СЧто чаще всего становится катализатором для написания новой песни?

Мои песни деструктивны по своей природе, они возникают под действием раздражителя. Это могут быть рассказы окружающих людей о том, что их волнует, и какие-то слова, в которых я чувствую ритм и в которых можно объединить несколько смыслов. 

СКак появилась песня «Нефть», которую вы сыграли в том числе и под занавес церемонии вручения премии «Сноба» «Сделано в России — 2015»?

Проблемы вокруг. Я написал у себя в заметках в телефоне: «Все сидим и ждем, когда подорожает нефть». Ну, и потом говорю об этом с другом и добавляю: «А чё, … (блин), если нет?» — так дело и пошло. В общем, все просто с моими песнями, нет ничего интересного в том, как они появляются. 

СКакие темы вы никогда не стали бы трогать?

Я высказываюсь о том, что волнует лично меня, границ я для себя не ставлю. Единственное, чего бы я однозначно не хотел, — неточно высказываться. Опасность каких-то провокативных тем при сочинении песен заключается в том, что любая маленькая неточность в высказывании бросается аудитории в глаза. Даже если ты выбираешь некую острую или «святую» для народа тему, например, тему чиновничьего беспредела, тему смерти или тему Отечественной войны, все равно есть риск высказаться банально. Не хочется делать что-то несмешное. У меня есть много песен, которые не получились и которые я никому бы не стал показывать. Их просто до фига. 

СКак вы понимаете, получилось или не получилось?

Если мне самому радостно от того, что я это придумал, и хочется это кому-то спеть, значит, получилось. А иногда вроде все складно написалось, а не радует, как поддельные новогодние игрушки — значит, не получилось. 

СВы смотрите КВН (в 2000–2006 годах Семен Слепаков был капитаном команды КВН «Сборная Пятигорска». — Прим. ред.)?

Да, смотрю, но сразу скажу: ругать не буду. Все вечно спрашивают: «Ну что, КВН уже не тот?» Отвечаю: он тот. Просто многие переросли те свои юношеские впечатления, с которыми был связан КВН.

СКВН меняется? Как вы можете эту эволюцию охарактеризовать?

А что-то вообще в мире меняется? 

СПо-моему, да. Развлечения взаимно интегрируются, пропадает клубность, нишевость, потому что всем в равной мере доступна информация обо всем. 

А мне, наоборот, кажется, что нишевость усилилась. Вот раньше, когда в стране было два телеканала, не было никакой нишевости того же юмора. Сегодня кто-то смотрит КВН, а кто-то предпочитает сидеть в группе MDK «Вконтакте». Я считаю, что уже давно в мире не меняется ничего, и в КВН ребята высказываются на те же темы, что и мы высказывались, и до нас высказывались, только по-разному.

СКак вы относились к телевизионному юмористическому контенту до того, как вы стали не просто потреблять, но и создавать его? 

Я был очень восторженным телезрителем, и мне нравились юмористические программы в целом. Я воспринимал все очень доброжелательно и не анализировал контент на предмет того, провал это или успех. Думаю, что большинство телезрителей по-прежнему так воспринимают то, что видят по телевизору, кроме тех, кто имеет навязчивое желание во что бы то ни стало высказать свое мнение.

СНу, не скажите. Еще недавно вся страна от мала до велика смотрела Петросяна; какие шутки шутили, такие и считались смешными. А сейчас в ходу слово «петросянщина», которое намекает на критическое отношение к определенной категории юмора. 

Петросян в какой-то момент забежал за грань банальщины, поэтому и появилась «петросянщина». Если многие шутки, которые произносил Евгений Ваганович, перефразировать по-новому, то в них будет много смешного. Просто однажды произошло перенасыщение юмором, который был на телеканале «Россия», там словно авария произошла, протечка какая-то, всех зрителей этим залило и случился коллапс.

Вы говорите, нишевость исчезла — отнюдь нет. Кто-то копается на YouTube и смотрит скетч-шоу на английском языке, кто-то подписывается на одни каналы, кто-то на другие — мы все стали намного свободнее в выборе юмора. И на телевидении с юмором, по-моему, все нормально. Контент стал гораздо качественнее того, что был лет десять назад, а чего-то по-настоящему достойного везде и во все времена было и есть мало. Конечно, если бизнес жестко доминирует над творчеством и вдохновением, ничего хорошего из этого не получается. Задача — искать баланс между творчеством и бизнесом. 

Ощущение, что в США, например, все потрясающе с юмором на ТВ, — иллюзия. Масса поверхностных комедий и плохих сериалов загибаются после первого сезона, а до нас доходит только самое интересное.

СВы смотрите комедии, к созданию которых не причастны ни вы, ни ваша компания, ни ваши друзья? 

Да, конечно.

СРоссийские?

Ой, нет (смеется). Если вы под комедиями подразумеваете полнометражные фильмы, то их в России в принципе выходит очень мало. Иногда видишь рекламные баннеры фильма, трейлеры, в которых одни и те же лица, и потребности в просмотре этого кино у меня как-то не возникает. Многие картины кажутся одинаковыми, дублирующими друг друга, все это уже видели. Последнее, что я смотрел: «Все и сразу» Каримова и «Горько» Жоры Крыжовникова.

СЧто скажете о фильме «Горько»?

Первая часть мне понравилась, вторая — меньше. Не могу сказать, что я этой комедией сражен наповал, но то, что этот фильм один из самых смешных среди вышедших в России в последние годы, — факт. Скоро выходит «Страна Оз» Василия Сигарева — вот это разрыв мозга. Думаю, все будут от этого фильма в шоке, он вызовет много противоречивых мнений. Лично для меня он круче, чем «Горько», чем все комедии, которые я видел с конца 80-х. Это жестко. Но я такой юмор люблю. 

СКажется, у нас все любят жесткий юмор, а не счастливые комедии.

Вы что! У нас все любят именно счастливые комедии! Российских зрителей страшное в комедии отпугивает. Вот, спрашиваю знакомых, которые посмотрели комедию, как она им понравилась. Отвечают: «Классно!» Я уточняю: «Смешной фильм был?» Отвечают: «Добрый». Я им: «Ребята, почему — добрый? Это же комедия!» Но всем охота, чтобы фильм добрый был. Кино Васи Сигарева, к слову, доброе, просто доброту в нем надо увидеть. Там много всякого есть, но в сущности он добрый. 

СЯ наблюдаю поколение людей, которое не знает или не запоминает ни одного анекдота. У них сейчас есть «видюшки» на YouTube про бузящих алкашей, и попытка насмешить собеседника начинается с сакраментального вопроса: «Видел видео?», затем вынимается из кармана телефон. Насколько вы, ценитель и знаток, так сказать, нецифрового юмора, встроены в эту культуру? Ну, если не считать песни про Любу — звезду «Ютуба», про которую вы, по сути, сочинили традиционный анекдот?

Я встроен в эту культуру, тоже показываю кому-то смешные видео, но без фанатизма. Я не провожу часы в поисках смешных видюшек. Если мне их присылают, я могу кому-то их переслать. Но рассказать друзьям или жене смешную историю из жизни или анекдот — для меня несравнимо большее удовольствие. Я не отношусь к людям, которые умеют особенно смешно их рассказывать. Например, друг у меня есть, Гарик Мартиросян — когда он рассказывает что-то или пересказывает миниатюру, сценку, он это делает смешнее, чем это было на самом деле. Жаль, что кто-то лишает себя возможности такого способа коммуникации. Нисколько, однако, не умаляю достоинств смешных видео: они создают эффект присутствия и зачастую в одной нарезке можно посмотреть то, на что в жизни вряд ли наткнешься. Услышать смешное и посмотреть смешное — это разные уровни кайфа, и нам никто не запрещает их совмещать.

СВ цифровой среде, во френдлентах анекдоты про сегодняшний день встречаются крайне редко. Я смогла найти что-то свежее только по запросу вроде «Анекдот Путин часы Пескова», и то на anekdot.ru. По-настоящему разрывного там было мало. Вы знаете анекдоты про 2014–2015 год?

Про Путина много анекдотов. 

СВот только про него, пожалуй.

Не только. Смешные истории превращаются в анекдоты, просто они имеют разные формы. Вот те же открыточки с подписями — чем не анекдоты? После того, как наша сборная по хоккею на Олимпиаде проиграла, мне рассказали такой анекдот:

«Приходит наша команда к Путину и говорит: “Владимир Владимирович, извините, в этот раз у нас не получилось, но в следующий раз мы вас точно не подведем”. Путин спрашивает: “Дмитрий Анатольевич, а какие у нас следующие игры?” Тот отвечает: “Паралимпийские”. На что Путин говорит: “Ну, подготовьте ребят”».

Короче, никуда культура шуток не уходит, просто раньше они передавались из уст в уста, а теперь из фейсбука в фейсбук. Мои друзья постоянно постят смешные истории, и так их сразу читает большая аудитория. 

СКак вам «Лук-лучок»? По-моему, это очевидная попытка отразить на телевидении культуру YouTube-шуток. История про «лук-лучок» начинается с напева мужичка в косоворотке в каком-то коридоре. 

Смешной. Там юмора как такового нет — это капустник. Все наши певцы и певицы показали, что у них достаточно самоиронии, и мы это с радостью оценили. Ваня Ургант организовал всеобщее веселье. Не надо от веселья требовать юмора.

СПро что, по-вашему, русский народ не понимает юмора?

Народ — про все понимает. А если не понимает, значит, не народ плохой, а юмор. Значит, не можешь донести мысль. Или можешь, но они это уже слышали десять раз и поняли раньше, чем ты договорил. Не нужно считать народ тупым. Если меня не поняли, я не буду ругаться и говорить: «Ах так, меня, значит, не поняли — вам же хуже». Все претензии у меня будут только к себе. 

ССергей Шанович, креативный директор шоу «ТАНЦЫ» на ТНТ, считает, что контент нельзя давать на откуп массе, надо всегда немного тянуть зрителя за собой, повыше. По-вашему, надо ли тянуть за собой зрителя при создании юмористических программ или стоит четко определить уровень и работать, соотносясь с ним?

Надо делать вещи искренне и о том, что тебя самого волнует. 

СНо это же бизнес.

По-настоящему успешные люди на телевидении не те, кто начинает заигрывать и гонит примитив, а те, кто делает такие вещи, которые им самим интересны, но и окружающим понятны. Можно ведь и не прогибаться, и тянуть за собой, но не создавать при этом проблемы для восприятия. 

СДолгое время было так: едешь в пригородной электричке — кто-то шутит про красные труселя. Приезжаешь в другой город — там шутят про красные труселя. В ЦАО, и на окраине, и где угодно Россия жила с красными труселями на устах. А сейчас такую шутку уже в прайм-тайм не выдашь, поскольку ее гомоэротический оттенок не совсем хорошо уживается с запретом пропаганды гомосексуализма для несовершеннолетних. Понятно, что те, кто следит за порядком, большие формалисты. Не было ли такого, что те или иные общественные ограничения не давали вам врубить юмор на полную катушку?

Шутку про красные труселя показывают на Comedy-ТВ. На ТНТ больше про них не шутят, потому что все это уже видели сорок семь раз. Упомянутый закон не запрещает делать такой юмор, он говорит о том, что что-то ты не можешь до девяти вечера, что-то до одиннадцати. Таких ограничений сейчас стало больше, но это, в общем, правильно, и проблемы для меня с этим нет. К тому же шутки выполняют роль громоотвода. Те, кто воспринимает гомосексуализм как серьезную проблему, лучше пускай посмеются над ним. Я люблю такой юмор, который помогает решать проблемы и снимает напряжение, пусть локально и не насовсем. Программа «Наша Russia» была именно такой программой, которая снимала напряжение. Мы не нагнетали обстановку.

СРасскажите о вашей последней продюсерской работе — сериале «Озабоченные, или Любовь зла». О чем эта история? 

Это будет сериал про любовь. Про трех подруг, которые живут в Москве. Мы поняли, что если мы делаем сериал про женщин, то он выходит про любовь, потому что, чем бы женщина ни прикрывалась, она все равно ищет любви. Сериалов про трех подруг немало, но «Озабоченные» отличаются от других тем, что он более реалистичный, не совсем комедийный, в нем много внимания уделяется отношениям между людьми, присутствуют драматические линии. Это не ситком в чистом виде. Мы называем его правдивой комедией. Итак, в «Озабоченных» показываются взаимоотношения трех подруг: одна семейная женщина, другая ищет себе мужчину, третья делает карьеру. Главная героиня хочет быть писательницей и издать свои произведения, но главное, что ее интересует, — любовь и отношения. 

СЕсли взять срез международной прессы и самые актуальные топики в информационной среде вообще, то становится ясно, что все кругом говорят о…

Сирии? 

СТретьей волне феминизма. Говорят, что модель, в которой «человек» по умолчанию либо human, либо man, устарела. А у вас — «если женщина, то про любовь». И сюжет о том, как девушка делает карьеру писательницы в Москве, по-моему, уже немного винтажный, так сказать.

Наши героини довольно сильные и активные. К тому же расскажите мне хоть одну историю о женщине, которая при этом не про любовь. Наша история, на мой взгляд, довольно феминистическая, потому что девушки в ней предоставлены сами себе, им никто не помогает. Они пробиваются сами, как в карьере, так и в обустройстве личной жизни. И вообще, герои сериалов у нас как-то сами появляются — мы не просчитываем их. Остается лишь надеяться на то, что зрителям это понравится.С