Уважаемые люди! Спасибо вам большое за ваши мысли, рассказы, вопросы и мнения. Просто слышать голоса друг друга — важно в любое, даже самое стабильное время, но сейчас — особенно.
Кстати, насчет желудей и каштанов — общее (за парой исключений) мнение аудитории получилось со мной несогласным ;) — да, успокойтесь вы, — пишут читатели. — все собирают, как и раньше! Я буду только рада, если ошиблась, честно.
Татьяна из СПб
Добрый день!
Мне кажется, что сейчас резче, чем 20-30-50 лет назад проходит черта между «детьми земли» и «детьми асфальта». В моем детстве у каждого городского ребенка или была бабушка в деревне, или семейные 6 соток в садоводстве, или хотя бы летние поездки в не сильно благоустроенные лагеря. Ну и плюс дворовые площадки не были устланы пластиком.
Дети естественным порядком умели взаимодействовать с… ну даже не с природой, а с миром, возникшим натуральным путем, а не на технологической линии. Вода, земля, растения – все это были объекты, не противопоставляемые человеку. Да, среди них были неприятные, опасные, даже смертельно опасные. Но он не были ЧУЖДЫМИ. Их можно касаться, использовать, либо сознательно избегать, либо как-то применять с учетом опасных свойств.
А теперь уже подрастают дети детей, никогда вне города не живших. Для которых не заасфальтированный мир – грязь. Брось каку! Человеку пристало касаться только объектов, созданных человеком же.
Ну а дальше начинают работать социальные нормы. Более высокие требования к гигиене, например. И те, кто не видит беды в грязных ладошках ребенка на прогулке, чувствуют общественное неодобрение, давление. Родители «чистюль» могут откровенно отгонять «грязнуль». Зачастую и «грязнули» уже позволяют детям брать желуди на прогулке в парке, но запрещают на проходном тротуаре.
Плюс пугалки от медицины: глисты, аллергия, грибки, инфекции… Везде грязь и опасность. Плюс недавний ковид, когда вообще требовалось перчатки носить. Большинство не носили, но по мозгам знатно все это давило.
Ну дальше цепочка понятна. Технологии манипуляции обществом сейчас знатно отработаны.
П.С. Из природных игрушек сходу вспомнилось:
- бусы из рябины и боярышника
- куколки с завитыми локонами из цветков одуванчика с расщепленным стеблем
- рассыпать по асфальту горсть ягод снежноягодника и наступать на них, чтобы был хлопок
- Если умело сжать пальцами спелую ягоду дерена (такие парковые кусты с гроздьями белых ягод), то можно брызнуть струей сока на метр.
- стрелялки бузиной из разных полых стеблей
***
Живем на окраине Москвы в очень «каштановом» районе. Дочь собирает их килограммами. Дарит, обменивает, обсуждает со мной — какой красивее и т.д.
Но дома они подсыхают, скукоживаются и становятся уже не такие притягательные глянцево-шоколадные. Мне всегда их очень жалко и я потихоньку от ребенка уношу каштаны на улицу во влажную землю, надеясь, что какой-нибудь прорастет.
Дети друзей тоже собирают.
Анна из Москвы
***
Пишет Диана:
Добрый день! Очень интересная тема! Мне 43, дитенку 4 ( этот думаю крайний). Живем в Хабаровске, желуди собираем каждый год, но не для поделок, с этой целью мы их не используем. Собираем на корм кабанчикам, пару мешков, отвозим в зоосад и радостно скармливаем, а еще для удовольствия, как у Вас, их приятно держать в руках. Поскольку у нас каштаны не растут, то собираем еще маньчжурский орех, с этой же целью. И со старшими детьми я собирала, собирала и сама, гуляя с бабушкой, он для поделок. Мы с детьми желуди и орех используем и на детской кухне. Но когда я хожу по площадке или по парку в поисках «природных сокровищ», порой ко мне подходят и спрашивают зачем???, и не только родители, но и современные бабушки, я не знаю когда они успели забыть свое детство, а дети так вообще не знают и очень радостно приобщаются к нашему занятию. Просто я думаю, что мы отдаляемся от природы, не собираем гербарий, не ищем красивые окатыши... Кто виноват? — наша лень, ведь так удобно заказать по интернету, подождать когда привезут, выдать ребенку, что бы не мешал, и вроде, свой долг выполнить, позаботиться о развитии. И в данном случае думаю, что дело не в рекламе, а в нас самих. Но если выйти с ребенком на улицу, не дав ему инструмента для игры, или вдаль от площадки, то он, ребенок, сам тянется к природе, берет палку, орех, желудь, что попадется, и играет. Просто мы не ходим в такие места, там нет скамеек и интернет не ловит... А еще этим августом были в Питере, у Вас желуди другие, длинные, более глянцевые, я бы сказала. Завидую. Гуляли по паркам, а их там ооочень много, давили с удовольствием, так как они смачно хрустели ну и собирали (конечно не для кабанчиков), привезли к себе, весной собираемся посадить. Так вот их действительно очень много и ни кто не собирает, а вот каштан добыть не удалось, не нашли. А по поводу эксперта в воспитании... нууу думаю, что опыт прошлого, который я пропустила через себя, я хоть и применяю в воспитании, но только отчасти, многое зависит от моего желания и наличия свободного времени, того, как я вижу мир, смотрю ли я на «мусор» с закрытыми глазами или наклоняюсь поднять. Ребенок, идущий рядом, будет делать также, будет замечать мир вокруг или будет проходить мимо, зависит от нас.
***
Здравствуйте! Пишет Анна из Москвы. Никуда не делось, но сместилось в сторону каштанов, у нас их много выросло, собирали всегда с удовольствием, единственное, искали в скорлупе, чтоб карманы не испачкать… собирательство у детей в крови, моя дочь всегда радовалась, если найдётся особо маленький или двойной. Всегда эту добычу домой тащили, а вот там дальше заполнить банку уже дело не шло, ну переберем, ещё раз порадуемся, раз пытались вырастить.. но ребёнок и сейчас по дороге из школы подбирает, делится, прикольные же штуки на дереве выросли.
***
Здравствуйте, Катерина! Спасибо за ваш блог — читаю каждую неделю. Не то, чтобы каштаны сильно меня волновали, но решила написать свои мысли). Я, конечно, могу судить только по своему ребенку и ее друзьям, плюс племянникам и детям родственников. Моей дочери 8, и она все также самозабвенно тащит каштана домой ПАКЕТАМИ со своей лучшей подругой. Потом они их раскрашивают, либо что-то клеят и часть из них тихо скукоживается за зиму пока я не выкину к следующему урожаю.) В общем, употребляют их "по назначению". Желудь в нашей местности - это вообще удача. (Мы в Москве, но просто конкретно рядом с домом их нет). По моим наблюдениям, они также собирают камешки, какие-то палочки и прочую историю - очень похоже на меня в детстве. И да, конечно, в игрушках у нее нет недостатка, но могу сказать, что и в моем детстве их уже было очень много! Моя мама, как могла, восполняла этот пробел своего детства и покупала мне вот прям все. Поэтому это детское "собирательство" в своей голове я не очень связываю с наличием или отсутствием игрушек и других игр. Мне всегда казалось, что это такое, "природное" что ли. Но, наверное, вы правы и кто-то все-таки это детям показывает изначально. Я не помню, как было в моем детстве, но точно это были не родители. В случае с дочерью, они начали собирать всякое в детском саду, собственно, с той же подружкой, поэтому, думаю, что их воспитательница точно их поддерживала и, так сказать, направляла в этом собирательстве. Конечно, я тоже поддерживаю, могу только иногда тихо повздыхать, когда их собрано очень много)). По количеству пустых скорлупок мне кажется, что другие дети также собирают их в нашем дворе. Но, не удивлюсь, если все-таки в целом меньше, чем раньше. Но все-таки мне кажется, что не только родители - движущая сила этого процесса. Ведь раньше родителям тем более было не до каштанов. Мне кажется, это природное желание собирать и играть, плюс значимый взрослый - это может быть воспитатель, учитель кружка, бабушка или тетя. И я верю, что ни одни готовые игры и всякие крутые прибамбасы не смогут этого изменить. Ни этого, ни сборку ракушек у моря и прочие природные радости.
***
Здравствуйте, Екатерина Вадимовна!
Не берусь говорить за весь город, но у нас в микрорайоне традиция собирать каштаны еще жива (так получилось, что я живу там же, где провела все детство). Самый большой каштан растет рядом с детской поликлиникой, и по осени все падающее с него стремительно исчезает в детских карманах. Несколько - во дворе школы, несколько - рядом с детской площадкой.
Я с детьми, которым уже почти 7 и почти 10, исправно хожу собирать все это богатство. Так и говорю: "Да, у нас дома уже сундук желудей, шишек и каштанов, но это же так здорово - собрать свеженькие лакированные каштанчики, а то и повытаскивать их из колючих скорлупок, а если еще и найти каштаны - близнецы... А делать лодочку из скорлупы?"
Это ж азарт в чистом виде.) Найти быстрее других, заметить там, где другие не заметили, поискать там, где другие не искали.))) Детям нравится. И во всех местах, где во времена моего детства искали, сбивали палками и рвали каштаны, ничего не изменилось.)
***
Здравствуйте! Меня зовут Ксения, и я переехала из Сибири в Сербию. И у меня два момента. Первый, я особенно не занималась развитием сына, уж больно я ленивая для этого. Желудей у нас не было, каштанов тем более. Мелкую моторику развили оригами, потому что одно из немногих развлечений было — попускать кораблики по ручейкам весной. А дальше сын сам как-то. В итоге здесь в Сербии это я хожу, северный человек, и держу себя в руках, чтобы не собрать все каштаны и желуди. Не знаю куда их деть, но так хочется все забрать себе. А сын (уже 9 лет) индифферентно относится к ним. Хотя видел тоже редко. Второй, что тут (в Сербии) культура, считается, отстает от российской лет на 10. Дети все еще гурьбой гуляют во дворах, гоняют на великах, играют на площадках кучей. Но желуди так и валяются, и даже более редкие каштаны тоже. В школах тут не давят с оценками, на физре 2 месяца ребята просто выходили во двор школы - играли в мяч. Я еще не погрузилась глубоко, не знаю как они развивают своих детей. Знаю, что очень любят их и выражают свою любовь открытее, чем в России. Может, мы просто сильно уже отдаляемся от природы. И с природой больше взаимодействует уже малая конкретная часть людей (хайкеры, походники, дачники и т.п). А городские уже не так трепетно относятся к природным вещам, может, их во взрослости/в старости потянет, может нет. Но это предположение всего лишь.
***
Пишет Вячеслав:
Здравствуйте, Катерина!
Прямо напротив моего дома, через дорогу, растёт дуб, и ещё несколько штук по дороге (дорога идёт вдоль небольшой речки). Это остатки реликтовых дубовых рощ (группки дубов есть ещё в новгородском районе, а возле деревни Нильско настоящая дубовая роща). Часто вижу родителей с детьми, собирающими жёлуди около нашего дуба. В этом году не видел, но это могло быть и случайностью.
Каштаны конские растут у нас на территории завода. Моя мама, работая специалистом по озеленению, подбирала устойчивые к вредным веществам породы деревьев — клён, черёмуха, и собственно каштаны. Но потом уже работники посадили и яблони (плодоносят), и ели (вопреки правилам противопожарным). Каштаны тоже плодоносят, их сердцевину я периодически приносил домой, пока дети были маленькие.
Способностей к рукоделию у меня нет, но жена с детьми из желудей поделки делала, пока были в детском саду и младшей школе.
Надо будет попробовать из желудей сделать кофе, времена наступают такие, что может пригодиться.)
***
Здравствуйте, Катерина! На связи Анна из Мытищ.
Вы пишете в статье про каштаны и жёлуди, что дети перестали их собирать и что это, возможно, отрицательно влияет на их развитие.
Конечно, это грустно. Я слышала даже, что существуют игровые компьютерные программы, которые учат ребёнка различать листья и цветки разных растений - а выйти во двор и посмотреть, что там растёт, видимо, устаревший метод обучения.
Но, знаете, это не только природы касается. Если берёшься показывать ребёнку мир, надо показывать и "рукотоворную" его часть. Помню, что у меня в детстве была с этим куча проблем. Я выросла в хрущёвско-брежневском районе, и когда читала книги, многого не могла представить. Как это у многоквартирного дома может быть чердак, что такое подворотня, как выглядит и работает печь в городской квартире, как это папа с двумя дочками смог устроить посиделки на антресолях (в нашей квартире была маленькая антресоль, но там бы даже собаке было тесно). Даже коммуналку я представляла очень приблизительно - например, думала, что там такие же маленькие кухни, как в хрущёвках и брежневках, и когда я впервые увидела настоящую коммунальную кухню, у меня был лёгкий культурный шок.
Казалось бы, если у семьи нет знакомых, живущих в старом фонде, можно этот вопрос решить походами в разные мемориальные квартиры и простыми прогулками по историческим кварталам. Можно, но много ли тех, кто решает?
К сожалению, у меня нет знакомых молодых родителей, которые к этому вдумчиво относятся. Люди, способные показать ребёнку каштан, ещё найдутся, а способных привести ребёнка в чей-нибудь дом-музей, чтобы показать антресоль и подворотню, нет. Недавно уже у 8-летнего сына подруги был лёгкий шок на моих глазах, когда он увидел, как кипятится чайник на газовой плите. И чайник, и плиту он раньше видел только электрические.
***
Добрый день, Екатерина Вадимовна! Мне 40+, выросла в Москве. Рядом был одичавший яблоневый сад, каштаны не помню. Летом на даче жёлуди были любопытны, но нельзя сказать, что обожаемы. Мои дети детсадовского возраста родились и выросли в Германии. Воспитанием занимаюсь в 90% я. В саду с 3 лет. Дома - игрушечная помойка, организованная мной. В оправдание могу лишь сказать, что и детский книжный шкаф - тоже моих рук дело. Не умеющие ещё читать дети прекрасно сортируют книжки по полкам, это русский, это английский, это немецкий. Каштаны обожают, собирают, считают, делят поровну и затем несколько месяцев играют и в саду, и дома. Старалась учить играть на улице со всем, что есть. Например, когда надо было наконец научиться хорошо ходить (сын в 12 месяцев впервые сел), то осенью в дождь надувала воздушные шары, привязывала блестящую верёвочку, бубенчики и дети волочили по лужам и грязи "свое сокровище" в парке. Но это не немецкое воспитание, а русское. В Германии дети и взрослые собирают каштаны с упоением, носят даже сумки для сбора. Но их моют, складируют, мастерят (?), кидают в воду, отдают животным на прокорм, (есть пункты приема каштанов и прочего). А наш вариант, как сегодня хочу, так и играю, а потом хоть растите каштаны в саду, хоть выкину в биомусор, не приветствуется, считается расточительством. Статьи разных авторов о воспитании читаю, игрушки покупаю "по зову сердца". Ребенок очень-очень-очень хочет, а я нет. Покупаю. Это поможет развить такой-то навык. Покупаю. А у меня такой игрушки, увы, не было, а как интересно. Покупаю. Это удержит ребенка дольше на улице. Покупаю. Ребенок выдержал какое-то испытание или просто наконец выздоровел, или справился с большим стрессом. Как похвала, покупаю. А в итоге помойка. Но действительно интересно играют, используя игрушечный мусор в новых вариантах. На днях сын из оранжевого кольца, детали конструктора для катания стеклянных шариков, и оранжевой пластиковой морковки "построил" ракету. Пример, конечно, ерундовый, но мои рамки в голове, что ракета строится из конструктора или из Лего, не позволяют сочетать несочетаемое. С уважением, Ваш читатель
***
Уважаемая Катерина: всегда читаю только Ваши статьи в «Снобе». Почти всё интересно. Спасибо. Теперь по поводу желудей и каштанов. Во-первых, большой каштан всегда был в Екатерининском садике, в середине, но с той стороны, что ближе к Саду Отдыха. Надеюсь, что он ещё есть. Часто его вспоминаю. Я обожала его цветочки - ведь они у каждого дерева разные внутри (по крайней мере, трёх разных расцветок). Плоды его я, правда, в детстве собирала редко. А вот жёлуди мы собирали всё время. Сначала просто так - хранили дома, смотрели на них, перебирали в руках. Потом, в школе, стали делать поделки. Сделанное своими руками всегда ценилось. Отечественные игрушки в нашем детстве (кроме новогодних, - эти я до сих пор вспоминаю с тоской) - сами знаете, какие были (для малоимущих, я имею в виду, и для тех, кто не имел возможности привезти их из-за границы). На втором курсе института я работала в пионерском лагере. Как-то у нас было задание - изготовить поделку из природных материалов. Я использовала жёлуди и спички. Моя композиция называлась "Утренняя зарядка". Перед строем "пионеров" стоял "учитель физкультуры" и показывал упражнения. Первые два ряда "пионеров" добросовестно выполняли его указания, а последние два ряда делали всё, что угодно, вместо того, что нужно - сидели, лежали, дрались и т.д. "Тела" и "головы" были сделаны из желудей, а "ручки-ножки" - из спичек. Моя композиция имела успех. Я получила первое место.
До Ковида я собирала жёлуди, чтобы кормить белок. Собирала всю осень, и мне хватало на ползимы. Белки были очень довольны. Возможно, что они ещё и "посадили" несколько дубков в нашей округе. У нас (недалеко от дома) растёт огромный каштан. Однажды я даже сфотографировала его листья - в сравнении со своей рукой). Они настолько большие, что моя ладонь составляет примерно одну пятую этого листа. Ничего себе "листочки"! Насчёт современных детей и фантазии - не знаю. Я не специалист по детской психологии. Но, думаю, что, если бы я современному ребёнку предложила собрать жёлуди или каштаны и сделать из них поделку, на меня бы посмотрели, как на сумасшедшую. Зачем? Есть "лего", пойди купи, и строй из него всё, что ты хочешь (по инструкции). В настоящее время сделанными своими руками считаются вещи, собранные из разных деталей, которые можно купить в любых дешёвых магазинах. Никакой фантазии проявлять не надо. А мы делали всё сами, от начала до конца. Вот и думаю я, что великие (да и не-великие тоже) изобретатели изготавливали свои изделия своими руками. А до того проектировали это в голове. Вот такие у меня мысли.
***
Екатерина, здравствуйте! Пишет Вам Наталия из Берлина. Я тоже выросла в Петербурге и сбор природных материалов в моём детстве как-то особенно мне не запомнился. Моё детство пришлось на 90-е годы. Поделки делали, по деревьям лазали. Всякие съедобные трофеи хорошо помню: где рябина во дворах росла, где черемуха, а где крыжовник. Красивые листья для гербария подолгу искали с родителями в парке. Теперь я сама родитель и активный собиратель (или хранитель, если в детских карманах место кончилось) каштанов и желудей. Мой ребёнок родился в Швейцарии и растет в Берлине. Во дворе детского сада растёт гигантский каштан и орешня. Сын приносит домой ежедневно как минимум по одному плоду каждого. В округе много каштанов и нам нравится их собирать всей семьёй и что-то мастерить из них после или просто в ящик с деревянными чурками для будущих зимних игр складывать. Все как Вы описали в своей статье: каштаны холодные, гладкие и живые. Очень грустно стало от прочтения о подмеченной Вами тенденции. Надеюсь, что это временное явление и в Питере дети вернуться на осеннюю желудевую охоту.
***
«Усыновить бабушку» - прелесть какая!
Мы такие разные варианты разбирали со студентами.
В Швеции есть заведения: на первом этаже детский сад, на втором точно такое же для пожилых, утром собираются, часть времени живут каждый этаж в своем режиме, а другую часть - вместе проводят.
Такие заведения нужны повсеместно, там и семьями можно подружиться, и бабушек-дедушек усыновлять.
Или хотя бы совместный досуг пенсионерских центров с домами детского творчества.
Катерина Вадимовна, спасибо за богатую идею!
Светлана, Ленобласть.
Мой мейл [email protected]
Отвечу обязательно.
***
Екатерина Вадимовна, здравствуйте! Прочитала Вашу статью про желуди/каштаны и не смогла не ответить. Да, именно в этом году в Москве их тоже почему-то не собирали! Мы тоже с сыном это заметили. Обычно нам не достается и приходится сшибать каштаны палкой с дерева, правда тогда к нам «присосеживаются» и чужие дети :) Но не в этом году! Мы заметили, что «праздно» гуляющих детей в парке гораздо меньше – никто не кидается опавшими листьями, мало кто фотографируется. Я решила, что это из-за понятных всем событий, кризиса и т.п., и что народ просто впал в апатию… Интересно, что будет в следующем году.
Мы с сыном собираем желуди/каштаны сейчас просто потому, что они красивые, а если каштаны полакировать, то они не скукоживаются и в прозрачной вазе смотрятся замечательно. :) А раньше, когда он был маленький, да, мы прошли через все возможные поделки. :)
Про рекламу — мне кажется, это зависит от возраста родителей — чем старше родители, тем проще противостоять всяким новомодным «охмуряловкам». А в воспитании я лично опираюсь на мнение 2-3-х психологов (скажем точнее, имею в виду их мнение), чья общая позиция мне наиболее близка и понятна.
С уважением,
Мария, 47 лет, Москва, сын, 12 лет.
***
Здравствуйте, Екатерина Вадимовна! Огромное спасибо за все ваши лекции, рассказы и статьи. Регулярно читаю и нахожу в каждом материале что-то полезное для себя и своей семьи. Отдельная благодарность за лекции про одиночество, любовь, состояние неопределённости, кризисы. Они помогают понять себя, найти точки опоры. Почему-то других специалистов бывает слушать интересно, но не запоминается... У вас всегда последовательно, понятно и логично. Спасибо. :) Есть запрос на тему про эмоциональность. Может быть , расскажете об этом, а именно интересно: почему некоторые чересчур эмоциональны, других вообще не прошибить? Чем это обусловлено в нас? Можно ли корректировать свою эмоциональность, научиться управлять этим качеством "в моменте"? Чтобы не жалеть, что что-то сделал, сказал не то и не так, или наоборот - что-то не сделал..., чтобы не страдать бессонницей из-за переживаний... Если можно научиться управлять, то в любом ли возрасте? Как детей научить, чтобы справлялись с эмоциями? И нужно ли это? Нужно ли выпускать эмоции наружу или держать их внутри? Или люди разные нужны, люди всякие важны?)) Есть ощущение, что сейчас чем меньше эмоциональности в отношениях любых межличностных, тем проще и легче. Как будто нужны только люди-роботы. Так ли это? Буду очень благодарна за любые рассуждения по этой теме.
С уважением, Марина.