Мы оставим нашим детям то, что оставим, но каким будет наш мир в будущем и что оставят уже они своим детям, им придется решать самим. Я практически уверена, что нынешние тинейджеры прямо сейчас размышляют об этом. Интересно, к каким выводам они приходят?
Сегодня я хочу рассказать уважаемым читателям Сноба о ролевой игре, которую я по случаю придумала и провела этим летом для подростков из разных городков и поселков Ленинградской области. А также приглашаю немного поразмышлять о ее результатах - что они значат для нас с вами сейчас и что, возможно, означают для развития текущей ситуации.
Сначала немного объясню, откуда у меня взялись летом эти подростки. Дело в том, что уже много лет существует некоммерческий проект под названием «Книжный путь», который придумала, создала и каждый год при поддержке многих других людей проводит моя подруга - главный библиотекарь Ленинградской областной детской библиотеки Людмила Степанова. В рамках этого проекта некоторое количество детей из поселков Ленинградской области, а также писателей, художников, ученых и библиотекарей едут на двух автобусах по некоему маршруту (маршруты меняются каждый год) и по пути раскидывают на площадях чаще в небольших, но иногда и в больших городах и поселках так называемые «Книжные шатры», где местные люди (и дети и взрослые) могут встретиться с этими самыми писателями, художниками и учеными, поиграть, послушать, пообщаться, познакомиться с книжными новинками, порассуждать и поспорить. В общем такая вполне себе традиционная для российской интеллигентской культуры и российских бескрайних просторов вещь - от «Зеленой лампы» до Остапа Бендера с его «Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству!»
В рамках этого проекта отдельная программа предусмотрена и для самих путешествующих поселковых подростков, потому что понятно, что для них все это тоже - огромные и нестандартные уроки и приключения. В их программу входят всякие этнографические штудии, посещения местных музеев, и вообще лейтмотив всего, конечно, исторический - «знай и люби свой край».
И вот для этих-то последних целей и была предназначена моя исторически-ролевая игра - такая вполне себе на кураже придуманная вещь с условным названием «Адвокаты дьявола» и нижеследующей сутью и содержанием. Все подростки разбиваются по командам (преимущественно они у меня разбились по географическому признаку, т.е. один поселок - одна команда, но были и исключения). У каждой команды - своя ролевая модель и своя легенда из истории края, по которому они прямо сейчас путешествуют, и ландшафт которого сформировался и впервые был заселен людьми приблизительно десять тысяч лет назад, после отступления с его территории ледника времен последнего оледенения.
Все розданные мною ребятам роли и легенды были из разных эпох и разных народов. Объединяло их лишь одно - все эти персонажи тут, на этой земле, реально когда-то были и что-то такое более-менее исторически зафиксированное делали и совершали.
В размахе времен и экзотике происходящего я себя по понятным причинам не ограничивала - чем причудливее и неожиданнее, тем для подростков познавательнее и интереснее. Задачей каждой команды было за несколько дней изучить соответствующую историческую эпоху и деяния доставшихся им персонажей на этой земле, по возможности вжиться в них, а потом на общем собрании-игре представить их всем остальным.
И вот какое, вполне себе иезуитское, условие поставила ребятам я, как организатор игры: от имени своих персонажей вы должны не только скучно или увлекательно рассказывать о том «как оно все когда-то было», но и убедительно доказывать всем нам, что вы правы и в рамках заданной вам легенды вы и именно вы поступали и поступаете так, как должно и нужно, и иначе никак было нельзя, и именно на вашей стороне бог, правда, справедливость и т.д. и т.п.
Разрешены были все способы убеждения - не только подробное и честное информирование о своих реальных целях и задачах («у нас тогда был экономический подъем и нам надо было больше земли» «князю надо было чем-нибудь занять вооруженную дружину» и т.п.) , но также разрешено было и «бить на эмоции», и громкие лозунги и пропаганда, и осторожное передергивание реальных событий и их исхода в свою пользу (неосторожное было опасно, так как среди слушателей имелись взрослые специалисты-историки, и они могли немедленно зарвавшихся уличить) и все такое прочее.
Кто же был среди наших персонажей? Очень пестрая компания, поверьте. Воины Всеслава Полоцкого (11 век), которые сходили в удачный набег на Новгород и фактически «по приколу» утащили колокол с новгородского собора Святой Софии. Дружинники Вещего Олега, только собирающиеся из Старой Ладоги в поход на Киев (9 век). Новгородцы, готовящие восстание против уничтожившей их республику Москвы. Тевтонские рыцари в белых одеждах с черным крестом. Литовцы, дружинники князя Ольгерда, которые только что разорили предместья Москвы (и едва ее не взяли), но теперь - увы! - возвращаются назад, потому что на их земли, воспользовавшись отлучкой войска, напали ливонские рыцари (1368 год). И даже - из совсем уж экзотики - мушкетеры Пьера де Лавиля (он вполне мог быть знаком с историческим д´Артаньяном), которые прямо сейчас вместе со шведами (1610 год) захватили Ладожскую крепость и теперь празднуют победу.
Как вы понимаете, наши подростки охотно перевоплощались во всех этих удалых, деятельных, отважных и веселых, пассионарных эт цетера людей. И доказывали себе и окружающим вполне убедительно: да, мы правы и именно на нашей стороне правда и прогресс, мы и только мы несем правильную и справедливую веру и образ жизни, так, и только так, как мы говорим, и следует жить…
И все было бы совсем просто, залихватски и весело, как в большинстве исторических реконструкций, но наличествовала в моей игре и еще одна команда. Это были жители выдуманной мною обобщенной финноугорской деревни Хиазойя, что в переводе означает Медленный Ручей. Эта деревня стояла на крутом берегу, в излучине своего Медленного ручья с неолита. Ее населяли охотники и земледельцы финноугорских племен водь и ижора. Они жили свою жизнь - растили рожь, ставили силки, рожали детей, ссорились и мирились с соседями, справляли свои праздники и обряды. И все - все без исключения! - вышеперечисленные креативные персонажи, проходя мимо по своим важным и нужным историческим делам, эту самую Хиазойю либо грабили (любому войску нужна еда и корм для лошадей, да и все остальное может в хозяйстве пригодиться), либо, встретив хоть малейшее сопротивление или испытав сомнение, попросту жгли. А хиазойцы ее потом снова отстраивали. Все это у нас происходило в строгом соответствии с историческими материалами, про всех персонажей я точно знала: «по пути пограбили и пожгли несколько деревень».
И вот - день игры. Ребята откровенно воодушевлены. Кто-то набрал информации из интернета. Кто-то советовался со взрослыми специалистами. Лихие мушкетеры с нарисованными усами. Целомудренные служители единственного Бога, несущие язычникам истинную веру. Отважные варяги.
Все они конечно правы. На их стороне - абсолютно все резоны, но… по пути им надо (против исторической правды не попрешь!) разрушить Хиазойю. Это им мешает и это видно.
Хиазойцы дают каждой «проходящей» команде обратную связь. Сначала они говорят едва ли не со слезами на глазах и это жалоба «за что же вы нас, мы же вам ничего не сделали, мы просто жили…» Потом появляются нотки протеста, потом готовности к борьбе, но… «исторические креаторы» в исполнении подростков Ленинградской области тоже идут, хотят идти им навстречу! И пытаются предлагать варианты:
- - А давайте мы будем торговать!
- - А давайте вы нам хлеб и мясо, а вы нам оружие. А если еще кто следующий к вам полезет, тогда вам будет чем обороняться.
- - А давайте заключим союз…
- - А давайте ваша молодежь пойдет с нами в поход и добычу потом поделим (в случае Всеслава Полоцкого предложение исторически подтверждается).
Мы, взрослые участники Книжного Пути, видели - им всем откровенно нравились их реальные буйные персонажи («есть в наших днях такая точность, что мальчики иных веков…»), но вот загвоздка - в процессе игры выдуманная деревня Хиазойя и ее жители постепенно ожили и их очевидно не хотелось, пусть даже исторически закономерно, жечь и грабить. Подростки (самые обычные - не из Москвы и не из гимназий) - вот такие, они пытались найти выход. Спасибо им за игру.
Что это означает и что несет для нас с вами?
Может быть - надежду?