В блогах директоров по персоналу читаю, что кандидатов, которые не Culture Fit, рассматривать не стоит. Все равно ничего хорошего из этого не получится. При этом наблюдается дефицит кадров и жалобы на то, что «людей нет».

Не большой секрет, что многие люди, работавшие в западных компаниях, оказались в новой корпоративной культуре в российских реалиях. Я решила разобраться, в чем отличия, как адаптироваться к новой реальности и можно ли это сделать.

1. Честная рефлексия.

Прежде всего важно отрефлексировать, из какой культуры вы пришли и какая на самом деле культура в новой компании. Правда в том, что мы часто действуем неосознанно, по старым шаблонам и ценностям, не отдавая себе отчет в том, что это не актуально на новом месте.

Например, придя из компании, где ценностью являлся креатив, проактивность и результат, в компанию, ориентированную на процесс, не стоит приводить первую в пример, ссылаясь на крутые результаты.

2. Внешний вид

Если в западных компаниях на первом месте - профессионализм, и внешнему виду уделяется не такое большое внимание, то в российских компаниях внешность гораздо важнее. Результаты ваших продаж не компенсируют воспринимаемые дефекты имиджа. А такие темы, как толерантность и разнообразие - не на первом плане. Встречают по «одежке», и часто по ней же провожают. То есть требования к внешнему виду (имиджу, фигуре, ухоженности и тд) в российских компаниях в целом выше.

Если в компании принят фэшн look, от вас потребуется более яркий образ, чем тот, в котором вам комфортно. Если важны бренды, а вам привычен демократичный стиль из предыдущей компании, придется перестраиваться.

3. Профессионализм или отношения?

Термин «стратегический нетворкинг» я услышала относительно недавно.

Он предполагает, что общению с ключевыми стейкхолдерами уделяется важное место и время. Такое же или большее, чем профессиональное содержание работы.

Если вы пришли из культуры экспертизы/ компетентности, необходимо перестроить себя на то, чтобы сознательно выстраивать благоприятные отношения с теми, от кого зависит принятие важных для вас решений и уделять этому время и внимание.

4. Палач или жертва?

Велика вероятность, что вас проверят на прочность.

«Наедут», чтобы посмотреть, как вы реагируете на угрозу. Боитесь или держите удар? Каждая ситуация индивидуальна, но общая рекомендация в этом случае --- сохранять спокойное состояние и из него отвечать по делу.

5. Первое лицо как зеркало корпоративной культуры

Российские компании тоже разные, в них разная культура, которую диктует в первую очередь первое лицо. Кто-то ездит на Майбахе, а кто-то «выглядит, как мужик в спортивном костюме из «Пятерочки». Поэтому принимая решение о выходе на работу, присмотритесь к первому лицу компании и поймите, близка ли вам такая культура.

Известно, что слоны в Африке ушли в леса, поняв, что их отстреливают на открытой местности, и тем самым сохранили численность вида. Носороги же менее адаптивны, остались на открытой местности и вид стремительно вымирает. К счастью, варианты выбора для людей более широкие, так что мы можем выбирать: отказаться, адаптироваться или влиять, постепенно расширяя свою зону ответственности. Но это не такой простой выбор.

Ирина Куликова. Консультант, бизнес коуч PCC ICF
Ирина Куликова. Консультант, бизнес коуч PCC ICF