Любовь правит миром
Сколько раз за жизнь вы слышали, что любовь — это главное? Я — приблизительно миллион. Иногда, в минуту слабости и экзистенциальных метаний, я этому даже верила. Нужно любить. Иначе — это и не жизнь вообще. А что (кого) любить-то? Существуют подробные рекомендации. Зависят от эпохи и этапа онтогенеза. Делюсь личным.
Что лично мне настойчиво рекомендовали любить? Перечисляю приблизительно в порядке хронологии, выбирайте, может, кому что пригодится. Бывает же, что потребность любить есть, а вот — растерялся.
1. Первое, что сохранила память (мне точно не было еще и трех лет) — надо любить гречневую кашу с молоком. Потому что она полезная.
2. Потом надо было любить маму с бабушкой и дедушкой, и остальных родственников. Потому что родная кровь — никуда не денешься.
3. После надо было любить учиться, но это для меня тогда особой сложности не представляло. Еще надо было любить родную школу, и почему-то со слезой — первую учительницу. Мне моя учительница не нравилась, а я не нравилась ей — выходило неловко.
4. Немного позже мне следовало полюбить Ленина с октябрятской звездочки и из других мест. Ибо он — основатель нашего государства и у него глаза добрые.
5. В течение детства я, кажется, должна была любить помогать родителям по дому, делать зарядку, собирать макулатуру и еще целый ряд чего-то очень важного и полезного для моего личностного становления. Из всего предложенного я любила только читать, но не то, что по программе.
6. Здесь же смутно припоминаю нетягостную необходимость любить чилийских и других революционеров, сражающихся против империализма, колониализма и других подобных, однозначно требующих уничтожения структур.
7. Да, еще я обязательно должна была любить суп — потому что он, во-первых, тоже полезный, а во-вторых — традиционный для русской кухни, и значит, по замыслу, — в основе моей к нему любви должно было лежать что-то вроде генетической предрасположенности.
8. Потом, когда у меня прошла подростковая реакция группирования, друзья сообщили мне, что я должна любить музыку битлов и ансамбль АВВА.
9. Они же, чуть позже: неплохо, если бы я полюбила портвейн и его коллективное распитие в ленинградской подворотне.
10. В дальнейшем подруги сообщили, что мне уже пора полюбить мальчиков. Хотя бы одного. Если никого из одноклассников полюбить никак не получается (слишком глупые и прыщавые), то можно пока полюбить артиста или эстрадного певца.
11. Приблизительно в это же время снаружи от реакции группирования до меня глухо доносилось, что я должна любить свою Родину, березки, пионерскую организацию, комсомол и коммунистическую партию Советского Союза.
12. Однажды вечером я с интересом узнала, что должна любить целоваться, но как-то тогда этому не поверила.
13. Мое окончательное взросление совпало с этапом перестройки и тут я узнала, что должна, оказывается, любить свободу. Но это была уже не та свобода, за которую сражались чилийские революционеры из моего детства. Тут требовалась дифференциация.
14. Вместо коммунистической партии мне с разных сторон рекомендовали найти и полюбить какого-нибудь Бога. Говорили — это перспективно и традиционно одновременно.
15. Практически тогда же оказалось, что можно и даже нужно ярко и искренне любить деньги и секс (в СССР их любить категорически не рекомендовалось).
16. И — вишенка на торте — мне сначала разрешили, а потом и просто потребовали: ты должна полюбить себя! То, что я себе на тот момент не очень-то и нравилась, никого не интересовало.
17. Пока я осваивалась с новым общественным набором того, что я теперь должна полюбить, мое личное время не стояло на месте, и скоро мне все хором сообщили категорический императив: всё предыдущее было фигня, потому что больше всего на свете я, как мать и как женщина, должна любить своих детей. Детей как класс я не особенно любила, но все же для меня, как для постсоветского человека, это оказалось некоторым облегчением по сравнению с предыдущими нарциссическими заходами горячей и непременной любви к себе.
18. Дальше, во взрослой жизни, долженствующие объекты любви уже не возникали на моих горизонтах подобно зарницам и торжествующим фейерверкам, но какие-то новации безусловно являлись. Например, меня проинформировали, что в дополнение к свободе я должна любить еще и демократию, а также — если случайно включить телевизор, то с экрана мне сообщали об этом каждые шесть-семь минут — чтобы хорошо себя чувствовать, я должна любить делать покупки.
19. В какой-то момент окончательного разгула тандема свободы и демократии мне вдруг сообщили, что я могу любить вообще кого и что угодно любым способом — ну вот буквально без ограничений, по собственной прихоти и выбору. Тут я, признаюсь честно, даже с непривычки несколько струхнула и растерялась.
20. Вероятно, это был пик некоего общественного эволюционного процесса, что-то вроде летнего солнцеворота, потому что вскоре все стало как прежде и общество опять стало мне регулярно сообщать, что я должна любить.
Впрочем, из-за собственной произошедшей эволюции, я к тому моменту уже почти перестала обращать на это внимание. Однако если кто-то из читателей все еще следит за моим анализом и даже отмечает галочками перспективные пункты, то вот что мне настойчиво рекомендовали полюбить (обещали, что полюблю, если попробую) за последние пару десятилетий:
- - Вегетарианство, исключающее убийство животных и птиц, но включающее в себя ежедневное убийство салата и капусты брокколи
- - ежедневные прогулки по району протяженностью 10 км, с фиксацией километража по «браслету здоровья»
- - скидки в магазинах
- - кредиты на выгодных условиях
- - похудение без диет и физических нагрузок
- - Россию, встающую с колен в кольце врагов
- - бережный уход за своим лицом, телом, волосами и внутренними органами
- - омолаживающие операции, возвращающие веру в себя
- - духовное саморазвитие в сопровождении Учителя или хотя бы коуча
- - психотерапию для проработки своих травм или проблем, которые непременно должны были у меня накопиться за долгие прошедшие годы и в процессе реализации моих предыдущих любовных порывов
21. Моя референтная группа, разумеется, тоже за истекшие годы отэволюционировала и теперь имеет для меня собственные, достаточно разнообразные рекомендации, согласно которым мне следует любить:
- - внуков
- - мочегонные чаи
- - страдающих оппозиционеров
- - святых старцев
- - искусство постмодернизма
- - старые советские фильмы
- - посиделки с очками и рассматриванием фотографий дачных участков, сделанных ремонтов, чужих внуков и рентгеновских снимков.
22. Недавно из-за границы мне настойчиво порекомендовали заставить себя полюбить доступную для меня гречневую кашу — это традиционное русское блюдо, полезное для поддержания уровня гемоглобина и профилактики остеопороза.
Я выслушала данный совет с неожиданным удовольствием и ощутила некую гармоническую полноту — моя жизнь фактически описала круг, и этот круг никогда не оставался пустым — буквально каждый встретившийся мне на жизненном пути стремился наполнить его важными рекомендациями. Благодаря им я всегда могла сориентироваться в бесконечной палитре Любви, а также спокойно и не торопясь выстроить то, что люблю я сама.
Всем спасибо!