Фото из личного архива Елены Шевченко-Йонца
Фото из личного архива Елены Шевченко-Йонца

Елена, в современном обществе сложилось правило, что детей наказывать нельзя. Как вы считаете, насколько применимо данное правило? Дайте несколько советов родителям, как пресечь отклонения в поведении ребенка и не испортить с ним отношения.

Когда встает вопрос о наказании ребенка, то мнения в обществе разделяются: кто-то придерживается строгих методов, кто-то более лоялен. Но сперва необходимо определиться с самим понятием наказания, его целью и тем результатом, к которому стремится родитель. Зачастую родители прибегают к наказаниям, чтобы силовыми методами решить конфликтную ситуацию. Однако такой подход может оказаться разрушительным и восстановить доверие ребенка будет сложно.

Важно помнить, что ребенок — это самостоятельная личность, которая достойна уважения и любви. Родитель в процессе воспитания выступает проводником в большой мир, показывает возможности и ограничения.

Наказание — это реакция родителя на нежелательное поведение или действие ребенка, которое нужно пресечь. Самый лучший вариант — диалог с разбором ситуации, когда  родитель должен донести свою мысль ребенку, аргументировать ее и сделать наглядной: ребенок должен понимать почему это неправильно, какие последствия могут быть из-за его действий и как всё-таки нужно себя вести в той или иной ситуации. В случае, если этого недостаточно — ввести разумные ограничения и запреты. Главное — оставаться во взрослой позиции, не поддаваться негативным эмоциям и относиться бережно к отношениям с ребенком, не разрушать их и не травмировать друг друга. Не стоит обвинять, прибегать к сравнению и оценкам с другими — это глубоко ранит детскую душу. Стоит опасаться перекоса и в другую крайность — попустительство и невнимание.

Наказание не должно приносить ребенку моральные, а тем более физические страдания. Родитель при воспитании ребенка должен учитывать следующие моменты:

  1. Наказание должно быть уроком: ребенок должен понять, что за любое действие надо нести ответственность. Пусть наказание станет задачей по устранению негативных последствий, в ходе которого ребенок сможет действовать самостоятельно и сделать выводы о своем поведении. Например, убрать рассыпанное/разбитое/разлитое, почистить/постирать испачканное, починить сломанное. Но не забывайте оставаться рядом с ребенком.
  2. Научите вниманию, доверию и анализу. Обсуждайте ситуацию не с целью поругать или укорить, постарайтесь действительно услышать своего ребенка, его версию и посмотреть на ситуацию его глазами, затем объясните как видите событие со своей стороны. В итоге вы придете в общим выводам.
  3. Дайте ребенку ощущение границ. Пусть ребенок почувствует, что сталкивается с ограничением перед чужими границами, так вы научите его выстраивать свои собственные.
  4. Покажите ребенку свои чувства по поводу его поступка, поясните свои эмоции.
  5. Предложите решить проблему вместе и научите преодолевать ее, решать конфликты открыто, просить помощь и поддержку.
  6. Самое главное  — в отношениях стоит руководствоваться любовью.

Помните, что наилучшее воспитание — это личный пример и работа над собой. Попробуйте вместе с ребенком исправить сложившуюся ситуацию, пусть наказание в виде приложения дополнительных усилий по устранению неприятного происшествия станет вашим командным делом. Оставайтесь со своими детьми за одно, не вставайте в противодействие, когда происходит проблема. Научите преодолевать ее и оставаться в контакте с близкими людьми.

Елена, приходит время и ребенок выходит в общество: ходит в садик или школу. Бывают ситуации, когда ребенок сталкивается с агрессией и буллингом со стороны своих сверстников. Как в таком случае научить ребенка отстаивать свои границы?

Буллинг и психологическое насилие в детских учебных заведениях — одна из самых болезненных проблем нашего общества. Она проистекает от неосознанного поведения и неадекватного воспитания взрослыми своих детей. Юные личности порой с ранних лет получают травмы, которые затем компенсируют через проекции агрессии на своих сверстников, одноклассников и одногруппников.

Попав в ситуацию, когда человека пытаются таким образом задеть, не стоит резко реагировать, так как вспышка реакции и потеря контроля над собой — это как раз то, что ожидают в такой ситуации. Потому необходимо не вестись на такую провокацию и сохранять спокойствие.

Как правило, в ситуации буллинга используется ряд когнитивных искажений таких как гиперболизация, частичная подмена истины, эффект контраста, чрезмерное обобщение. Ребенку едва будет под силу распознать эти конструкции и дать им отпор, так как на него давит общественное мнение, а его несформированная личность ищет в нем признания. Но его может этому научить родитель, пояснив мотивы обидчиков и природу их поведения. И предложить стратегию поведения, например, выставить границы и не вовлекаться в этот процесс эмоционально.

Выстраивайте с ребенком доверительные отношения, пытайтесь услышать и увидеть проблему. Это может быть отказ ходить в детский сад или на кружок. Снижение успеваемости в школе или постоянное нахождение дома. Попробуйте поговорить с ребенком о том, что его беспокоит. Главное не осуждать и не пытаться перевернуть ситуацию так, что ребенок не прав. Это ваш ребенок, и вы должны ему доверять.

Объясните, что нет никакого смысла пытаться угождать обидчикам, пытаться их переубедить, вступать в словесную перепалку или совсем лезть в драку. Покажите ребенку, что он уникален и любим именно таким, какой он есть. Не позволяйте терять ему себя в угоду других людей, чтобы удовлетворять их комплексам.

Если вы узнали, что ребенок систематически подвергается буллингу в школе, садике — пора обращаться к учителю или школьному психологу. Дайте понять ребенку, что вы — его защита и опора. 

«Чтобы вырастить ребенка уверенным в себе человеком нужно начать с себя». Фото из личного архива Елены Шевченко-Йонца
«Чтобы вырастить ребенка уверенным в себе человеком нужно начать с себя». Фото из личного архива Елены Шевченко-Йонца

А как вырастить ребенка уверенным в себе членом общества, умеющим правильно расставлять границы и экологично взаимодействовать с другими людьми?

На уровне ДНК в нас заложено желание давать своим детям всё самое лучшее. Благодаря этому фактору родители на инстинктивном уровне стараются не допустить в жизни детей того, что им самим приносит трудности и переживания.

Но в этом процессе они забывают — если ты сам не знаешь как решить проблему в своей жизни, то ты точно не можешь обучить этому других.

В итоге родитель попадает в замкнутый круг: он не может добиться желаемого от другого, потому что сам в себе не чувствует того, чему учит ребенка.

Это вызывает злость и агрессию на самого себя, которая направляется в сторону ребенка, который не понимает еще всех тонкостей этого мира и только учится, беря пример со своего родителя.

Секрет в том, что дети не понимают действий. Они перенимают на подсознательном уровне чувства своих родителей и, видя как родитель поживает эти чувства, делают тоже самое.

Хотите научить ребенка уверенности в себе, но сами её не чувствуете? Как бы вы не старались это скрыть, ребенок будет считывать вашу неуверенность и чувствовать её внутри себя. А наказание за от вас только усугубит это, ведь вместе с неуверенностью появится обида, злость и разочарование, которое и вы будете испытывать от того, что ребенок не делает то, что вы хотите.

Чтобы вырастить ребенка уверенным в себе человеком нужно начать с себя. Нужно работать над собой и менять свой мир. Дети при этом будут считывать новые чувства, а родитель поможет прожить и укрепить в сознании ребенка эти чувства. 

Так шаг за шагом будет выстраиваться конструкция здоровой личности.