Теракт в Сан-Бернардино

Утром 2 декабря прошлого года двое злоумышленников проникли в калифорнийский центр для людей с ограниченными возможностями в городе Сан-Бернардино. На них была военная форма и бронежилеты, в руках — автоматы и пистолеты. В результате нападения 14 человек были убиты, 17 ранены. Убийцы скрылись на черном внедорожнике. Полиция нашла нападавших по горячим следам: ими оказались молодые супруги, гражданин США, пакистанец по происхождению Сиед Фарук и пакистанка Ташфен Малик. Оба были застрелены во время задержания.

Поиск улик и зашифрованный iPhone

ФБР признало стрельбу терактом: незадолго до трагедии Малик дала клятву верности «Исламскому государству» (террористическая организация, запрещена в России). При обыске в доме убийц был найден склад оружия, включая взрывчатку и оборудование для изготовления бомб. Кроме того спецслужбами был найден iPhone 5c Фарука, в памяти которого могут храниться важные улики. И хотя правоохранительные органы добыли переписку Фарука из iCloud, они полагают, что на телефоне может быть отключена функция полной синхронизации с «облаком». А значит, на iPhone можно найти важные для расследования данные, в том числе переписку с сообщниками. Данные хранятся в зашифрованном виде и защищены паролем для разблокировки экрана: если совершить десять неудачных попыток ввода пароля, данные автоматически удалятся с телефона — это один из ключевых элементов системы безопасности iPhone.

ФБР обратилось в Apple с просьбой создать новую версию операционной системы — «черный ход» с возможностью обхода функций защиты данных, чтобы установить на iPhone, полученный в ходе расследования. «Может, телефон содержит ключ к поиску новых террористов. Может быть, нет. Но мы не сможем смотреть в глаза выжившим, если мы не рассмотрим эту версию следствия», — заявил глава ФБР Джеймс Комни.

Безопасность данных от Apple

Глава компании Тим Кук категорически отказался выполнять просьбу правоохранителей: «В случае если это программное обеспечение, аналогов которого сегодня не существует, попадет в чужие руки, это будет означать потенциальную возможность разблокировки любого iPhone».

Тогда в ФБР решили добиться сотрудничества от Apple через суд: 16 февраля суд города Риверсайд обязал Apple предоставить ФБР алгоритмы, которые позволят обойти встроенную защиту данных пользователя в iOS. Тим Кук в свою очередь отказался выполнять и требование суда: «Правительство предполагает, что этот инструмент может быть использован только один раз, на одном телефоне. Но это неправда. Однажды созданная технология может быть использована снова и снова, на бесчисленном множестве устройств. В физическом мире это может быть эквивалентно отмычке, способной взламывать сотни миллионов замков — от ресторанов и банков до магазинов и домов. Любой разумный человек сочтет это недопустимым».

Кук подчеркивает, что «черный ход» в iOS смогут использовать не только власти, но и злоумышленники, а требование суда угрожает ценностям и свободам, которые власти США обязаны защищать, а не ставить под удар.

Кроме того, в Apple опасаются, что выполнение требований властей создаст прецедент, который расширит возможности государства: «Мы не знаем, куда это нас заведет. Может быть, в следующий раз власти заставят нас записывать разговоры или данные о перемещении владельцев телефонов. Мы не хотим создавать опасный прецедент».

Реакция

Острая дискуссия о том, насколько далеко могут заходить службы безопасности в ущерб гражданским свободам, началась в США еще после теракта 11 сентября. После начала судебного разбирательства между ФБР и Apple крупный американский центр опроса общественного мнения провел исследование: 51 процент опрошенных поддержал ФБР и только 38 выступили против. Требование правительства взломать iPhone поддержал и один из основателей корпорации Microsoft Билл Гейтс: по его мнению, требование ФБР ничем не отличается от запросов на получение доступа к банковским счетам или записям телефонных разговоров.

В поддержку позиции Тима Кука выступил основатель Twitter Джек Дорси, а также основатель Facebook Марк Цукерберг: «Я не думаю, что создание лазеек в системе безопасности — это правильный метод. Поэтому мы полностью поддерживаем Тима Кука и Apple». «Шифрование — это математика, а не магия. Его невозможно ослабить эксклюзивно для определенной группы лиц: рано или поздно слабое место найдут и другие люди», — согласился с позицией Apple Евгений Касперский. Павел Дуров тоже выступил на стороне Кука: «Каждая страна должна решить, хочет ли она лишить своих граждан права на неприкосновенность частной жизни в обмен на то, что считается безопасностью и сниженным уровнем террористической угрозы».