Меня зовут Елена Белихова, я HR с 15-летним опытом и основатель консалтингового агентства. За годы работы в управлении персоналом я много раз видела, как собственники бизнеса тратили деньги на нерентабельные проекты или, напротив, боялись вложиться в то, что кратно приумножит прибыль.

Бюджеты расходовались неэффективно, потому что в компании не считали ROI — возврат инвестиций в HR. 

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Зачем считать ROI в HR

Некоторые собственники воспринимают вложения денег в HR как необоснованные расходы — выделил сумму и забыл. Отсюда рождается отказ от вложений в персонал в принципе.

Зачем организовывать тимбилдинг? Зачем проводить опросы сотрудников, замерять их удовлетворенность? Зачем прописывать миссию компанию? Разве это «живые» деньги?

На самом деле, да.

Траты на персонал — это инвестиции, которые могут окупиться и принести прибыль сверху. Если посмотреть на расходы с такой позиции, появляется мотивация тратить больше.

Есть еще несколько причин считать ROI в HR:

  1. Обосновать инвестиции. Если HR говорит с собственником на языке бизнес-показателей, ему будет проще получить бюджет.
  2. Спрогнозировать результаты. Расчет ROI помогает команде рассчитать ожидаемые результаты от бизнеса.
  3. Оптимизировать ресурсы. Вы сможете направить ресурсы на проекты, которые приносят наилучший результат. 
  4. Оценивать эффективность HR отдела. Если команда грамотно распоряжается деньгами, это говорит о компетентности сотрудников. 

Как считается ROI в HR

Обычно ROI прогнозируют до запуска крупного проекта или при планировании годового HR-бюджета.

Расчетом ROI затрат на персонал обычно занимаются эйчары. Если HR на аутсорсе, метрику считает операционный менеджмент.

Для расчета используйте формулу:

ROI = (Выгоды — Инвестиции) / Инвестиции × 100%

Инвестиции (затраты) = обучение, поиск персонала, программы развития, компенсации, льготы и другие траты, связанные с управлением персоналом. 

Выгоды (доходы) = сумма, которую заработала компания благодаря инвестициям. 

Как можно применить ROI в HR

Рассмотрим расчет возврата инвестиций в персонал на примере.

Компания XYZ запустила обучение менеджеров по продажам за счет ресурсов внутренней команды и потратила 200 000 рублей. В эту сумму вошли трудочасы сотрудников, аренда помещения для тренинга, оборудование, сервисы автоматизации, работа спикеров и прочее. Так как менеджеры на период обучения остановили работу, их пропущенные часы тоже считаются затратами для компании. 

По результатам обучения менеджеры научатся продавать более дорогие товары, что приведет к увеличению среднего чека на 15%. При таком сценарии выручка компании вырастет на 12% и бизнес заработает дополнительно 600 000 рублей.

Ожидаемый ROI проекта — 200%. 

Подобный пример был и в моей практике.

Digital-агентство обучало топ-менеджеров 9 месяцев. Вместе с собственником мы поставили цели, определили ожидаемый результат от программы и ее влияние на бизнес, посчитали ожидаемую выручку и даже чистую прибыль. Возврат инвестиций оказался в 7 раз больше суммы, которую мы вложили в обучение. 

Сложность расчета ROI в HR

Главная сложность расчета ROI — субъективность результатов. Не стоит воспринимать показатель однозначно и пытаться точно его рассчитать. 

Ведь непонятно, что именно повлияло на финансовые результаты компании, — новый HR-проект, упорная работы команды, гениальность руководства или удача. Фактические затраты могут оказаться больше ожидаемых ― появятся новые статьи расходов, подорожают инструменты автоматизации, сотрудники не будут вовлечены и затянут со сроками, что увеличит стоимость проекта. 

Помните, что результаты бывают не только количественными, но и качественными. Например, компания развивает HR-бренд, что помогает снизить затраты на персонал и текучку, способствует лояльности. Эти результаты не измеряются в деньгах, из-за чего оценить их окупаемость становится невозможно. Но согласитесь, что знать примерный возврат инвестиций лучше, чем не знать его вообще.