Иллюстрация: Лика Сочкина

Устами (и ушами) младенца

Дети уже в возрасте нескольких месяцев начинают понимать простейшие слова, а в год многие из них начинают говорить. За десятилетия исследований на эту тему ученые выяснили, что новорожденный ребенок обладает уникальной способностью распознавать звуки, чтобы научиться их воспроизводить — а ведь звуков в человеческих языках более 800! Судя по зафиксированной учеными активности мозга, в 6 месяцев малыши особенно хорошо различают гласные, в 9 — согласные. 

Кроме того, младенцы анализируют, насколько часто встречаются разные звуки, а также различают границы слов в потоке речи и распознают новые среди них, пусть и не понимая пока их смысла. Недаром специалисты по нейронаукам называют это время «чувствительным периодом». Всплеск выдающихся способностей к изучению языков, которому могли бы позавидовать и профессиональные лингвисты, помогает освоить родную речь (а иногда — и стать билингвом) естественным образом. 

Более того, младенцы еще до рождения получают «фору» в изучении родной речи. Ткани матки несколько приглушают звуки снаружи, и частоты меньше 600 герц подавляются. Но, хотя отдельные слова в таких условиях различить трудно, ритм и интонация сохраняются, и на последних стадиях беременности плод может их слышать. В конце ноября этого года в Science Advances появились результаты еще более удивительного исследования, проведенного группой ученых из Италии и Франции: им удалось доказать, что новорожденные научились распознавать родную речь, пока были в утробе матери. Кроме того, мозг ребенка изменяется в реальном времени, даже если ему удалось послушать всего несколько минут разговоров на родном языке.

Мозг плода «учится» у матери

Исследователи оценили электрическую активность коры головного мозга 33 французских младенцев при помощи энцефалограммы. Для этого на малышей надели шапочки с электродами, сконцентрированными на черепе в местах, соответствующих тем областям мозга, которые отвечают за слух и распознавание речи. Сначала нейроученые три минуты измеряли эти показатели мозга в спокойном состоянии в качестве контроля для эксперимента. Затем новорожденным дали по семь минут прослушать аудиозаписи на каждом из трех языков: французском, английском и испанском. В записях взрослые спокойным голосом читали детям сказку «Златовласка и три медведя».

Сравнивая активность мозга в спокойном состоянии и при прослушивании аудио, ученые хотели понять, как у младенцев проявляется нейропластичность — скорость формирования и изменения нейронных связей, которая влияет на способность к обучению и память. Если до рождения мозг плода начал как-то приспосабливаться к родному языку, то записи на нем должны были вызвать определенную активность, которая бы отличалась от активности при прослушивании иностранных аудио. Так и получилось: исследователи обнаружили, что у новорожденных уже есть «специализация», которая помогает усваивать родную речь лучше. Когда новорожденные слушали французские аудио, активность их мозга была организована таким образом, что повторяла саму себя на протяжении долгого времени. Это явление называется длинновременной корреляцией. Оно демонстрирует, что звуки родной речи влияют на то, как формируются связи в мозге ребенка в утробе матери.

«Мы можем сказать, что мозг сохраняет память о собственных реакциях на предыдущие события, поэтому такие реакции становятся более частыми. Результаты показывают, что для французского, который младенцы слышали до рождения, активность мозга показывает память о предыдущих состояниях, тогда как для двух других незнакомых языков этого не происходит. Это означает, что изучение языка начинается еще до рождения», — сделала вывод соавтор статьи Джудит Гервэн из Центра нейронаук в Университете Падуи (Италия).

Новорожденный ребенок настолько приучается к голосу матери, что ритмы активности его мозга подстраиваются под ритмы активности материнского. Так что, если ребенок родится недоношенным или с маленьким весом, что усиливает риск дальнейших проблем с развитием мозга, голос матери может помочь нейростимуляции –– с этим методом уже экспериментируют в Испании.

Взрослые слишком старые для всего нового?

Ученые добавляют, что, если ребенок, например из-за переезда или усыновления, растет не в той языковой среде, где находилась его мать во время беременности, его способность к освоению речи значительно не пострадает. Он все еще сможет выучить язык обычным образом уже после рождения, и младенческие суперспособности ему в этом помогут.

Но долго ли они сохраняются? Не так давно считалось, что мы теряем возможность быстро и легко осваивать языки в раннем детстве. Некоторые родители, чтобы не упустить момент, когда маленький ребенок восприимчив к обучению, стремятся записать его на кружки иностранных языков еще до того, как ребенок как следует освоил свой собственный. Здесь важно не переусердствовать бесконечными «развивашками», лишив своего отпрыска детства, возможности играть и познавать мир естественным образом. Тем более что времени для освоения нового языка у ребенка вполне достаточно. Тестирование 669 498 людей, знающих английский язык как родной или изученный, показывает, что овладеть им с идеальным произношением проще до 10 лет, однако высокая способность усваивать грамматику нового языка сохраняется до 17–18 лет. Другое исследование, проведенное на 56 тысячах человек, показывает, что взрослым иммигрантам в Нидерландах изучить местный язык гораздо проще до 25 лет.

У младенцев новые нейронные связи формируются намного быстрее, но это не значит, что у взрослых этого не происходит — с биологической точки зрения процессы в основе обучения у нас одни и те же. Да, взрослым может быть труднее избавиться от акцента или усвоить некоторые грамматические правила, но нельзя сказать, что мы безнадежно отстаем в изучении языков от маленьких детей. Мы реже будем схватывать что-то на лету, но немало зависит от мотивации, прилежания, самоконтроля и многих других факторов и качеств, которые могут лучше проявляться у взрослых. Кроме того, наш лексикон гораздо богаче, чем у маленьких детей, что повышает вероятность изучить больше новых слов на другом языке.

Анатомия мозга с возрастом тоже меняется: в разных его областях меняется соотношение белого и серого вещества, из-за чего нейропластичность уменьшается, а учиться и запоминать новую информацию становится труднее. Однако мозг людей может приспосабливаться к этим изменениям и продолжать отлично работать до самой старости. Это происходит благодаря когнитивному резерву, который мы наращиваем в течение жизни, развивая здоровые привычки, повышая уровень своего образования, придерживаясь правильного питания и грамотного режима. Владение несколькими языками на уровне Proficiency или билингвизм помогают продлить «молодость» мозга и сохранить отличную память, замедляют развитие деменции, болезней Альцгеймера, Паркинсона и других нейродегенеративных заболеваний. Поэтому изучать языки не только никогда не поздно, но еще и всегда полезно.