Начнем того, что на рынке жилого девелопмента уже довольно давно имеет место гиперзрелость продукта и неготовность покупателей воспринять этот продукт. Это связано с постоянным улучшением качества жилых комплексов в рамках т.н. «продуктовой конкуренции»:

  • Развитие новых архитектурных решений;
  • Развитие инновационных технологий;
  • Появление новых материалов на рынке;
  • Наблюдение за конкурентами в части поиска интересных продуктовых решений друг у друга.

Все вышеперечисленные изменения позволяют создавать более удобные и комфортные для жизни пространства.

А что же происходит на рынке с продуктом?

  • Девелопер усиливает ценность предложения продуктовыми добавками (сделаю-ка я лапомойки, все их делают!);
  • Потребитель доволен, хотя не имеет к этому запроса (у меня нет собаки, но пусть лапомойка будет, вдруг пригодится);
  • Конкуренты бросаются повторять новинки и улучшают их (всем нужны лапомойки!);
  • Улучшение становится стандартом и теряет ценность (как? у вас нет лапомоек?!!!!);
  • Девелопер снова расширяет набор опций (может добавим ещё и хвостомойку?).

Некоторые пункты рассмотрим детальнее:

  1. Потребитель доволен, хотя не имеет к этому запроса:

Покупатель доволен улучшениями, но не имел запроса на повышение уровня жилого пространства, потому что сам потребитель ждет более низких цен на жилищное помещение, к тому же здраво оценивает факт того, что при улучшении уровня жилого комплекса, также вырастет и себестоимость проекта, что никак не позволит получить более выгодное предложение к покупке.

  1. Конкуренты бросаются повторять новинки и улучшают их:

Как и в любой другой отрасли, существует вероятность шпионства на рынке жилого девелопмента. Конкуренты могут пытаться получить конфиденциальную информацию о проектах и планах других компаний, чтобы использовать ее в своих интересах. Более того, многие застройщики специально копируют идеи жилых комплексов и улучшают свои объекты. Всё это приводит к тому, что на рынке появляется гиперконкуренция между застройщиками, к тому же многие улучшения теряют свою ценность и уникальность.

Самой главной проблемой будет являться то, что из-за гиперулучшений и гиперконкуренции компании придется увеличить расходы на привлечение клиента, то есть застройщику придется инвестировать в развитие маркетингового направления внутри компании, а это приведет к снижению маржи. 

А какие же тренды существуют на современном рынке жилого девелопмента и набирают популярность?

  • Тренд №1. Одним важным трендом на рынке жилого девелопмента является инновационный подход к архитектуре и дизайну жилых комплексов, а также внимание к фасадам и панорамным окнам в жилых зданиях. Современные архитектурные решения позволяют создавать более эстетичные и функциональные здания, которые гармонично вписываются в окружающую среду и обеспечивают высокий уровень комфорта для жителей.Рассмотрим детальнее данный тренд:
  • Проекты с авторской архитектурой и решениями фасадов;
  • Стремление девелоперов грамотно вписать проект в окружающую застройку;
  • Рост высотности и преобладание башенного типа зданий;
  • Увеличение площади окон, использование французских (панорамных) окон;
  • Использование преимущественно натуральных материалов в фасадах;
  • Высокие первые этажи для качественного ритейла.

Популярный тренд заграницей, который в ближайшем будущем раскроется и на территории России, — «зеленые» здания с интегрированными в фасады растениями, садами на крышах, крупными зелеными террасами. Более того, будет повышаться внимание к энергоэффективности жилья и экологичности использованных при строительстве материалов.

  • Тренд №2.  Уменьшение площадей квартир и функциональные планировки.Все сегменты жилья – от эконом- до элит-класса (с 2015 г.);
  • Увеличение количества однокомнатных квартир в проектах;
  • Пространство квартиры – максимально эффективное и эргономичное с оптимальной расстановкой мебели (без избытка неиспользуемых площадей, больших коридоров, вытянутых комнат, перегородок);
  • Мастер-спальни с собственными санузлами (бизнес и выше), увеличение количества санузлов;
  • Помещения для хранения (кладовые) и гардеробные;
  • Тренд на создание максимально широкой линейки планировок.
  • Тренд №3. Террасы и лоджии.Террасы и лоджии в жилом девелопменте стали популярным трендом в последние годы после ковида. Они представляют собой дополнительное пространство для отдыха, а также могут использоваться для проведения вечеринок и барбекю. Компании, занимающиеся жилым девелопментом, все чаще включают террасы и лоджии в свои проекты, чтобы привлечь покупателей и удовлетворить их потребности в дополнительном пространстве.Тренд №4. Пристальное внимание на МОП (места общего пользования).
  • Это могут быть общественные зоны отдыха, спортивные площадки, бассейны, барбекю-зоны, сады и т.д.
  • Увеличение площадей общего пользования;
  • Качественный дизайн и отделка МОП, разработка дизайн-кода ЖК;
  • Места для хранения велосипедов и колясок, туалеты на первом этаже, комнаты для мойки лап;
  • Единые качественные входные двери в квартиры;
  • Подъезды проектируются на уровне земли для беспрепятственного доступа;
  • Высокий уровень остекления, стеклянные двери в подъезды;
  • Сквозные проходы во двор через подъезды.
  • Тренд №5. Качественное благоустройство дворов и интересные детские площадки.Качественное благоустройство дворов может включать в себя озеленение, установку скамеек, освещение, а также создание зон для отдыха и барбекю, к тому же застройщики добавляют в свои проекты интересные детские/ спортивные площадки, которые будут привлекательны для детей разных возрастов. 
  • Двор – это социальное пространство, пространство для общения;
  • В комплексных проектах создаются локальные парки, набережные и бульвары;
  • Работа с зонированием территорий дворов – активный и спокойный отдых, пространства не только для детей, акцент на озеленение;
  • Детские площадки разделяются по возрасту и оснащаются современным оборудованием;
  • Значение также имеет внешний вид и эстетика игрового пространства.
  • Тренд №6. Собственная инфраструктура как часть продукта.Собственная инфраструктура может включать в себя различные объекты: магазины, кафе и рестораны, фитнес-центры, бассейны, кинотеатры, детские сады и школы, аптеки и медицинские центры. Это предоставляет возможность жильцам получить доступ к необходимым услугам без необходимости покидать территорию жилого комплекса.
  • Социальная инфраструктура: детские сады (или детские досуговые центры), школы;
  • Коммерческая инфраструктура на первых этажах с ритейлом первой необходимости или даже отдельно стоящие торговые центры;
  • Для объектов высокого класса (бизнес и выше) – спортивные, медицинские центры;
  • Постаматы или комнаты доставки – новый тренд, усилившийся на фоне пандемии.
  • Тренд №7. Паркинг с дизайном.Вход в ЖК для многих начинается не через парадную, а через паркинг. Потому впечатление от паркинга очень важно. Застройщик стремятся создать парковки, которые будут не только функциональными, но и привлекательными с точки зрения дизайна. Такие виды парковок могут включать в себя различные виды декоративных элементов, освещений и многое другое. Это позволяет создать уникальную атмосферу и подчеркнуть индивидуальность жилого комплекса.
  • Тренд №8. Улучшенная система безопасностиВ современном мире вырос спрос на более качественные системы безопасности в жилых комплексах. Всё это связано с желанием жильцов обеспечить безопасность себе и своей семье.
  • Установка систем видеонаблюдения;
  • Использование системы контроля доступа для автомобилей и пешеходов;
  • Использование систем умного дома; 
  • Системы очистки воды, воздуха, дезинфекции мест общего пользования.
  • Тренд №9. Диджитализация.Использование систем умного дома. Это позволяет жильцам контролировать различные параметры жилья: температура, освещение, звуковые и видео системы, управление бытовой техникой и электроникой. Это повышает уровень комфорта для жильцов и позволяет им сэкономить время и ресурсы.
  • Использование системы управления энергопотреблением. Это позволяет сократить расходы на электроэнергию и воду. Они автоматически регулируют потребление энергии в зависимости от времени суток и количества жильцов, что позволяет снизить затраты на коммунальные услуги.
  • Проведение удаленных сделок, от выбора жилья посредством виртуального показа до регистрации сделок. Данная опция стала возможной на фоне карантина, а также благодаря появлению VR девайсов в сфере жилого девелопмента. Более того, это предоставило возможность виртуально прогуливаться по жилому кварталу, для более качественного анализа ЖК.
  • Развитие BIM-технологий. Данные технологии предоставили возможность моделирования в одном проекте можно объединить всеобъемлющие данные по архитектуре, дизайну, инженерным, экономическим решениям и многое другое, что позволяет избежать ошибок, увеличить окупаемость и эффективность жилого комплекса.

Не исключено, что в ближайшем будущем важной составляющей продукта будут: электронный консьерж, «умный дом», автоматическая доставка посылок и корреспонденции, автоматические двери и паркинги, электронные системы безопасности. Технологии развиваются и покрывают всё больше сфер жизни человека.

  • Тренд №10. Мультиформатность.Еще одним важным трендом в жилом девелопменте является мультиформатность. Жилые комплексы предлагают не только квартиры, но и другие форматы и даже классы жилья в рамках одного объекта, например, апартаменты, студии, лофты, таунхаусы и многое другое. Это позволяет жильцам выбрать наиболее подходящий для них формат жилья, учитывая их потребности и возможности. Мультиформатность позволяет разнообразить архитектурное решение жилого комплекса, а также охватить максимальное количество ЦА, предложив идеи для проживания и инвестиций абсолютно всем желающим.