С октября 2023 года PR-агентство PRslon без согласования с правообладателем размещало на платформе VC.ru материалы, принадлежащие бренд-медиа Pressfeed — Pressfeed.Журналу. После обнаружения нарушения и отказа агентства удалить статьи компания Pressfeed инициировала судебное разбирательство для защиты своих авторских прав.
Особенно примечателен случай с публикацией статьи основателя Pressfeed Константина Бочарского, которая была размещена от имени Алексея Галицкого, первого лица PR-агентства PRslon и руководителя компании UP business (рис. 1). От его имени и велся блог на VC.ru, где размещались украденные материалы. Кстати, сейчас фотографию Галицкого с аватара блога убрали.
«Традиционно считается, что бороться с воровством контента — что с ветряными мельницами — дело бесполезное. Мол, смиритесь, у всех воруют. Но мы с этим не согласны. Переработка тоже является нарушением интеллектуальных прав. Конечно, изначально мы хотели решить ситуацию в досудебном порядке, но руководство агентства откровенно игнорировало все наши обращения. Оставалось одно — обращаться в суд. Нам было принципиально важно создать прецедент, поскольку сегодня кража контента стала масштабной проблемой для многих компаний и авторов, — отметил основатель сервиса журналистских запросов Pressfeed Константин Бочарский. — Теперь у отрасли есть наглядный пример, демонстрирующий последствия нарушения авторских прав».
Процесс длился год — от подачи досудебной претензии до вынесения решения. Суд признал факт нарушения интеллектуальных прав компании и постановил взыскать с PR-агентства PRslon компенсацию в размере 60 тысяч рублей. По оценке Pressfeed, с учетом судебных издержек, расходов на экспертизу, юристов и компенсацию сервису общие затраты нарушителя составили более 410 тысяч рублей.
«Можно сказать, что овчинка выделки не стоит, но мы изначально не ставили себе задачу срубить денег. Главное было доказать, что на протяжении длительного времени агентство занималось кражей наших статей в промышленном масштабе. Мы сами производители контента, и нам было важно показать коллегам в отрасли и другим компаниям, что защищать себя можно и нужно, а мошенникам — что воровство не останется безнаказанным, — подчеркнула главный редактор Pressfeed.Журнала Елена Локтионова. — За эти деньги, которые они потратили на суды, можно было спокойно написать 30-40 уникальных статей вместо десятка сворованных и переписанных материалов».
На сегодня это первый в России случай успешной защиты своих авторских прав бренд-медиа в судебном порядке. Решение суда создало правовую основу для противодействия незаконному использованию контента корпоративных изданий и защиты интеллектуальной собственности в медиасфере.