маркетинге и конфликтах в рамках работы.
Там уже есть несколько заметок и то ли еще будет: