Сегодня одним из важнейших направлений моей деятельности является преподавательское, я один из руководителей программы "Лидерство в юридической функции: практический курс для руководителей" в Высшей школе экономики.

Отправной точкой на пути к преподавательской карьере я считаю не только фундаментальное ВУЗовское образование, которое я получила в МГИМО, но и определенное профессиональное везение. С самых первых дней в профессии я получила возможность быть подключенной к передовым программам бизнес-обучения, имела возможность “закончить корпоративный университет на работе”.

Все началось с моих первых учителей - людей, благодаря которым я научилась быть юристом и кого я хотела бы поблагодарить адресно -  это руководитель юридической практики B1 (ex- Ernst & Young)  Георгий Коваленко и руководитель юридической практики и партнер KEPT (ex-KPMG) Ирина Нарышева.

В те годы “большая четверка” была кузницей лучших кадров в сфере и доступ к передовым стандартам консультационной работы и возможность учиться в процессе работы с крупнейшими компаниями страны. Это сформировало отношение к обучению как к непрерывному процессу.

Второй кит, на котором стоит образовательный процесс - это врожденная потребность человека учиться у другого человека.

В недавно вышедшей книге канадского антрополога Джозефа Хенрика «Секрет нашего успеха» сделан достаточно революционный вывод о том, что наш вид выжил только благодаря тому, что научился передавать знания следующему поколению.

Чтобы доказать тезисы о врожденной склонности человека к обучению и подражанию авторитетам, автор провел массу экспериментов на обезьянах, детях, студентах, жителях африканских племен, обитателях современного  Сан-Франциско. И каждый раз ответ был один и тот же - склонность учиться друг у друга это не просто потребность, это эволюционно заложенная в нашем виде константа.

Третья причина идти в преподавание - это потребность самого учителя учиться “от своих учеников”.

В рамках своего авторского курса я работаю с аудиторией сформировавшихся экспертов, зрелых специалистов, руководителей и топ-менеджеров, которые в процессе коммуникации учат и меня в том числе.

Таким образом, миссия преподавателя вырастает в человеке как заложенная генетикой потребность делиться знаниями, растет через приобретенный положительный опыт взаимодействия с системой в роли ученика, причем этот опыт очень зависим от учителей и определенной доли везения соприкасаться с лучшим, и становится одновременно точкой нового отсчета - возможности учиться от своих же учеников, приобретая новые знания, будучи уже в роли наставника и преподавателя.