В странах первого мира у каждой проблемы так и ли иначе находится решение. На южно-американском континенте у каждого решения находится множество совершенно новых автономных проблем, решения которых порождают еще большее количество проблем и головной боли.  Так размножение проблем достигает уровня геометрической прогрессии, заслоняет собой первоначальную, из-за которой все началось, и о которой уже все забыли. Люди делятся на две категории: одни пробивают лбами стены; другие закрывают голову руками от летящих в нее новых неурядиц, как от ворон в хичкоковском фильме.

Иногда проблемы группируются и сливаются в одну большую проблемищу, и не остается ничего делать, как дробить ее опять на кусочки. Или уехать в отпуск. Что, в основном, эмоциональные латиноамериканцы и делают, произнеся свое любимое A la puta! (что переводится “пошло все к черту!” но даже не владеющему испанским языком ясно, что черт у них не только женского рода, но и сомнительного морального поведения с пониженной социальной ответственностью). Таким образом люди и проблемы начинают существовать параллельно, в непересекающихся мирах, и даже ухитряются как-то мирно сожительствовать.

В Аргентине, где я проживаю, растет городское население и растут проблемы, растет преступность и растет благосостояние жителей, растут цены и растут продажи. Все это происходит не вопреки, а просто одновременно. И есть в этом даже какая-то стабильность, которая помогает жить,  уверенность в завтрашнем дне, если хотите:  что он будет такой же, как и предыдущие, на грани кризиса, нервного срыва и истерики. Генетически накопленный опыт помогает достичь того уровня, когда просветленный аргентинец понимает, что самое лучшее, что он может сделать в сложившейся ситуации, это пожарить мяса и запить его мальбеком. То есть, этим своим действием он создаст намного меньше проблем, чем если начнет пытаться последовательно решать их в порядке поступления и накопления. Многими было вообще доказано экспериментальным методом, что если с утра вовсе не выходить из дому, и как можно реже вставать с кровати/дивана/гамака, то ущерба себе, семейному бюджету и безопасности уличного движения в городе будет нанесено значительно меньше, или во многих случаях просто никакого. Похожее кредо, с поправкой на географические и национальные особенности, было еще у советских алкоголиков: утром выпил — день свободный.

При таком отношении к жизни и трудностям практически каждый южанин выглядит намного лучше и моложе своего ровесника из стран, где люди ориентируются на результат, не говоря уже о тех, где «мерилом работы считают усталость».  И танцуют наши герои-мучачосы лучше всех, и нервных расстройств у них несравненно меньше, согласно опубликованной недавно ВОЗом статистике психического здоровья населения в разных странах. А все потому, что не парятся, и опять же энергию сексуальную не растрачивают на карьерные амбиции или наведение порядка во вселенной. Ну, яма на дороге, ну и что? Можно же объехать ее, все легче, чем асфальт менять. А когда она станет такой большой, что не объедешь, так и ну ее, эту дорогу.. других что ли нет?  В общем, лучше возникшую проблему не трогать, не ворошить, чтобы не размножалась. И не нервничать, а либидо беречь.  “А то вон до чего докатились немцы со скандинавами с их порядком  и прогрессом. Тьфу, тьфу, не дай бог нам такого”, — разоткровенничался со мной достойный представитель южно-американской культуры, охотно согласившийся поделиться своим мнением по вопросу.

Дав проблеме“отлежаться”, жизнерадостные латиноамериканцы и вовсе забывают про нее. Ведь есть же столько более полезных и приятных дел, которыми можно наполнить день! Вот только давеча, 20-го июля, в Аргентине отмечали День друга. Это один из многих праздников, а по количеству нерабочих дней в году Аргентина занимает первое место. В праздники и подавно о проблемах говорить не принято. Люди собираются в домах, ресторанах или на природе, льется вино, шкворчит на углях мясо. Глядя на их радостные и веселые лица кажется, что и проблем-то серьезных у них нет. Ну, подумаешь, инфляция 116% (только по официальным данным), ну, там, страна балансирует на тоненькой нити неминуемого и очередного дефолта, ну, курс доллара шагает еще быстрее, чем инфляция. Все это мелочи жизни, и не такое видали, — философски отмечают люди, бывшие свидетелями предыдущих двух дефолтов за последние двадцать лет. И не такое еще увидят, судя по их выработанному коллективному иммунитету к проблемам, как неизбежному вирусу.

Не привожу латиноамериканский опыт ни в коем случае, как пример, упаси Боже! Но все же, чуть больше расслабленности в решении повседневных проблем нам, жителям северных широт, не помешает. И выглядеть будем лучше.