Если вы ищите причины, почему Тейлор Свифт стала «Человеком года», по версии Time, — лучше не мучайте себя. Для российского менталитета причины фактически необъяснимы.
Уже несколько дней я читаю в соцсетях комментарии и получаю вопросы от друзей: «почему Свифт, почему мы ничего о ней не знаем, какое влияние на мировое сообщество и культуру она оказала? Может быть, мы не в курсе реальной повестки, а наши культурные впечатления ограничены сериалом «Слово пацана»?».
То, что для американца — свифтомания, для других означает — ни одного яркого хита. То, что для одних «эпохальный многогранный тур — символ нашего времени, наполненный социальным, экономическим, политическим смыслом», для других – набор блеклых песен для шоппинга в супермаркете. То, что для одних — новый «Боб Дилан», для других — просто инновационная версия Марайи Кэри, с «свифтотрясением» на концертах магнитудой 2,3 балла и толпами фанатов «свифтис». Только у Марайи есть хотя бы несколько запоминающихся хитов, включая ненавистный всеми продавцами в магазинах под Рождество – All I Want for Christmas Is You, а у Свифт — честно говоря, ни одного. Ну, я не знаю, — может быть, вы что-то сможете напеть, но я точно нет.
Безусловно, выбор Тейлор Свифт «Человеком года» абсолютно символическое и идеологическое явление. У Time нет каких-либо четко оцифрованных критериев номинации: звание обретает тот, кто оказал наибольшее влияние на общество, вне зависимости от того, было ли оно позитивным или негативным. В свое время «Человеком года» становились люди, добившиеся больших достижений, например, летчик Чарльз Линдберг, в одиночку перелетевший Атлантику, потом — крупные политики, президенты стран. Поэтому выбор Свифт вызвал эффект «свифтотрясения» в мировом сообществе. Почему не изобретатель Chat GPT? Почему не Си Цзиньпин? Учитывая все данные, мы можем с точностью сказать, что Свифт не оказала влияния, сопоставимого по уровню с влиянием изобретателя и политика.
Может быть, у Time в этом году вообще был сложный выбор? С одной стороны, впервые за всю историю медиа обладателем титула стал артист, — возможно, мир действительно устал от политики и потрясений, и всем хочется расслабиться и отдохнуть в тени персикового барбикора? С другой стороны, — конечно, интересен тот факт, что Свифт стала певицей, оказавшей значительное «культурное влияние на все мировое сообщество в 2023 году». И тут уже хочется понять, в каком именно месте.
Давайте разбираться. Свифт дебютировала как певица кантри. Изначально кантри — это очень локальный американский продукт, музыка американских переселенцев, с глубинным историческим нарративом. В Америке исполнители кантри зарабатывают колоссальные деньги, но за пределами США их никто не знает. Когда я впервые был в Вашингтоне и пошел в National Mall, в Национальной галерее искусств я увидел полотна Леонардо да Винчи и рядом с ними — произведения американских салонных художников XIX века. Можно было бы подумать, что для нормальной развески не хватило места. Но на самом деле, таким образом зрителям внушали простую мысль: американские художники XIX века по степени влиятельности на мировой художественный контекст не менее значимы, чем Леонардо да Винчи. Американской идеологии вообще свойственна экзажерация американской культуры, но тут даже я был в изумлении.
Объявление «Человеком года» певицы с кантри-нарративом — типичный политический стейтмент для поднятия духа американцев, символ борьбы определенных элит за идею Make America Great Again: выборы же не за горами. Во-первых, Time выбирает женщину – это уже политкорректно, с точки зрения популярных ценностей феминизма. Во-вторых, выбирает типичного представителя абсолютно традиционных американских ценностей среднего класса. С биографией девушки, выросшей на ферме рождественских елок в Пенсильвании и начавшей карьеру автора-исполнителя в 15 лет, Свифт вообще могла бы стать лицом республиканского движения.
Подобные объяснения чуть более понятны, чем рассказы про крупнейший многомиллиардный тур в истории мировой музыки и исповедальные мотивы песен, приправленные социальной и политической повесткой. Все-таки Time это не Forbes, и критерии выбора должны строиться на социальном капитале, а не финансовом. А национальный капитал у Свифт очень большой и символизирует национальные ценности. И даже в тур она отправляется по типично англо-саксонской программе, — туда, где надо развивать влияние Штатов: в Европу, в Австралию и Новую Зеландию, в Южную Америку. Женщины-блондинки на службе пропаганды идеологии – вообще старая проверенная стратегия: вспомним Мерлин Монро и Мадонну.