Раннесоветский образ

До революции в информационном поле женщина была рекламной куклой — улыбалась, кокетничала, манила взглядом. Смирная или озорная, привлекательная без усилий, феминная до кончиков пальцев; её главной задачей было радовать капризный глаз покупателя.

Но революция изменила правила игры и на радость суфражисткам женщина вдруг перестала быть украшением скучной повседневности и милым приложением к мужчине — она стала активной патриотической силой, настоящим оружием революции. Как и все символы советского плаката образ её прост, графичен, без лишнего мазка. Каждая линия, каждая поза — удар, ясный, мощный и бьющий в цель без лишних сантиментов. Женственность и красота ушли на второй план, уступив место функциональности и политическому смыслу.

Военные годы 

Война разрушила едва устоявшийся уклад молодого государства и на долгих четыре года погрузила страну в  отчаяние. Вместе с обстановкой поменялся и плакат — вместо воодушевляющих призывов строить будущее, он мотивировал защищать настоящее. 

Плакаты стали более эмоциональными и чувствительными, женщина на них оказалась главным лицом агитации и символом одновременно силы и тревоги за будущее.

Она — любящая мать, преданная жена, труженица тыла и непримиримый боец. Её глаза полны решимости, её руки делают то, что раньше делали мужчины.

Плакат стал живописнее, приобрел трагическую силу и глубину. Он будто взял кисти из рук соцреалистов и закричал: «Защищай Родину!», с драмой и трагизмом рисуя не просто лица, а судьбы и страхи миллионов.

Послевоенный канон

Женский образ сохранился в агитации, но теперь приобрёл другое значение — стал символом созидания. Плакат изображал её сильной, здоровой, счастливой. Она строила, сеяла, лечила, воспитывала. А главными персонажами стали колхозницы с широкими улыбками, строительницы, медсёстры, матери.

В общем, вся палитра советского счастья, которая говорила о возрождении страны. Плакаты стали более реалистичными, лица и жесты смягчились, а фон — светлый и утопический. 

1960-е

К шестидесятым женщина наконец-то становится личностью: советская пропаганда начала признавать и подчеркнуто демонстрировать многообразие женских ролей. Оказалось, что девушка может быть не только труженицей и поборницей национальных идеалов.

Теперь она предстаёт спортсменкой, космонавтом, политиком. Образ женщины, совмещающий в себе профессиональный успех и семейное счастье, уже не нуждается в тщательном высекании идеала стойкой патриотки. 

Девушки снова стали элегантны и женственны, а плакат уже не только громко заявлял о чем-то, но и деликатно наставлял, показывая бытовые сюжеты, приглашая к диалогу о многогранности жизни советской женщины.

Советский плакат не просто показывал женщину — он создавал её.  Формировал стандарты, задавал идеалы, конструировал культурный код. Он говорил: «Вот она — та, кто строит мир, защищает его, делает его лучше». 

 Я не просто так решила подробно остановиться на этих исторических периодах, не затрагивая следующие годы. Именно такие переломные моменты ярко отражают характерные особенности и последовательные перемены в советской агитации и образе женщины. Как мы видим, даже спустя десятки лет, символы с плакатов СССР до 1970-х остаются актуальными и так или иначе находят отражение в современном мире.