Меня зовут Елена Белихова, я HR с 15-летним опытом и основатель консалтингового агентства. За годы работы в управлении персоналом я много раз видела, как собственники бизнеса тратили деньги на нерентабельные проекты или, напротив, боялись вложиться в то, что кратно приумножит прибыль.
Бюджеты расходовались неэффективно, потому что в компании не считали ROI — возврат инвестиций в HR.
Зачем считать ROI в HR
Некоторые собственники воспринимают вложения денег в HR как необоснованные расходы — выделил сумму и забыл. Отсюда рождается отказ от вложений в персонал в принципе.
Зачем организовывать тимбилдинг? Зачем проводить опросы сотрудников, замерять их удовлетворенность? Зачем прописывать миссию компанию? Разве это «живые» деньги?
На самом деле, да.
Траты на персонал — это инвестиции, которые могут окупиться и принести прибыль сверху. Если посмотреть на расходы с такой позиции, появляется мотивация тратить больше.
Есть еще несколько причин считать ROI в HR:
- Обосновать инвестиции. Если HR говорит с собственником на языке бизнес-показателей, ему будет проще получить бюджет.
- Спрогнозировать результаты. Расчет ROI помогает команде рассчитать ожидаемые результаты от бизнеса.
- Оптимизировать ресурсы. Вы сможете направить ресурсы на проекты, которые приносят наилучший результат.
- Оценивать эффективность HR отдела. Если команда грамотно распоряжается деньгами, это говорит о компетентности сотрудников.
Как считается ROI в HR
Обычно ROI прогнозируют до запуска крупного проекта или при планировании годового HR-бюджета.
Расчетом ROI затрат на персонал обычно занимаются эйчары. Если HR на аутсорсе, метрику считает операционный менеджмент.
Для расчета используйте формулу:
ROI = (Выгоды — Инвестиции) / Инвестиции × 100%
Инвестиции (затраты) = обучение, поиск персонала, программы развития, компенсации, льготы и другие траты, связанные с управлением персоналом.
Выгоды (доходы) = сумма, которую заработала компания благодаря инвестициям.
Как можно применить ROI в HR
Рассмотрим расчет возврата инвестиций в персонал на примере.
Компания XYZ запустила обучение менеджеров по продажам за счет ресурсов внутренней команды и потратила 200 000 рублей. В эту сумму вошли трудочасы сотрудников, аренда помещения для тренинга, оборудование, сервисы автоматизации, работа спикеров и прочее. Так как менеджеры на период обучения остановили работу, их пропущенные часы тоже считаются затратами для компании.
По результатам обучения менеджеры научатся продавать более дорогие товары, что приведет к увеличению среднего чека на 15%. При таком сценарии выручка компании вырастет на 12% и бизнес заработает дополнительно 600 000 рублей.
Ожидаемый ROI проекта — 200%.
Подобный пример был и в моей практике.
Digital-агентство обучало топ-менеджеров 9 месяцев. Вместе с собственником мы поставили цели, определили ожидаемый результат от программы и ее влияние на бизнес, посчитали ожидаемую выручку и даже чистую прибыль. Возврат инвестиций оказался в 7 раз больше суммы, которую мы вложили в обучение.
Сложность расчета ROI в HR
Главная сложность расчета ROI — субъективность результатов. Не стоит воспринимать показатель однозначно и пытаться точно его рассчитать.
Ведь непонятно, что именно повлияло на финансовые результаты компании, — новый HR-проект, упорная работы команды, гениальность руководства или удача. Фактические затраты могут оказаться больше ожидаемых ― появятся новые статьи расходов, подорожают инструменты автоматизации, сотрудники не будут вовлечены и затянут со сроками, что увеличит стоимость проекта.
Помните, что результаты бывают не только количественными, но и качественными. Например, компания развивает HR-бренд, что помогает снизить затраты на персонал и текучку, способствует лояльности. Эти результаты не измеряются в деньгах, из-за чего оценить их окупаемость становится невозможно. Но согласитесь, что знать примерный возврат инвестиций лучше, чем не знать его вообще.