Допустим, вы родители типично развивающего ребенка, но оказались на инклюзивной детской площадке, где могут быть разные дети, в том числе с серьезными нарушениями развития: синдромом Дауна, церебральным параличом и др. Эксперты Фонда «Обнажённые сердца» собрали советы о том, как себя вести и что делать.

Все дети, в независимости от их особенностей развития и способностей, имеют равное право пользоваться детской площадкой. Инклюзивное игровое пространство — это не реабилитационный центр и не место, где одни родители дают другим родителям советы по воспитанию детей. Инвалидность/особенности развития — это не болезнь, они не опасны для здоровья окружающих.

Исследования показывают, что отношение ребенка к сверстникам с особенностями развития во многом зависит от отношения окружающих его взрослых. То есть если взрослый спокоен, приветлив, проявляет уважение к другим детям (включая детей с особенностями развития), то и дети будут вести себя так же.

На детской площадке за безопасность ребенка отвечает в первую очередь его родитель/сопровождающий. Постарайтесь не давать советов другим людям. Оказывайте помощь только в том случае, если вас об этом попросят. Помните, что перед вами в первую очередь ребенок, а не его диагноз или инвалидность.

В общении с детьми и взрослыми с особыми потребностями работают те же самые правила этикета, что и при общении с обычными людьми/детьми:

• если ребенок подходит к вам, поздоровайтесь с ним, представьтесь;

• разговаривая с ребенком, постарайтесь находиться с ним на одном уровне;

• общайтесь с ребенком на языке, который ему понятен;

• в общении с некоторыми детьми лучше избегать длинных фраз — говорите проще и яснее;

• не торопите ребенка с ответом, дайте ему время собраться с мыслями;

• обращайтесь напрямую к ребенку, а не к его сопровождающему;

• помните о том, что если ребенок или взрослый использует специальное оборудование для передвижения, — это часть его личного пространства;

• не прикасайтесь к коляске и другим индивидуальным средствам передвижения без разрешения ребенка.

Общаясь со сверстниками, имеющими нарушения развития, типично развивающиеся дети учатся понимать и поддерживать особые потребности других людей, быть более толерантными и открытыми. Родители типично развивающихся детей служат для них значимыми ролевыми моделями. Поэтому всем семьям, посещающим детские площадки, стоит больше узнать о важности и пользе инклюзии. Организаторам и ведущим инклюзивных мероприятий на детской площадке мы также рекомендуем ознакомиться с нашими рекомендациями, посвященными корректному взаимодействию с детьми с особыми потребностями, а также способам вовлечения их в игру и общение. 

Как действовать в неоднозначных и критичных ситуациях?

Если вы стали свидетелем эмоционального срыва/истерики у какого-то ребенка в общественном месте, не спешите с выводами о плохом воспитании. Это может быть следствием специфических трудностей или особенностей ребенка.

Что не нужно делать: 

• громко возмущаться ситуацией, критиковать родителей или ребенка, давать советы или задавать лишние вопросы родителям;

• предлагать ребенку конфетку или игрушки;

• говорить ребенку, что вы (или «тот дяденька») заберут его;

• оказывать внимание ребенку, так как это может усилить cенсорную перегрузку и истерику.

Что можно сделать: 

• сохранять спокойствие и вести себя как обычно;

• по возможности успокоить других прохожих и оградить ребенка и родителей от излишнего внимания;

• предложить свою помощь, но если родитель или опекун ребенка от нее откажется, примите это спокойно;

• устранить хрупкие и опасные предметы поблизости;

• дать понять родителям, что вы на их стороне;

• помнить, что у любого поведения есть причина.