К истории про креативного Гошу.
Две "креативненькие" истории.
Первая.
Моему младшему было около пяти лет. На выходных он побывал у моей тёти. Она жила на Благодатной улице совсем недалеко от Московского проспекта, где находится Академия пожарной службы (сейчас это Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имени Героя Российской Федерации генерала армии Е.Н. Зиничева"). У них был какой-то день открытых дверей с демонстрацией техники и тушением учебных пожаров. Мой ребёнок впечатлился и вдохновился. Через пару дней мы его оставили на пару часов дома одного. В принципе он был вполне разумным и уже не один раз оставался один. Вернулись мы домой и обнаружили "картину маслом". На кухне пустое поломойное ведро, пол залит водой, по всей квартире запах гари, чумазый ребёнок демонстрирует наполовину сгоревшую мокрую тряпку и с гордостью рассказывает, как он по всем правилам провёл учения по тушению пожара (сам поджёг - сам потушил), предварительно подготовив весь необходимый инвентарь - ведро с водой.
Вторая.
Нашим младшим было, наверное, 12 и 14. Как-то раз (автоцитата) вернулись мы домой и обнаружили "картину маслом". Оба страшно испуганные, у среднего лицо красное - ошпарился кипятком. Вызвали скорую, с сиреной отвезли в детскую хирургию. Там его обработали и оставили на несколько дней. На следующий день моя жена пошла навестить и узнать, в частности, как же это произошло. А он глаза отводит и не хочет рассказывать. И вдруг она замечает, что у сына обгоревшие ресницы. Дома младший раскололся. У него в комнате в банке жил довольно крупный паук, дети за ним наблюдали, кормили мухами и считали чем-то вроде домашнего животного. Когда паук умер, они решили устроить огненное погребение - креативненько так. Облили мёртвого паука чем-то спиртосодержащим и попытались кремировать. Горело плохо, они добавили какой-то спрей, средний наклонился и дунул, чтобы лучше горело. Вот оно и загорелось лучше, прямо до лица. Хорошо, что занавески не загорелись. Самое смешное, что в хирургии не заметили, что это был ожёг, а не кипяток.
Лев из Германии
****
Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, не писали ли вы уже об учителях, работавших в классе, где минимум треть таких Гош? Может быть, не в форме советов, но в форме тех же историй? Я бы почитала! Одного ребёнка ещё можно припрячь на помощь учителю или на какой-нибудь творческий проект. Но десяток? А представьте себе ситуацию: учитель поручил Васе подготовить урок под руководством Гоши. Вот в назначенное время они выходят к доске и показывают классу разрисованные зелёным маркером зубы. "Гыыы, зырьте, мы теперь Шреки!" А как же урок, ребята? "А чё, а какой урок? Мы забыли!" Нет, это правда "Гоши", а не банальная тупая гопота. Фантазия у ребят есть, мозги тоже, соображать они умеют. Но вот вести себя в обществе - нет. И базовых знаний, чтобы из их креатива хоть что-то вышло, - тоже. Да и желания чего-то добиваться, а не просто проводить время по кайфу, тоже нет. Конечно, чтобы чего-то добиваться, ребёнок должен знать, зачем ему это пригодится в жизни. Вот только, когда учитель это объясняет или же сам спрашивает у класса "Эй, ребята, а зачем нам знать, как оформлять прямую речь?", у Гоши есть дела поважнее. Он лучше под партой, как медведь в берлоге, посидит, или же придумает Офигенно Креативный способ стырить пенал у Паши. Но почему бы учителю просто не позволить этим Гошам делать что вздумается? Может, они все станут великими, и не нужна им будет эта прямая речь! А не станут - их жизнь, их проблема. Да потому, что эти Гоши - внезапно! - не одни в классе. Есть толковые и работоспособные ребята, которые не то чтобы увлекаются предметом (и слава Богу, иначе бы совсем трагично было), но готовы развиваться, идти на более высокий уровень, получать знания и их использовать. Есть слабые ребята, которые просто не понимают тему. Они бы лучше поняли, если бы им объяснили подробнее или как-то по-другому. Есть нерусские дети, у которых в семьях говорят на другом языке. Нет, если они необучаемые и в школу приходят фигнёй страдать, то и хрен с ними. Но если они стараются, то аж зло берёт. Не на них, конечно, а на таких Гош. Ведь, пока учитель уделяет особое внимание подобному ребёнку, Гоша обязательно устроит кипеш. Да что там, иной раз даже всему классу тему нормально не объяснишь. Потому что Гоши не хотят слушать! А если они не хотят, то и никто не будет. Гоши и так всё поняли, и плевать, что неправильно. А на всяких там Маш, Паш и Самир с Тамерланами - тем более плевать. Забить на других детей, заняться Гошей? Так за это время остальные дети расслабятся, начнут бездельничать. И нормальные, и другие Гоши. Звать на дополнительные? Так там почти всему классу место. Лишний час балагана получится. Или надо устраивать отдельные допы для Гош, отдельные - для нерусских, отдельные - для просто отстающих? Да этак и на сон времени не останется. Буквально. Надо ведь ещё проверять тетради, заполнять журналы, готовиться к урокам... И к допам надо тоже готовиться. С Гошей из текста учителя нашли выход. Они его просто выгоняли из школ. Но ведь это только из крутой школы, в которую очередь стоит, можно выкинуть. Из обычной - почти нереально. Себе дороже. Но если Гоша, при всех своих талантах, учится на одни двойки и колотит других детей, то один шанс из ста есть. Но если речь о настоящем районном отстойнике, которым всех окрестных детей пугают? Да туда-то, как правило, Гош и гонят, если у родителей нет денег на частную школу. Вот так и получаются классы, в которых половина детей - Гоши. А нормальным детям в таких школах типа не нужно учиться!
P. S. У меня была чудесная учительница музыки и МХК. Она сейчас в Питер переехала, кстати. И вот она на уроках любила повторять, что Дали и Пикассо, прежде чем обрести свой неповторимый стиль, сначала научились рисовать в академическом. Сама-то она очень творческий человек, так что во всём этом толк знает. Загуглите "Людмила Викторовна Мясникова" - увидите, чем она знаменита. Я это к чему: может, лучше сначала научиться соблюдать правила, а уже только потом - их нарушать?
С уважением, Екатерина из Омска.
****
Катерина Вадимовна, в марте я не могла зайти на Сноб, и считала, что он заблокирован. А в сентябре случайно попыталась и смогла, и это такая радость, прочла все ваши публикации за полгода! Спасибо, что пишете про жизнь, нам всем так это нужно. Я читаю и тревога отходит, начинаю думать о насущном, о воспитании, о ваших героях, о будущем, о надежде.
От мамы трехлетней дочки. Санкт-Петербург.
Ответ: спасибо - я обычно добрые слова не публикую, считая, что они обращены ко мне лично, а вовсе не «городу и миру», но сейчас такое время - всем надо держаться за что можно. Я лично держусь тем, что благодаря вашим письмам, уважаемые читатели, воображаю, что, несмотря ни на что, то, что я делаю, кому-то остается нужным. Ведь, как ни крути, дети рождаются и взрослеют в том мире, в котором им довелось, люди влюбляются, женятся, стареют, умирают и в процессе всего этого еще и пытаются понять друг друга и сохранить наш мир. Сделать перерыв во всех этих процессах, подождать «до лучших времен» мы, по счастью, не можем. Значит - здесь и сейчас.
****
Пишет Евгения из Москвы. Какая чудесная история про новую страницу в книге жизни! Прямо Санта-Барбара в прямом и переносном смысле слова! Мне кажется, я пережила нечто подобное тому, что случилось с Вашей героиней, благодаря рождению собственных детей. Я восприняла их как возможность переписать кошмарную историю моих собственных отношений с матерью. Детей у меня двое, и первый сын был рождён, чтобы восстановить в праве на жизнь меня саму (едва не абортированную), а родившаяся следом дочь восстановила в жизни моего так и не родившегося брата или сестру. Получилось, вроде бы, успешно, хотя до сих пор у меня море сомнений в том, действительно ли я была нормальной матерью, в отличие от моей собственной. Да, действительно, никто, кроме Бога, не способен подарить человеку такой уникальный опыт в его, казалось бы, полностью сложившейся по определённому образцу жизни. Но тем интереснее в этот опыт окунуться!
****
Доброго дня, Екатерина Вадимовна!
У меня трое детей, 16, 12 и 8 лет. Сразу покаюсь – читаю я им мало. Ненавижу читать вслух, очень быстро читаю с детства и при чтении вслух впадаю в бешенство, ибо это куда медленнее. Но много беседую с детьми обо всем на свете, никогда не сюсюкала, всегда общаюсь примерно на том же уровне, что и со взрослыми. Если я говорю непонятное им слово, а я вообще не фильтрую для них речь уже давно, – они тут же требуют пояснений. То есть пятилетке услышать в свой адрес от меня что-то вроде «ты объективно оцениваешь – какие перспективы для тебя это рисует?» – вообще норма в нашей семье. Более того, ребенок прекрасно поймет о чем речь.
Старшая заговорила примерно «вовремя» и до сих пор устаю слушать). Читать начала уже классе в 5-м, очень уж учительница хорошая попалась – всё время вызывала детей на дискуссии, и дочери стало не хватать аргументов. Домой захожу, а она книжный шкаф переворачивает (это моя-то дочь, которой я пыталась привить любовь к чтению просто всеми известными мне способами) – ищу, говорит, Чехова, мам, что-то мне кажется Ольга Какойтовна неверно трактует ситуацию. У меня шок был. Честное слово. А в прошлом году я её даже застигла за написанием стихов. Ну для этого возраста вполне себе предсказуемо. Я сама исписывала толстенные тетради лет до 20 точно, многим даже нравилось.
Сын же немногословен. Не то чтобы я сильно переживала в его 2-3 года. Но он как-то если уж и открывал рот – то настолько к месту, что все диву давались. Ну и объяснить, что ему нужно – уж точно мог. Сейчас мне его речь не нравится, очень уж много «типа», «как бы» и подобного. Но, вроде, и у старшей был такой период, надеюсь тоже перерастет. Читает мальчик мало, от того и речь бедновата. Зато он вдумчивый очень, еще неизвестно – что полезнее. Муж у меня, кстати, тоже молчалив. Но у него я предполагаю определенные неврологические проблемы ещё с раннего детства, он родился на 1,5 месяца раньше срока и оттуда что-то точно потянулось. В 80-е так не носились с выхаживанием – в шерстяной платок завернули и на печку, чтоб потеплее, вот и всё. Ну у него так было. Зато, его воспитывала бабушка – кладезь поговорок и песенок. Он и нашим детям порой такое выдает – у меня глаза на лоб лезут, как он вообще это всё помнит.
Маленькая до 2,5 лет просто молчала. Я достала всех неврологов своими переживаниями. Потом пошла в сад и как прорвало. И прорвало сразу предложениями, да с таким построением и лексиконом, что я офигела! Сейчас она во втором классе, я смотрю на её одноклассников и за голову хватаюсь. У меня стойкое ощущение, что я отдала ребенка в зоопарк какой-то. Буквально несколько человек из класса могут вести полноценный диалог. Остальные… Ну для меня они на уровне 3-, максимум 5-летнего ребенка. Причем у многих явно не выстроены границы «ребенок – взрослый», эдакие панибратские гопники с лавочки – ко всем на «ты», не выбирая выражений. Вот с этой стороны у нас (человечества) тоже серьезные коммуникативные проблемы, мне кажется.
Я работаю в огромной компании и часто, читая письма или присутствуя на совещаниях, вижу/слышу до того нелепые словесные конструкции, что сразу (а порой и никогда) понять не могу – о чем речь идёт. Для меня, как для человека с развитой речью, очень жутко, когда человек свои мысли выразить не может на своем же родном языке. Может это не так важно? Может я ошибаюсь?
Екатерина, Саратов
****
Пишет Игорь:
Вот сказать честно, я не понял пафоса вашего последнего поста. Человек устроил свою жизнь так, как считал нужным и тут ему без всякого его «запроса» (что хотите понимайте под этим термином) валятся на голову двое абсолютно чужих, к тому же ненавидящих его, травмированных тинейджеров. Ваша рекомендация пожилой Барбаре фактически: расслабьтесь и наслаждайтесь происходящим. Да с какой стати?
Вот эта вот, свойственная вашему поколению, первичность чувства долга. Не из за нее ли все, что происходит прямо сейчас? Человек не имеет права делать то, что ему хочется, если хоть кто-то на его время, деньги, душу, жилплощадь и в пределе - жизнь претендует. Так надо. Я должен. Ведь тому хуже чем мне… все порядочные люди… и поэтому я должен отказаться от своих собственных планов. И даже - еще того более - получить удовольствие от происходящего. После отмены рабства, грозных богов, крепостного права и т.д. - кто владеет мной?
****
Пишет Ирина из Чебоксар:
Пятнадцать лет назад я взяла к себе дочку моего погибшего от передоза младшего брата. Она жила со мной восемь лет, называла мамой, а потом ее собственная мать вышла из тюрьмы (сидела за распространение наркотиков) и забрала ее к себе. Я пыталась бороться и доказывать, что это неправильно, но все бюрократы встали не на мою сторону «дочь должна жить с родной матерью, это нерушимая связь, это позволит женщине социализироваться». «Что девочка ей, костыль, что ли?!» - думала и говорила я, но меня никто не слушал. И девочка тоже - «она моя родная мать, я ей нужна». Сейчас их обеих уже нет в живых (подробности ужасны и я не буду их здесь описывать). Я живу одна с двумя кошками, так и не создала семью, хотя когда-то мечтала, и чувствую себя грязным, вымоченным, а потом безнадежно высохшим ковриком. Если вы спросите меня - жалею ли я о своем поступке, совершенном мною пятнадцать лет назад? - я, пожалуй, отвечу: да, жалею.