Аутизм — комплексное нарушение психического развития, ведущее к нарушению социальных функций. Так, если очень коротко, формулирует медицина. На кинематографистов аутисты оказывают почти гипнотическое влияние: в странных людях, выстраивающих сложную систему барьеров между собой и окружающим миром, режиссеры разных стилей и ориентаций находят парадоксальные источники вдохновения. Говоря уже языком не медицинских справочников (в России до недавнего времени диагноз «аутизм» вообще был немыслим), но языком популярных графических романов, это — люди икс, мета-люди, почти пришельцы, другие среди нас, способные на немыслимые с точки зрения «нормальных» чудеса. Зачастую это красивый вымысел: не все страдающие многоуровневой болезнью могут писать потрясающие стихи или, как герой Дастина Хоффмана в «Человеке дождя», за секунду посчитать упавшие на пол зубочистки. Но такой вполне себе поэтический вымысел лучше скорбного молчания, и основной итог всех значимых художественных высказываний на тему прост и ясен: аутисты — другие, но не чужие; таблеток от этой болезни нет, лучшее же лекарство — постоянный поиск коммуникации, без которого и клинически здоровым никуда.

1. «Человек дождя» / Rain Man

Барри Левинсон, США, 1988

Кадр из фильма «Человек дождя»
Кадр из фильма «Человек дождя»

Если в 1990-е вы были в твердом уме и владели видеомагнитофоном, пересказывать вам «Человека дождя» нет смысла. Четыре «Оскара», золото Берлинале и без малого 400 миллионов долларов сборов в зарубежном прокате (про ранний постсоветский данных нет, впрочем, еще до официального релиза в кинотеатрах «Человек» был хитом пиратского видеорынка). Но в данном случае не числа решают все, пусть их так любят разнообразные киноаутисты, включая рейнменов будущего — мальчишку, взломавшего секретный код Агентства национальной безопасности в триллере 1998-го «Меркурий в опасности», или милягу с подавленными эмоциями и лицом Джоша Хартнетта в мелодраме 2005-го «Без ума от любви» (именно он артикулирует вполне убедительную логику аутичного мировосприятия: числам, в отличие от людей, можно доверять). Это, конечно, эпохальная история дружбы между до одури нормальным (то бишь прагматичным, трезвомыслящим — точь-в-точь таким, как все успешные деловые люди, посмотрите вокруг или в зеркало) парнем и чудиком, чьи редкие умения — вроде фантастического дара считать карты — делают его незаменимым в набегах на казино. Молодой Том Круз в роли нахрапистого бизнесмена и еще не старый Дастин Хоффман в роли его брата-аутиста Рэймонда (герой Круза похищает брата из лечебницы, узнав, что покойный папа оставил многомиллионное состояние именно «неудачному» отпрыску) сыграли один из незабываемых дуэтов первого века кино. А еще «Человек дождя» первым внятно объяснил с экрана, что социальная адаптация нужна с обеих сторон — нельзя приспособить аутиста к миру большинства, необходимо, чтобы мир шагнул навстречу. И нестрашно, что для доходчивости рейнмена наделили экстраординарными качествами, то есть, снова переходя на медицинскую терминологию, редким синдромом саванта.

2. «Что гложет Гилберта Грейпа» / What's Eating Gilbert Grape

Лассе Хальстрем, США, 1993

Кадр из фильма «Что гложет Гилберта Грейпа»
Кадр из фильма «Что гложет Гилберта Грейпа»

В этой драме из жизни обитателей захолустной, бесперспективной, «полуэтажной» Америки аутизм, которым страдает не заглавный герой Джонни Деппа, а его младший брат Арни, — часть мозаики, складывающейся из разнообразных человеческих странностей. Всмотреться в них, понять и принять проще на примере жителей городка, в котором почти ничего не происходит: здесь каждый как на ладони, если рожден, уже не спрячешься. И кто рискнет заявить, что Арни более ненормален, чем его родные и соседи? Да, сыграл мальчишку 18-летний Леонардо Ди Каприо, уже на заре карьеры доказавший, что способен передать «отклонения» как мало кто из коллег; вершиной этой линии его творчества станет обсессивно-компульсивный миллиардер Говард Хьюз из «Авиатора» (2004).

3. «Жутко громко и запредельно близко» / Extremely Loud & Incredibly Close

Стивен Долдри, США, 2011

Кадр из фильма «Жутко громко и запредельно близко»
Кадр из фильма «Жутко громко и запредельно близко»

Экранизация отличного романа Джонатана Сафрана Фоера — об «аспи», ребенке, страдающем синдромом Аспергера, в мегаполисе. Время и место имеют особое значение: это не просто мегаполис, это Нью-Йорк 2002-го, еще не оправившийся от терактов 11 сентября. Здесь аутизм 11-летнего Оскара Шелла, начинающего свою городскую одиссею, свой квест по следам, оставленным погибшим при атаке на ВТЦ отцом, — метафора глобального общественного дискомфорта. Холодный прием фильма зрителями и прессой, в общем-то, оправдан, и дело не в режиссерской вялости (были у Долдри фильмы побойчее — тот же «Билли Эллиот» или недавняя «Свалка»), а в подсознательном нежелании (и страхе) примерить на себя ощущение, сформулированное в названии книги и фильма.

4. «Антон тут рядом»

Любовь Аркус, Россия, 2012

Кадр из фильма «Антон тут рядом»
Кадр из фильма «Антон тут рядом»

Вот нашумевший док, участник Венецианского кинофестиваля, дебют основательницы журнала «Сеанс» (о которой лучше всего прочесть в эссе Сергея Николаевича). Больше чем фильм: проект положил начало одноименному центру социальной абилитации и благотворительному фонду содействия решению проблем аутизма «Выход в Петербурге»). История мальчика-аутиста Антона Харитонова — но и история самой Аркус, увидевшей себя в «больном» ребенке, не приживающемся даже в специализированных приютах («сложный характер», если так можно сказать). До Аркус никто не отваживался сказать «аутист — это я». И даже больше: это мы — со всеми комплексами, страхами, наваждениями и тщетным поиском опоры и надежности. Отважный фильм, сделанный без малейшего стеснения и не прячущий странноватого нарциссизма — подчеркнутого, в том числе, и работой одного из лучших российских операторов Алишера Хамидходжаева (обычно мастера такого класса не снимают дебютный док).

5. «Ее зовут Сабина» / Elle s'appelle Sabine

Сандрин Боннер, Франция, 2007

Кадр из фильма «Её зовут Сабина»
Кадр из фильма «Её зовут Сабина»

Мой личный киношок, испытанный на Каннском фестивале: обнаженная — иначе не скажешь — хроника, снятая французской актрисой Сандрин Боннер о своей сестре Сабине (перечислять гигантскую фильмографию Боннер не буду, напомню только самый близкий нам фильм — «Восток — Запад» 1999-го, где она играла жену героя Олега Меньшикова). Самый беспощадный фильм о том, насколько мучительным может быть общение с аутистами даже для их близких; гиперреализм без всяких спасительных соломинок. Однако Боннер идет дальше бескомпромиссного документального портрета, поднимаясь до высоких абстракций: насколько мучительно, но и насколько спасительно, насколько необходимо, может быть общение вообще.

6. «В ауте»

Никита Тихонов-Рау, Ольга Арлаускас, Россия, 2013

Кадр из фильма «В ауте»
Кадр из фильма «В ауте»

Среднеметражный документальный фильм, показанный на первом фестивале дебютов «Движение» (здесь — дискуссия после показа в Сахаровском центре), отчасти — продолжение телевизионной короткометражки о людях с ментальной инвалидностью «Клеймо», снятой Арлаускас в 2011-м. Вдохновлен творчеством — это не преувеличение — 18-летней Сони Шаталовой: «У меня неумелые руки и нет речи, поэтому звучит не мой голос», — сообщает закадровый комментатор, проводник в удивительный внутренний мир Сони, спрятанный за несовершенной телесной оболочкой. Все, что мы слышим, — мысли героини, зафиксированные в ее дневниках за 10 лет, от себя авторы не добавили ни слова — в это сложно поверить, но это правда. «То, что сейчас происходит со мной, может кому-то казаться бедой. То хохочу, то резвлюсь, как шальная, можно подумать, и вправду больная». А вокруг — другие, некрасивые, но, увы, рядовые для России истории чиновничьего равнодушия. Вот это полный аут и есть.

7. «Х+Y»

Морган Мэтьюз, Великобритания, 2014

Кадр из фильма «Х+Y»
Кадр из фильма «Х+Y»

Аутизм как легкая экзотическая особенность, без которой настоящих вундеркиндов не бывает: такой подход к проблеме исповедует этот драматический триллер о юном математике (его сыграл Эйса Баттерфилд, паренек из «Хранителя времени» и «Игры Эндера»), вынужденном адаптироваться к компании ровесников — соперников по олимпиаде. Генеральный мотив универсален: в какой-то момент многомудрый Натан понимает, что он вроде как и не гений — есть ребята талантливее; вот про мучительную трезвость самооценки, будь ты хоть сто раз аутист, и говорит «Х+Y».

8. «Солнечный мальчик» / Sólskinsdrengurinn; A Mother’s Courage

Фридрик Тор Фридрикссон, Исландия, 2009

Кадр из фильма «Солнечный мальчик»
Кадр из фильма «Солнечный мальчик»

Документальный фильм исландца Фридрика Тора Фридрикссона, прославившегося игровыми трагикомедиями об эксцентриках всех мастей. В англоязычном прокате его переименовали в «Материнскую отвагу», и не без оснований: главная героиня здесь Маргарет, мать аутиста Келли, женщина, которая не сдается.

9. «Аутизм: Мюзикл» / Autism: The Musical

Триша Риган, США, 2007

Кадр из фильма «Аутизм: Мюзикл»
Кадр из фильма «Аутизм: Мюзикл»

Не фильм-мюзикл, а фильм о создании мюзикла с участием детей-аутистов, жизнеутверждающая — и на сто процентов документальная — картина о силе искусства, силе театра. В дневниках Сони Шаталовой, героини фильма «В ауте», есть такие строчки: «Говорят, что все люди рождаются талантливыми. Да, это так. Господь никого не выпускает в мир без дара таланта, в том числе и тех, про кого говорят: “человек с ограниченными возможностями”». Американский киноопыт как раз об этом.

10. «Темпл Грандин»

Мик Джексон, США, 2010

Кадр из фильма «Тэмпл Грандин»
Кадр из фильма «Тэмпл Грандин»

Напоследок — телефильм, образец типичного масскульта, способного разглядеть позитив в любой проблеме. И подлинная биография аутистки Темпл Грандин (сегодня ей 68 лет, она работает профессором животноводства в Университете Колорадо, в фильме ее лихо играет почти неузнаваемая Клер Дейнс, отхватившая за роль «Эмми» и «Золотой глобус») использована каналом HBO как показательный пример успеха. Во вселенной телекино нет места трагедиям; может, стоит чаще смотреть на реальность под таким углом зрения.

Читайте также:

Наталья Водянова: Бывают моменты, когда хочется нажать на кнопку, чтобы все остановить

Юлия Дудкина. Почему он прыгает? Как понять людей с аутизмом

Мария Божович. Город для особенных детей

Валерий Панюшкин. Наташино сердце

Наталья Водянова: Что знают только богатые

Елена Костылева. Школа для дураков. 4 дня из жизни аутистов

Юлия Дудкина. Хокинг в аквариуме. Как общаются люди, которые не могут разговаривать