Здравствуйте, уважаемые люди!

Спасибо всем, кто пишет по следам постов в наших блогах  - поверьте, что все ваши письма очень важны и интересны. Любое неагрессивное рассуждение, любой уважительный к разнице мнений «многолог» в наше, к сожалению, стремительно радикализирующееся время значим и иногда даже спасителен. Пока мы можем разговаривать и с интересом, а не с неприятием, следить за палитрой разных взглядов и мнений, пытаться понять, как видит другой - у нас есть надежда.

Светлана, Ленобласть (о непрерывности образования)

Катерина, тема - закачаешься!

И, кстати, перекликается с предыдущей темой в очень важном аспекте.

В учебу очень удобно прятаться от реальных трудностей живого, динамичного, быстро меняющегося, требовательного мира. В учебе психологическая защищённость, игра по понятным правилам и возможность брать на себя  ответственность по силам (до почти полной безответственности).

При этом учеба «как институция» очень далеко оторвалась от нацеленности на результат  (быть фундаментом взрослой жизни) и превратилась в имитацию ПРОЦЕССА, в своеобразную «игру в бисер» по Герману Гессе.

В прошлом Вашем посте ребёнок бунтовал, обвиняя родителей, что не научили его главному - уверенно, с достоинством парировать вызовы, бросаемые жизнью , окружающими людьми. «Я не умею, меня не научили, я не справляюсь, я в жизни не как рыба в воде».

А в учебе как рыба в воде, да.

Даже если специально воспитывать умение плавать как рыба в воде, а при этом сам воспитатель не таков, забился в свою нишу один раз и на всю жизнь - толку немного будет. 

Снять детей  со своей шеи правильно, но зарабатывание может человека сломать. И многих ломает невосстановимо. При этом кто-то в каких-то бессмысленных «тиктоках» деньги как магнитом притягивает… Доход - как оценки в ведомости, только никак не уловить закономерность в соотношении «затраты-результат». И хорошо бы - стратегически, а то легкие деньги смолоду могут и навредить.

Фишка в том, чтобы найти правильное соотношение между учебой и зарабатыванием. У этих двух занятий есть общее: надо научиться зарабатывать тем, что хочется делать, - и учиться тому, чему хочется учиться - при возможности чтобы учеба помогала человеку совершенствоваться в любимом деле, перетекая из одного проекта в другой. И либо создавая собственные проекты, либо представляя ценность для разработчиков других проектов.

Получается некий комплекс качеств, который родители должны помочь ребёнку обрести (например, той малышке, дочке-внучке из материала). Примеряя к ней, развивать в себе.

Знаю одну педагогиню, которая сначала стала суперской учительницей химии и биологии (соросовской, т.е. ее назвали лучшей выпускники, поступившие в престижные вузы на эти профильные специальности), вышла замуж, родила дочку, ради дочки создала Монтессори-садик, потом школу-сад, потом разрабатывала Монтессори-программы для средней школы (мой внук на такую у неё попал, по биологии), для педагогического отделения колледжа… А сколько ей учиться пришлось ради этого! Она уже давно пенсионерка, но до сих пор глаза горят! Последнее увлечение - проект по педагогической реабилитации детей-инвалидов дошкольного возраста в обычном детсаду: по возможности до выведения в общие группы, в обычный класс общеобразовательной школы. Дочка та выучилась на землеустроителя, специалиста по кадастрам, что бы это ни значило, второе образование - английский язык, для работы по специальности на международном уровне. Уникальный, востребованный специалист.

Пишет Сергей:

Здравствуйте! Сегодня прочитал Продолжение истории матери, которая все делала по правилам, и если честно, сложилось впечатление, что концовка от другой истории. Я не понял, как при вводных из первой статьи мы пришли к выводам во второй. Приведу примеры:В первой частия с ним очень много занималась до школы, плюс кружки, плюс курсы, в результате он пришел туда очень подготовленным, учительница в подаче материала ориентировалась на самых слабых, и ему было скучновато. Он пытался как-то развлечься, привлекал к себе внимание детей, дергал их, на переменах предлагал слишком сложные для их интеллектуального уровня игры и не хотел играть в то, во что играли они. Я пыталась объяснить ему, что нужно сначала поиграть в какие-то их игры, но он отвечал: а если они что-то совсем дурацкое предлагают, на уровне средней группы детского сада?Далее, в боевых условиях парень не усваивал материал по всем основным предметам. За четверть выходило четыре не аттестации — считай, четыре двойки. Остальные — нетвердые тройки (в прежней школе Лешка учился на четыре и пять). На освободившиеся от частной школы деньги наняли трех репетиторов. Все более-менее наладилось с учебой только через полтора года на в общем-то очень средненькогопо всем показателям ЛешкуВ первой части:Всегда уважала его желания, если они не выходили за границы наших возможностей. Если выходили, то каждый раз объясняла, почему нет. Старалась, как рекомендуют психологи, максимально предоставлять ему выбор. Вот это нельзя, зато можно вот то, это, и еще вот то.Всегда, во всем я была на стороне своего ребенка — именно так, как писали и пишут классики отечественной и зарубежной психологии. Когда Лешку ругала воспитательница в детском саду, я всегда старалась разобраться, что именно там произошло и действительно ли мой ребенок в чем-то виноват. Никогда ни в чем не обвиняла его огульно. Пыталась понять причины и проанализировать мотивы его поступков. Когда он стал постарше, мы все это с ним обсуждали, вместе искали выход. Если бывала неправа, — я вспыльчива и иногда могу начать орать прежде, чем включу тот самый анализ, — то всегда потом извинялась И я всегда, всегда старалась с ним обо всем разговаривать. Называла и показывала чувства, как рекомендуют психологи. Когда он был маленьким, присаживалась на корточки, чтобы быть на его уровне. Спрашивала обо всем. Сама старалась рассказывать. Уделяла ему фактически все свое свободное время. Водила в музеи, в театры, в кружки, на выставки, в развлекательные центры. Но не таскала на аркане, а всегда предварительно с ним советовалась, что бы он сам хотел посмотреть и узнать.Но тогда как мы пришли к этому:он ни в чем, ну вот просто абсолютно ни в чем не уверен. В первую очередь он не уверен в том, что справится с любой, даже самой небольшой трудностью. Мир вообще для него зыбок и неясен. Ребёнок видел, что его мнение учитывают, в случае ошибки мать на его стороне. Плюс разговоры, разбор поступков, выводы. Почему же тогда он вдруг ни в чём не уверен?Возможно, опущены какие-то детали, но без них вообще непонятно. У меня сыну 1.5 года, и после этих двух статей я только сильнее запутался, в чём же была неправа Маргарита и какие выводы по его воспитанию я должен сделать.

****

Пишет Иван из города Задонск:

Здравствуйте, Катерина Вадимовна. Давно читаю Ваши статьи и набрался смелости показать вам свою статью, которую я написал уже давно, но с выводами которой согласен до сих пор в большей части. Можете оценить ее как специалист. Есть статья не отображается ниже, можете прочитать ее по ссылке: https://docs.google.com/document/d/12fNYBLDYslIvN_Qr5uWnB7pvsVLt2vhshZ28948gwQU/...От ваших уроков, от вашей системыТупели и гасли умы.О, как ненавидели все мы,О, как проклинали вас мы.(стихи Аполлона Коринфского (1868-1937), поэта, одноклассника В.И. Ульянова-Ленина) (2)

Ситуация с переходом образования на дистанционный формат показывает, насколько прав был Маркс, когда писал “Традиции всех прошедших поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых”(3). Диалектика перехода возможного в действительное такова, что неминуем разрыв между тем, как уровень развития техники и производства позволяет осуществить преобразование мира, и тем, как реальность действительно меняется. Традиции старого образования, с его лекциями и уроками в живую — рукописным ведением школьных тетрадей, составлением конспектов и всем прочим ужасом, — до 2020 года, казалось, тяготели бесконечным кошмаром(4). Технические новации, если где-то внедрялись, то в укрепление существующих древних форматов обучения.

Фрагмент советского диафильма, (5) еще в 1980-е наивно думали, что один лишь технический прогресс вскоре даст возможность кардинально перестроить всё образование.

Еще Брежнев в своей художественно-автобиографической книге “Целина” приводил следующий показательный пример закостенелого следования укоренившейся привычке: в бытность работы Леонида Ильича в Казахстане во многих хозяйствах региона не засеивали новь (6). Почему? У местных крестьян сложился обычай — засеивать новь на следующий год. При старом уровне агротехники невозможно было в один год успеть и освоить новые земли и вырастить на ней урожай. Крестьяне не учитывали, что с помощью современных машин это стало по силам и продолжали следовать когда-то правильному, но уже отжившему свой век обычаю (7).

Отказ от заведенного порядка дается непросто, даже если он незначителен, безболезнен и даже архивыгоден. Но, говоря об организации образовательного процесса, мы оказываемся совершенно в другом масштабе. Исторически этот процесс показывал себя, как крайне медленно приспосабливающийся к изменению действительности: будь это веками продолжавшееся в Европе изучение давно умерших языков вроде латыни и древнегреческого, или хорошо известный обезьяний процесс в США (8), проходящий в те времена, когда в судебном порядке было запрещено преподавать основы научной эволюционной биологии. Можно вспомнить классический пример, как после изобретения книгопечатания не удавалось внедрить книги в образовательный процесс старых университетов, где знания давались исключительно под диктовку (9). Тотальное очное образование — выдающийся пример положительного социального изменения, что воспринимается ныне, как естественный порядок вещей, а ведь не так давно большая часть живущих в мире людей была неграмотна.

«Не хватало школ, бумаги, карандашей» — вот как описывали советские историки тяжелое положение образования в первые послереволюционные годы (10). Сегодняшнее образование больше не нуждается ни в школах, ни в бумагах, ни в карандашах, которые до сих пор не перешли в разряд исторически исчерпанных элементов наряду с церковно-приходскими школами и розгами. Сто лет назад и долгие годы после, образовывать тотально неграмотные массы иначе было нельзя. Когда не было возможностей для самообразования, организация громадной системы образования, основанной на личном взаимодействии учителя и ученика в специально предназначенных для этого помещениях, не имела альтернативы. Трудности с доступом к учебной литературе, ее овладением и жизнь в среде, которая не толкала к обучению. Ситуация теперь кардинально поменялась.

Нельзя не вскрыть связанную тему. Образование, особенно школьное, немыслимо без учебников. Учебников, которые изначально создаются на компьютерах в форме электронных макетов, ибо типографии иначе уже не работают. Зачастую эти учебники не имеют официальных электронных версий — в лучшем случае учащиеся, желающие читать “с бумаги” вынуждены пользоваться сделанными энтузиастами-любителями сканированными копиями учебников “с бумаги”. Это ли не самый показательный пример отставания старой школы, все еще тщетно поддерживающая огромные библиотеки печатной литературы и закупающая каждый год туда новые учебники? Этому, как и другим причинам столь закостенелого состояния системы образования, есть одно объяснение. Как говорил первый министр образования России Эдуард Днепров: «Интересы образования и интересы “системы образования” далеко не всегда тождественны» (11).

Поставкой школьных учебников занимается частное предприятие с выручкой в 30 миллиардов рублей в год (12). Там же в источнике приводятся следующие цифры:

В 2016 году в России стартовала федеральная программа строительства новых школ — на это из бюджета собирались выделить 2,8 триллиона рублей (за первые три года направлено всего около 130 миллиардов) (13).

Старая система образования продолжает выстраивать и старые общественные отношения. При ее смене государственные расходы окажутся потраченными впустую, а живущий на государственных заказах частный сектор — упомянутые нами производители макулатуры вместе с поставщиками мебели, продовольствия, оборудования и пр. — потеряет гарантированный рынок сбыта.

Даже простое использование новых технологий со старым содержанием выводит их на новый уровень. Лекцию или школьный урок можно посетить только один раз, а к записанному на видео уроку можно вернуться вновь и вновь, чтобы послушать непонятую тему или прошедшие мимо ушей слова. Привычная писанина конспектов банально ускорятся с использованием клавиатур и соответствующих программ, а дистанционное обучение не заставляет людей тратить время на посещение образовательных учреждений, позволяя им оставаться дома и заниматься домашними делами.

Укоренившаяся традиция не позволяет прогрессу двигаться вперед из-за чего периодически поднимается вопрос о возвращении обучения в старый формат. Проведем еще одну аналогию с сельским хозяйством. Представьте абсурдную ситуацию, когда крестьяне по-прежнему пользуются лошадьми, несмотря на массовое производства сельхоз техники. Вдруг распространяющаяся среди лошадей опасная болезнь вынуждает крестьян переходить на невостребованные трактора и комбайны. Производительность вырастает, труд облегчается, значительных недостатков не наблюдается. Но в следующем сезоне на еще не успевших отойти от болезни лошадях вновь хотят пахать по старому. Пример фантастический, и отличия глубже, но внедрение тракторов и комбайнов в сельское хозяйство столь же неизбежно и необходимо, как внедрение дистанционных технологий в образование.

Несмотря на то, что ЕГЭ нельзя ставить как основной определитель качества знаний школьников — так как он проверяет не столько знания, сколько начитанность и память, — наблюдается рост среднего балл ЕГЭ по всем предметам после введения дистанционного образования по отношению к прошлому году:

“Согласно данным ведомства [Министерства просвещения - прим. ред.], по литературе средний балл вырос на 4,97 до 60 баллов, по истории - на 4,68 до 51,7, по географии средний балл вырос до 55,3 (плюс 4,62), по профильной математике - до 49,6 (плюс 4,27). Кроме того, на 2,48 увеличился средний балл по ЕГЭ по информатике - до 58,7, по русскому языку - на 2,3 до 69,3, по физике - на 2,13 до 52,4. Средний балл по ЕГЭ по обществознанию составил 54,4 (плюс 1,65), по химии - 54,3 (плюс 0,13)” (14).

Дистанционное образование существенно повлияло на удлинение срока самоподготовки, ослабление контроля за нарушениями и иные малозначимые причины. Но для подготовки и сдачи ЕГЭ больше не нужно ходить в школу и тратить на это свое время. Негативное влияние на конкретного школьника из-за перехода к дистанционному образованию статистически не значим. Старшеклассники будущего могут спокойно не ходить в школу и заниматься дистанционным самообразованием без какого-либо вреда для себя.

Среди студентов вузов столь же объективных показателей не имеется. Проведенный опрос на небольшой и нерепрезентативной выборке социологов (было опрошено 11,5 тыс. случайных студентов, 10% ответов которых не были учтены) показал, что 54% студентов даже субъективно не смогли заметить, что их обучение стало менее эффективным (15).

В информационном пространстве доминирует мнение против дистанционного образования. Его разделяют те, кто по незнанию принимают кошмар прошлого за явь настоящего, и те, кто вполне осознанно не желают изменений в своих корыстных целях. Вышеприведенная цитата Днепрова не далека от истины. Для компетентных и идущих в ногу со временем учителей и преподавателей очевидна необходимость внедрение дистанционных элементов в образовательный процесс, но для многих такие перемены кажутся угрозой для своей профессии и привычного образа жизни.

Специализирующийся на истории науки ученый из МГУ Вархотов Т.А., еще в 2018 подметил, что переход на дистанционное образование с массовым сокращением в пользу лучших преподавателей, навредит науке и преподаванию, т.к. вызовет социальные проблемы и приведет к деградации даже самих “лучших” преподавателей (16). Однако с ним нельзя согласиться в том плане, что между строк им отстаивается позиция об элитарности образования: лучшие лекции должны быть недоступными для масс, проблемы “случайных людей” (17) в образовании не существует и избавляться от них в интересах учащихся из “слабых” университетов не стоит. Переход в онлайн должен сохранить большую часть научно-педагогических кадров и эффективно использовать их потенциал с применением дистанционных образовательных технологий.

Несмотря на громкие протесты против дистанционного образование, некоторые образовательные учреждения выступают за дальнейшее внедрение дистанционных элементов:

“Практически все преподаватели, с которыми мы говорили, единодушны: те приемы работы онлайн, которые используются сейчас в КНИТУ [Казанский национальный исследовательский технологический университет - прим. ред.], будут применяться и в дальнейшем, когда вуз вернется к занятиям в обычном режиме” (18).

Проректор РАНХиГС, наступая на идею дистанционного образования, в то же время набрался смелости констатировать очевидный факт: что “и студенты, и преподаватели могут не захотеть возвращаться к аудиторной версии занятий по тем предметам, которые не теряют в качестве на удаленке” (19).

Царьград ТВ выпустил статью, в которой цитируются теории заговоров. Например, что обучаясь дистанционно, детям захочется сменить пол. Автор выражает свою озабоченность падением уровня образования и связывает все это падение исключительно с дистанционным обучением, за которое ратуют некие неназываемые «прогрессивные» политические силы (20). Цитированием комментариев — не то родителей, не то простых троллей, возмущенные низким качеством дистанционного образования (21 ) — нельзя принимать как аргумент в пользу мнения автора, т. к. при выборке избирались исключительно эмоциональные негативные выпады.

Однако можно допустить некую оправданность критики, учитывая уровень качества современного образования. Дистанционное образование не усилило существующие недостатки, а лишь обратила на них всеобщее внимание. Происходящее на уроке, чаще всего, скрыто от действительного контроля и наблюдения, а дистанционное образование не дает скрывать никакие изъяны образовательного процесса. Всем учащимся знакомые ситуации пропадающих занятий, на которых учащиеся присутствуют, но они не проводятся по причине неявки преподавателя, его неподготовленности или банального нежелания уделять достаточно внимание изучаемой теме. В обычном режиме подобное происходит с завидной регулярностью, а в дистанционном формате подобное абсолютно недопустимо.

Одним из самых любимых аргументов противников дистанционного образования называется «социализация» (22). Из-за отсутствия социализации молодежь должна быть лишена возможности получать образование без постоянного посещения своих учебных заведений. Однако в общественных науках под «социализацией» понимается не только узкое представление о личном пребывании в школьных микроколлективах (хотя ребёнок должен иметь общение с другими людьми, регулярно и в реальном мире, иначе у него могут появиться психические проблемы). Но так картина выглядит лишь в желаемом мире. В реальности пребывание случайных лиц в учебном коллективе нередко более губительно отражается на его членах, чем само по себе благотворно способствует их социализации.

Причины социальных девиаций сами по себе находятся вне стен школ и университетов, но именно в них они имеют благоприятные условия для распространения. Ученические коллективы становятся рассадником тотального пьянства. Вот как в анонимном письме о состоянии советского студенчества в 1968 году писал проницательный современник:

“Практически студент пьет каждый день. Стало признаком хоро­шего тона выпивать до лекций, после лекций, а теперь и в переры­вах. Здесь действует безотказное «кольцо» - сегодня ты поишь меня, завтра я буду поить тебя и т. д. В общежитии каждый день находит­ся повод для выпивки” (23).

Ученые-криминологи прямо выделяют особое место школы, среди социальных институтов, стимулирующих развитие организованной преступности несовершеннолетних (24). Но при переходе на дистанционный формат эти негативные спутники старой системы частично сократятся. Не выйдет после школы напиться малолетней шайке гопников и совершать преступления, если в школу они и не пошли, а сидели дома у компьютеров. Но не следует понимать это как способ избавления от преступности молодежи, когда остаются другие ее причины. Мы понимаем, что для этого нужна комплексная социальная работа (в т.ч среди несовершеннолетних) и реорганизация всей системы общественного контроля.

Дальше всех пошел итальянский профессор-литературовед (sic!) Нуччо Ордине (25), который со своей ученой степенью не смог подобрать внятных аргументов в защиту обычного образования. По его словам, сущность образования составляют некие “ритуалы” и “контакты”, невозможные с применением дистанционных технологий (26). Он пытается выставить себя защитником бедных, рисуя перед нами страшные картины грядущего:

“...какое будущее можно себе представить? Одно — в котором у детей богатых будут хорошие учителя и очное высококачественное образование, где приоритет отдается человеческим отношениям, в то время как детей из менее имущих классов ожидает стандартизированное образование через телематические и виртуальные каналы”(27).

Однако посмотрим на российскую реальность. Школьник из деревни тратит на дорогу в школу и обратно несколько часов в день. Качество таких школ, как и уровень образовательных учреждений в небольших городах и поселках, оставляет желать лучшего, а переезд из них с возможностью обучения на новом месте доступно немногим. Такова цена за “традиционное” образование.

Еще сложнее выходит совмещать образование с работой. Вынужденные работать, чтобы иметь единственную возможность получать образование, такие люди заведомо обречены получать его в урезанном виде. Вести трудовую деятельность их вынуждает необходимость оплачивать проживание, пропитание и проезд в чужом городе. Нет сомнений, что в более вероятном будущем, даже дети богатых (если таковые в нем сохранятся) будут получать образование дистанционным путем, за исключением немногих любителей старины, для которых это будет лишь дорогостоящая, но бесполезная дань традициям.

В Нигерии уже несколько лет успешно действует Нигерийский Национальный университет со 120 000 студентов, которые обучаются только дистанционно (28). Африка показывает несостоятельность аргументов о технической невозможности или большой затратности (29): предоставить массам дистанционное образование требует меньших затрат, чем предоставлять им исключительно очное или никакое.

Еще в 2018 году ученые были единогласны в своем испуге даже когда грядущие перемены имели совсем призрачные очертания. Философ из Санкт-Петербурга, — одним из первых лично встретившийся с дистанционным обучением, В.Ю Перов — в ужасе заявлял, что в формате видеолекции он не сможет показать студентам категорический императив Канта или субстанцию (30). Другой философ, астраханский профессор Л.В. Баева, переживала за всю национальную безопасность страны: она считала, что социально не безопасно переводить на онлайн-обучение дисциплины, формирующие мировоззренческие и общекультурные компетенции, где имеются значительные усилия педагогов для формирования духовно-патриотических ценностей (31).

Министерство науки и высшего образования РФ выступило с докладом, где в общих фразах обходят стороной ключевые вопросы, но даже оно не смогло обойти стороной главный вывод: “Значимая часть традиционной вузовской программы может быть эффективно реализована в очном формате вне университетских аудиторий.” (32).

Нельзя считать что абсолютно все студенты могут обучаться дистанционно, но нельзя и преувеличивать число тех, кто не может проходить определенные дисциплины дома. Так в ходе перехода на дистанционное образование в 2020 лишь 6,5% студентов (по данным 61,4% вузов — 355 из 578) не смогли завершить обучение на нем (33).Сколь либо значимую составляющую, которую невозможности пройти дистанционно, имеет лишь ряд специальностей по таким направлениям подготовки как «Химическая технология», «Технологические машины и оборудование», «Клиническая медицина» (34).

Дистанционное образование массово внедрялось в кратчайшие сроки из-за непредвиденных экстраординарных обстоятельств. Оно не могло избежать минусов из-за резкого перехода, но оказалось уже в состоянии конкурировать со старыми формами обучения, показывая что в современности они стали пережитками.

Массовые недобровольные скопления людей следует максимально сокращать, если на то нет жесткой необходимости. Такая необходимость возникает особенно остро в сфере образования. Нет нужды беспокоиться за экономикун. В ней эти процессы проходят стихийно, в погоне за сокращением издержек переход на дистанционную работу совершается в разы быстрее. И лишь в отношении организаций образования нужна огромная сознательность учащихся и учащих.

Итак, тезисно можно подвести итоги:

  1. Дистанционное образование в полном объеме следует сохранить до полного исчезновения угрозы эпидемии.

2. В краткосрочной перспективе, необходимая полная легализация дистанционного образования, то есть:

2.1. Уравнение дистанционного образования в правах его с “традиционным”, доступ к дистанционному образованию должен быть не менее открыт, чем в прежние годы было открыто обычное образование.2.1.1. Полный и частичный хотя бы в качестве альтернативно возможного варианта получения образования по большинству специальностей послешкольного образования (в исключительных случаях возможный и в школе).2.1.2 Сохранение единых форм аттестации и экзаменирования как при обучении дистанционно, так и по старинке.2.2. Постепенное сокращение недистанционного обучения там, где оно не имеет никаких преимуществ перед дистанционным, то есть в преподавании абсолютного большинства дисциплин, не носящих практический или прикладной характер.

3. В долгосрочной перспективе: качественная переработка всей организации образовательного процесса.

К сожалению, велика вероятность, что столь кардинальные перемены в образовании невозможны в отрыве от иных общественных изменений. Этот вопрос выходит за рамки настоящей статьи, однако нельзя не отметить: именно революция (35) в образовании — вопрос самый назревший и самый легко разрешимый в кратчайшие сроки. Громадный рывок вперед уже был сделан. Теперь осталось лишь не отступить слишком далеко назад.

Пишет Елена: (статья про Лешку и Маргариту):

У меня похожая ситуация,только с дочерью. Я много анализировала и пока,на данный момент,пришла к выводу,что это такая ранняя сепарация,в связи с тем,что ребенком всегда занимались и он  значительно развитие своих сверстников. Моими словами он обнулился, находится в состоянии поиска себя,но уже как самостоятельная личность,доста́точно зрелая,но в силу возраста,психического,физического,пубертат,он не справляется сам,я приняла решение не давить,объяснять последствия,совершать ошибки,нести за них ответственность и быть рядом,не вытаскивать из них,буквально,не кидаться на амбразуру,а проходить их вместе,быть рядом,поддерживать,и помогать анализировать,почему так произошло,в какой-то степени смириться и быть готовой ко всему,но сохранять близкие отношения,говорить о любви,обнимать,заботиться. Дочери 14,5. Всегда активная и творческая два года назад резко потеряла ко всему интерес, хочет гулять,тусить,прогуливает школу,всегда хорошо училась,сама,я только контролировала,оценки и домашнюю работу.Итог: прогулы,грозящая неоттестация,регулярные вызовы в школу,хотя планы на будущее у нее огого. Решила,если придёт опека,если оставят на второй год,пусть,это её путь становления,ее жизнь,я буду рядом,за нее ничего делать не буду,только моя любовь и поддержка.Пишет Екатерина:

Добрый день!У меня есть вопрос, навеянный прошлой статьёй об учёбе.О детях, которые не хотят учиться, вы пишете уже давно. Проблема частая. И обычно советуете родителям не давить, а сделать учёбу зоной ответственности ребёнка. Не хочет учиться - пусть не учится. Получит два - его проблемы. Захочет исправить - пусть сам шевелится. Не справится сам - обратится к маме, и уже тогда она поможет. Не захочет - ну, на худой конец, закончит школу с нарисованными тройками, не поступит в универ, пойдёт работать. Тоже нормально, не всем же быть врачами и учёными.А вот что бы вы посоветовали сделать учителю, который столкнулся с такой проблемой?Он-то не может просто взять и пустить всё на самотёк. Это будет неисполнение служебных обязанностей, за такое выгоняют с работы. К тому же если дети сложные и активно не хотят учиться, то это даже опасно. Шум, мешающий заниматься другим ученикам, испорченное школьное имущество, драки, которые могут закончиться травмой...Мало кто из детей любит учиться. Но одни просто занимаются без желания, "потому что надо". А другие - сами не учатся и другим мешают, пока не наорёшь и десять замечаний не сделаешь - работать совершенно не будут.Вариант "заинтересовать детей" не прокатывает: им что ни предложи, всё "туууупо" и "скуууучно". "А что интересно?" - "Поиграть в телефон!"Или вот, одна девочка заявляет: "Русский надо изучать через компьютерные игры!" - "А какие ты знаешь игры по русскому языку? Есть "Скрэббл", но он же для малышей..." - "Ну, не знаю! Должны быть!" - "Вот вырастешь - сама и придумаешь такую игру". - "Не, я тиктокером буду, танцевать на камеру".Вариант "объяснить, чем им это пригодится в работе и в жизни" - тоже. "А мы не попадём на такую работу и в такие ситуации!" И в журналистику они не пойдут, и в продажи, и в рекламу, и с документами работать не будут, и преподавать, и вообще с людьми работать... Полкласса пойдёт дворы мести и металолом сдавать, а ещё полкласса - танцевать перед камерой. Ну-ну. Можно поговорить о том, как упадут в цене услуги дворников, если их будет так много, и кому нужно платить неизвестным девчонкам за танцы перед камерой. Но так мы точно не успеем освоить тему...В общем, они уверены: учитель должен вокруг нас плясать, а мы ещё подумаем, как оценить его старания. Не сумел нас увлечь - его проблема.Но учитель всё равно должен стараться, иначе он - плохой специалист.Так что с этим всё-таки делать?

****

Лев из ГерманииПлюсы и минусы непрерывного образованияИтак, ситуация следующая: взрослые дети умеют и любят учиться исчитают (цитата)  "... знания, навыки и пр., которых ждут от нас нашизамечательные родители, — это абсолютно подлинные цели и ценности ...Значит, надо учиться еще и еще ...".Они живут за счёт родителей, которые пришли к пониманию, что "... мыдолжны четко сказать дочери и особенно сыну, до какого именно моментамы будем их финансово поддерживать ... У сына этот момент, вероятно,должен наступить прямо сейчас...". Т.е. родителям надо снять сына сдовольствия, но чтобы он не потерял почву под ногами - всю жизньучился и это было хорошо, а тут вдруг надо содержать семью.Постановка задачи: придумать, как можно "... учиться непрерывно, всюжизнь ... исходя лишь из своих собственных ресурсов ...".Судя по рассказу, сын кроме учёбы никогда ничем не занимался. Т.е. унас есть что-то вроде классической задачки с волком, козлом икапустой. Необходимо совместить три фактора:- должен содержать семью- умеет и любит учиться- кроме этого никогда ничем не занимался.Одно из возможных решений - монетизировать то, что он умеет и любит.Мы после окончания института довольно долго делали курсовики по самымразным предметам, в том числе и по тем, которые сами не проходили.Берёшь учебник и методичку и за пару вечеров курсовик готов, а это от50 до 100 рублей - очень неплохие деньги в позднем Союзе (з/п инженераначиналась от 120 рублей в месяц минус налоги). Моя жена ещё и оченьуспешно репетиторствовала без отрыва от ухода сначала за одним, а современем и за тремя детьми.Объяснять другим - это отдельный навык, умеют не все, а вот делатькурсовики - ровно то, что сын умеет и любит.Не знаю, сколько денег приносит сейчас подобный вид заработка,насколько легко или трудно найти клиентов и велика ли конкуренция, ноНМВ это как минимум вариант для обсуждения.

****

Пишет Вячеслав:

Здравствуйте, Катерина!

Я, наверно, ранний плод теперешнего мейнстрима: еще в 6-7 лет все говорили моим родителям, что я избалован (единственный поздний ребенок), а хотеть стать взрослым я перестал лет в 10, наверно. По крайней мере, к 10 (тогда выпускному) классу в 16 лет я уже четко помню про себя «я хочу, чтобы детство не кончалось». При том, что никаких «модных книжек» о воспитании (да и о психологии вообще) мои родители не читали (да и где их было взять), в кружок во втором классе меня отдали в судомодельный (с моими кривыми руками и сильно пьющим руководителем этого кружка), потом в 6 классе — в художественную школу (с моими довольно средними способностями к рисованию), в которой я проучился два месяца и в результате от перегрузок заболел, ну а в остальном воспитание было традиционным. Единственное — учителя отмечали необычно хорошее воспитание моих родителей (и подчеркивали — в отличие от моего воспитания). И совершеенно верно, родители говорили мне примерно следующее «Слава, у тебя куча красивых и интересных игрушек (притом, что сравнивая с современными — сами понимаете...), а вот у нас в детстве были деревянные игрушки» (ну вот прямо по мему «тяжелое детство-деревянные игрушки). А детство у обоих родителй и правда было тяжелое — у обоих репрессировали главу семьи, мой дед со стороны отца был в лагере, бабушка осталась с 3 детьми, мои отец и дядя кололи дрова, чтобы прокормиться, а дед со стороны матери был расстрелян (с формулировкой 10 лет без права переписки) и бабушку выгнали с двумя детьми из деревни.

Так вот, к чему это длинное предисловие. У меня нет и никогда не было фундаментальных претензий к родителям (ситуативные — конечно же, были, куда без них). Уже будучи взрослым, я понял, какие бы я мог предъявить претензии к моим родителям, если бы они хотя бы по минимуму знали о том - о сём. Но они не знали и знать не могли.

Мои две дочери 13 и 16 лет ко мне, естественно, предъявляют претензии. Было даже у старшей лет в 8 - «дедушка, ты почему плохо воспитывал нашего папу?». Недавно мне было присвоено звание «Худший отец во Вселенной». И да, к психологу старшая уже просилась (и я ей дал эту возможность). При том, что контакт у нас не потерялся, но старшая категорически не приемлет любую критику (это мои гены), а младшая общается всё более формально.

Претензий материального характера я не слышал, по-видимому, потому, что мои дочери живут в убеждении, что мы бедная семья (с позиции москвичей, наверно, так и есть). А вот насчет общения — им наверняка будет что рассказать психологу.

****

Пишет Владимир:

«Детство — счастливое и беззаботное время, наслаждайся пока, а вот вырастешь и узнаешь…» Сказать по чести, меня эти утверждения удивляли уже прямо тогда, хотя я, разумеется, старшим не возражала (тогда это не было принято)» (это цитата из моего поста)

А что не так? Разве не правильно вам говорили?****

Светлана, Ленобласть

Катерина, Вы пишете про нашу страну, про ее историю. А в других странах как? Можно ли сказать, что чья-то практика более эффективна? Или практики? Разные? И что критерий?

Например, по параметру самодостаточности, самообеспечения полюса: «Наша цель - довести внуков до пенсии», а с другого краю - «Ты не медаль, на шее у меня не место тебе, иди-ка ты в люди».

Мне всегда казалось: чем раньше ребёнок начинает зарабатывать, тем лучше, следить только, чтобы более-менее по силам было. Не «по душе» - по силам. Получается же 50 на 50: половина впрягаются и тянут, половина, испугавшись жизни, научаются сачковать и едут на тех, кто везёт (если не везут - начнёт в болезни от ответственности прятаться или ещё куда похуже: в различные формы девиантного поведения). А какие цепкие паразиты!

С другой стороны… Битые озлобляются, зато если детей баловать, тогда «из них вырастают настоящие…» ну не обязательно разбойники. Иногда вполне увлечённые профессионалы.

Нужна не только здоровая семья, но и здоровая школа, здоровый двор, микрорайон, среда социализации, изобилие точек приложения себя к делу. Гражданское общество, сетевое. Чтобы люди людям помогали.

Для этого люди людям доверять должны. А как, если на ребёнка директор школы может донос написать за аватарку?

****

Здравствуйте, Уважаемая Екатерина.Меня зовут Алёна.Хочу выразить Вам огромную благодарность за написание данной статьи. Ваша статья заставила меня задуматься, о том как много времени, сил и эмоций вложили в меня мои родители. Безусловно я и раньше понимала, что великий труд быть родителем, точнее я это поняла уже во взрослом возрасте. Потом осознала (пока частично),  когда у меня появилась дочь с таким же непростым характером, как и я. Но сейчас, я задумалась над тем как сильно периодически я обижала родителей (и свёкров) своим отношением к их великому труду, как к чему-то само собой разумеющееся и даже обижалась, за то что выросла не такой как бы мне хотелось (как будто они в этом виноваты). Надеюсь, впредь я смогу поменять наши отношения к лучшему.Хочется сказать Спасибо своим родителям за то что они у меня есть, а Вам за ценные мысли.****

Здравствуйте,Екатерина Викторовна.Пишет Вам Нина из Бабаево (Вологодской области). Задела за живое Ваша статья про педог.запущенность.Я все искала,что было ошибкой в воспитании моего младшего сына. И пожалуй, соглашусь с вами,что сегодняшнее повальное увлечение комп.играми и телефонами- это педагогическая запущенность. На своем примере воспитания 13 летнего сына Андрея ,я столкнулась именно с такой проблемой.Причем, Андрей поздний и желанный ребенок.Родился недоношенным и с кучей неврологических диагнозов.После советов невропатолога о недопускании его истерик,я решила,что пусть он занимается всем,что его радует и занимает.Сначала это были мультфильмы и простые игры,дальше видео приставки,ну,а потом сотовый телефон с ПК,Теперь,когда он переходит в возраст подрастковости,забрать или ограничить его в этом не представляется возможным.Ситуация усугубляется ещё те что мой муж не видит в этом никакой проблемы.И я,как Дон Кихот, теперь кидаюсь на борьбу с этими гаджетами,но проигрываю им по полной программе. Поздно!Безнадежно поздно!!Да,это именно запущенность! Предоставить маленькому ребенку самому занимать себя- что же это ещё?  Читая Ваши книги, пытаюсь искать другие пути подхода. Разговариваю на отвлеченные от учебы темы.Пытаюсь рассказывать,что меня в его возрасте интересовало и возмущало.И Вы знаете,это единственное,что по-немногу улучшает ситуацию.Вырывает его хоть на часок из этой паутины!! Он перестал закрываться в комнате и немного пошел на контакт.С друзьями пока ситуация не меняется: у него их нет! И он не считает нужным их иметь.Хотя в нашем доме дружба- это самое ценное,что есть в жизни человека.Но не для сына.Остается надеяться,что взрослея,он все же поймет,что это здорово- иметь настоящего друга.Катерина Викторовна, спасибо Вам за Ваши книги,статьи и лекции.Я от них заряжаюсь оптимизмом и верю, что не все ещё потеряно. Хотела записаться на приём и приехать с Андреем к Вам в поликлинику.Но Андрей не соглашается.считая,что у него все нормально.

****

Пишет Елена из Германии:

В раздел - Люди пишут письмаХорошо, когда дитятко готово обсуждать и действовать. А когда такая позиция - меня насильно поместили в этот ужасный мир, полный проблем и насилия, это было ваше желание. Вы не можете от меня требовать и хотеть ничего - это было ваше желание меня родить. Если вы не справляетесь психологически или материально, то организуйте мне эвтаназию, тогда это будет честно. Жизнь скучна, делать я ничего не хочу, люди меня не интересуют, знания и дальнейшая жизнь тоже. Кормить и содержать вы меня обязаны, в квартире я прописан - выселить даже после 18 вам меня не удасться. Наблюдаю издалека несколько лет развитие деточки. С 9 лет началась психосоматика - в школу ходить не мог, синел, падал в обмороки, болела голова итд итп. Все больницы, обследования, психологи и пр. ничего не нашли. Сейчас такой типичный жердяй 15 лет. В школу не ходит - на домашнем обучении. Дома ничего не делает, мама прыгает вокруг (чуть что у него приступ, страшно же) - пытается впихивать деточке знания насильно. Дома у него ничего не болит, он играет в стрелялки и пр. Гулять его водят за ручку и он неизменно хочет закончить прогулку в кафе. Самое забавное, что это третий ребенок в семье у уже весьма не юной мамы - почти пенсионерки по дореформенному времени.У подросших молодых людей около 20 лет наблюдаю совершенное непонимание, что они не главный приз в жизни других людей. Хочется им чего-нибудь или нужно и они полагают, что им должны это немедленно предоставить. Просто по факту. Подумать о том, что у других могут быть свои соображения, дела, потребности и пр., им в голову не приходит.Мне кажется, что тут два вопроса. 1) Вопрос безответственности, нежелания взрослеть и винить всех в своих бедах был всегда. Можно же обвинять родителей, которые не занимались ребенком, не водили его, не образовывали - всегда можно увязать собственные проблемы не со своими пороками, ленью, недостатками и комплексами, а с поведением других людей. Хорошо подходит на место обвиняемого жена, которая всю жизнь испортила, теща, даже дети, которые зачем-то завелись (это, впрочем, чаще у всяких творческих натур или личностей, которым исключительно "высокое" подавай). Я со всех сторон слушаю истории про уже пожилых супругов, которые не желают отвечать ни за что и их жизнь в расширенном смысле должен организовывать второй супруг или взрослые дети. Единственная озвученная цель у таких экземпляров - я хочу, чтобы меня оставили в покое. И договориваться с ними абсолютно ни о чем нельзя, у них иное целеполагание - тешить свое эго. То есть достаточное количество таких личностей вырастало всегда.2) Безусловно, имеет место этот воспитанный ныне инфантилизм из лучших побуждений (а иногда вовсе не из лучших, а потому что важно перед подружками показать, что мама не хуже других). Если раньше можно было похвастаться, что дочка уже полы сама моет, а сын все чинит, то теперь хвастаются количеством развивалок и куда на каникулы возили.Родителям можно только посоветовать затормозить и задать вопрос - а зачем? Кого они растят? И кто влил им в голову мысль, что они должны дать-дать-дать, да еще самое лучшее? Чем эта деточка так ценна, что родители должны себя загнать ради не понятно чего? Или большая доля в этом некой гордыни? Что случится ужасного, если детку не развлекать, а включить в общественно-полезную работу на благо всей семьи? И действительно ли так ужасно, если он не поступит в институт, не сдаст экзамены и пр.? Подруги не поймут? Друзья отвернуться? Кстати, на западе работать начинают рано. У нас в Германии можно с 13 лет. Абсолютно у всех моих знакомых в разных странах дети работали в школе, а потом во время учебы в университетах. Вопрос только в том, чтобы не пускаться в разные крайности - вот это я наблюдаю уже 25 лет. От полной холодности, равнодушия и палочного воспитания кинулись к этим самым пресловутым правам без обязанностей и личности, требующей уважение. Хорошо бы вспомнить о золотой середине.*****

Добрый день, Екатерина Вадимовна!

Пишет Екатерина из Тюмени в ответ на статью "Миф и правда о счастливом детстве".

Хочу развить вот эту мысль:

"Ребенок не умеет держать удар и справляться с фрустрацией. Ему годами помогали и "уважали его чувства". Когда его дразнили, мама ходила к учительнице и требовала разобраться. Когда обиженный им одноклассник его побил, его перевели в другую школу. Когда он не справлялся с программой, ему наняли репетитора и отнесли в школу справку про дисграфию и СДВГ."

По-моему, это все хорошие способы и нужные в жизни умения: помочь ребенку разрулить конфликт, с которым он сам не справляется, показать и научить цивилизованным способам это сделать; сменить обстановку, если разрешить конфликт не получается; если есть ограничения по здоровью, учитывать их, брать дополнительную помощь. Это все надо делать, но как, чтобы оно шло на пользу ребенку, укрепляло его, а не ослабляло?

1) Смотреть на ребенка, слушать его, понимать, когда он может и хочет справиться сам, а когда надо вмешаться, быть тактичным;

2) Разговаривать с ребенком, объяснять, почему и как мы вмешиваемся, на доступном ему языке.

(Хотя это универсальные рекомендации для всяких контактов с ребенком :) ).

Уважать чувства, то есть принимать их, позволять им быть и постепенно учить осознавать их, управляться с ними разными способами, чтобы взрослый уже человек был хозяином своих чувств, а не они его волокли за шкирку по жизни - тоже хорошее дело.

Тогда ребенок, во-первых, будет чувствовать от родителей поддержку, тыл, "и эта любовь до конца твоих дней останется тайной опорой твоей". А во-вторых, будет сам потихоньку копировать и учиться этим способам справляться с проблемами.