О знаменитых реликвиях
В газете Corriere della Sera 3 января прошлого года вышла статья Армандо Торно о реликвиях, не только религиозных, но и светских, от головы Декарта до мозга Горького. Хранить их — не христианская выдумка, как считают многие, это всегда было свойственно религиям и культурам. В культе реликвий есть что-то, я бы сказал, мифо-материалистическое: потрогав часть тела великого человека или святого, люди надеются приобщиться к его величию. С другой стороны, это нормальная тяга к древности (из-за которой коллекционер готов потратить состояние, чтобы завладеть первым изданием знаменитой книги или даже просто экземпляром, принадлежащим важной персоне). И, наконец, реликвия сродни последнему лоту на американском аукционе, это memorabilia, фетиш — вроде перчаток, которые носила Жаклин Кеннеди (настоящих), или тех, что обтягивали руки Риты Хейворт в «Джильде» (поддельных). И совсем в конце концов, от реликвий есть экономическая польза: в Средние века они были туристическим ресурсом, так как привлекали потоки паломников, как сейчас дискотека на окраине Римини привлекает русских и немецких девушек. В то же время я видел, как толпа туристов в Нэшвилле (штат Теннесси) восхищалась «кадиллаком» Элвиса Пресли. А ведь он совсем не уникален: король рок-н-ролла менял машины ежемесячно.