Что известно о самолете Airbus A320-232

Самолет Airbus A320-232 выпущен компанией Airbus в Тулузе (Франция). 25 июля 2003 года под временным регистрационным номером F-WWBH Airbus A320-232 совершил первый полет. 3 ноября 2003 года самолет был передан авиакомпании EgyptAir, где лайнер получил регистрационный номер SU-GCC. Во время рейса Париж — Каир самолетом управлял опытный экипаж: командир судна имел 6275 часов налета, его помощник налетал 2766 часов. Воздушному судну, выполнявшему рейс, было 12 лет и 10 месяцев. В общей сложности лайнер провел в воздухе около 48 тысяч часов.

Что известно об авиакомпании EgyptAir

EgyptAir — флагманская авиакомпания, член одного из старейших и крупнейшего международного альянса авиаперевозчиков Star Alliance. Авиапарк EgyptAir состоит из 57 самолетов Airbus и Boeing, в том числе из 15 самолетов Airbus А320.

Одна из крупнейших авиакатастроф в истории авиации Египта произошла 31 октября 1999 года. Тогда лайнер Boeing 767, принадлежавший EgyptAir, выполняя рейс Лос-Анджелес — Каир, рухнул в Атлантический океан вблизи острова Нантакет (США). Основная версия аварии — самоубийство второго пилота, который, как выяснилось позже, пока капитан отошел в уборную, уменьшил обороты двигателей и отклонил рули лайнера на пикирование. Вернувшись за штурвал, командир экипажа не смог ничего сделать, чтобы самолет набрал высоту, в результате чего он упал в воду. Все находившиеся на борту самолета 199 пассажиров и 18 членов экипажа погибли.

29 марта 2016 года самолет Airbus A320 авиакомпании EgyptAir, который выполнял внутренний рейс из Александрии в Каир, был захвачен египтянином Сейфом ад-Дин Мустафой. Угонщик угрожал экипажу бомбой — позже выяснилось, что на нем был муляж пояса шахида, — и требовал от пилотов сменить курс на Кипр, где собирался просить политического убежища. Никто из пассажиров и экипажа лайнера не пострадал. Мустафа объяснил угон личными мотивами, но выдвинул и политические требования — освободить из египетских тюрем женщин-заключенных. Сейф ад-Дин Мустафа был задержан сотрудниками спецназа после долгих переговоров и доставлен в отделение полиции. На данный момент он находится в Никосии. Местный окружной суд отложил слушания по вопросу об экстрадиции Мустафы в Египет до 20 мая.

7 мая 2002 года произошло крушение самолета авиакомпании: Boeing-737 врезался в гору недалеко от столицы Туниса, в 6 километрах от аэропорта, главная причина авиакатастрофы — плохая видимость, вызванная дождем и туманом. В авиакатастрофе погибло 14 человек. Всего на борту было 56 пассажиров и 8 членов экипажа.

Что известно о катастрофе рейса MS804 Париж — Каир

  • Самолет вылетел из аэропорта Парижа в 11:09 в ночь со среды на четверг.
  • Авиакомпания заявила о том, что связь с самолетом была потеряна уже на египетской территории, в 16 км от границы египетского воздушного пространства.
  • На борту самолета находилось 56 пассажиров и 10 членов экипажа.
  • Среди пассажиров было 30 граждан Египта, 15 — Франции, два гражданина Ирака, а также граждане Бельгии, Кувейта, Саудовской Аравии, Судана, Чада, Португалии, Алжира, Канады.
  • Попытки найти самолет ведутся на территории, где последний раз был получен сигнал — 280 км севернее побережья Египта. Греция также присоединилась к поиску.
  • Это был не первый полет лайнера за день: в 00:09 по московскому времени он направился из Асмэры в Каир, следующий рейс был из аэропорта Каира в Тунис, затем — из Туниса в Каир, четвертый — из Каира в Париж. Рейс MS804 был пятым.
  • Хроника расследования

    19 мая

  • 10:23. Министр иностранных дел Франции Жан-Марк Эро заявил, что для поиска пропавшего лайнера мобилизована военная техника: самолеты и корабли.
  • 10:35. Министр гражданской авиации Египта Шериф Фатхи заявил о том, что еще рано делать какие-либо выводы о крушении самолета. С момента исчезновения судна прошло 7 часов.
  • 10:40. По заявлению официального представителя Вооруженных сил Египта Мухаммеда Самира, их ведомство не получало сигнала бедствия с самолета. Хотя ранее представители EgyptAir заявили о поступившем сигнале бедствия от А320.
  • 11:00. По мнению главы генеральной дирекции внутренней безопасности Франции, исчезновение самолета — террористический акт: «ИГИЛ и “Аль-Каида” хотят посеять в стране атмосферу паники». По его словам, эти организации еще неделю назад выбрали Францию объектом нового теракта.
  • 11:10. Глава правительства Египта Шериф Исмаил также отметил, что теракт может являться одной из возможных причин исчезновения самолета.
  • 11:40. Министр иностранных дел Франции Жан-Марк Эро заявил о создании оперативного штаба во французском посольстве Каира. О возможности теракта министр не высказывался.
  • 11:45. Лайнер накануне исчезновения прошел все процедуры технической проверки, сообщает CNN со ссылкой на представителей авиакомпании.
  • 12:00. Официальные представители EgyptAir и департамента гражданской авиации Египта рассказали о том, что, скорее всего, самолет упал в море: «Гипотезу о том, что самолет затонул в море, сейчас уже можно подтвердить после заранее проведенных поисков и после публикации информации о том, что данный самолет не приземлялся нигде поблизости».
  • 12:10. Экс-глава французского Бюро расследований и анализа безопасности гражданской авиации Жан-Поль Троадек заявил о возможном взрыве на борту самолета. Так как, по последним данным, с борта не был отправлен сигнал бедствия, это может говорить о том, что все произошло мгновенно. Следовательно, это, по мнению Троадека, мог быть только взрыв или теракт.
  • 12:15. Греческая газета Proto thema со ссылкой на собственные источники утверждает, что перед исчезновением с радаров самолет резко потерял высоту — с 11,3 тысячи метров до 2,7 тысячи.
  • 13:36. Президент Франции Франсуа Олланд признал факт крушения самолета.
  • 15:15. Директор ФСБ РФ Александр Бортников предположил, что пропажа лайнера связана с терактом: «К большому сожалению, сегодня произошел еще один инцидент с самолетом египетских авиалиний. По всей видимости, это террористический акт, в результате которого погибли 66 граждан 12 государств».
  • 16:00. Греческий корабль, занятый поисками пропавшего самолета, нашел в Средиземном море в 230 милях к югу от острова Крит два больших пластиковых обломка самолета.
  • 16:15. Министр обороны Греции Панос Камменос сообщил, что перед исчезновением самолет сделал несколько резких маневров. Сначала он повернулся на 90 градусов налево, потом на 360 градусов вправо.
  • 18:50. Представитель авиакомпании EgyptAir настаивает, что никаких обломков самолета вблизи острова Крит найдено не было: «Касательно переданной рядом спутниковых телеканалов информации о якобы имевшем место обнаружении фрагментов разбившегося лайнера, авиакомпания имела контакты с соответствующими структурами, которые не подтвердили эти сведения».
  • 22:30. Сотрудник американской разведки сообщил журналистам телекомпании NBC, что на борту самолета А320 компании EgyptAir мог произойти взрыв: на это указывают данные с инфракрасных и мультиспектральных датчиков. Был ли взрыв связан с техническими неполадками или терактом, определить по этом данным нельзя.
  • 20 мая

  • 01:00. Официально подтверждать информацию о возможном взрыве американские спецслужбы отказались: теракт не исключается, но спутниковые данные до сих пор не подтвердили ни одной из версий.
  • 2:50. Ни одна из террористических групп так и не взяла на себя ответственность за крушение самолета А320 — мониторинг ведут сотрудники ФБР и правоохранительных органов других стран.
  • Крупнейшие катастрофы гражданских рейсов, совершавших перелеты на Ближнем Востоке

    12 мая 2010 года. Самолет А330 ливийской авиакомпании Al Afriqiyah совершал перелет из Йоханнесбурга в Триполи. На борту находилось 93 пассажира и 11 членов экипажа. При заходе на посадку лайнер потерпел крушение: в ходе расследования было установлено, что причиной катастрофы стала ошибка пилота — в условиях плохой видимости и густого тумана командир экипажа отключил автопилот и перевел управление в ручной режим, но не справился с ним. Из 104 человек, находившихся на борту, выжил только восьмилетний мальчик из Нидерландов.

    22 мая 2010 года. Boeing 737 бюджетной авиакомпании Air India, на борту которого находилось 166 человек, включая экипаж, совершал перелет из Дубая в Мангалур. Во время посадки в индийском аэропорту самолет не смог затормозить и выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, пробил ограждения, раскололся на две части и загорелся. Причиной катастрофы стала ошибка пилота. Выжило лишь 7 человек.

    9 января 2011 года. Boeing 737 авиакомпании Iran Air направлялся из Тегерана в город Урмия, на борту находилось 94 пассажира и 11 членов экипажа. Из-за сильного снегопада и тумана самолет не смог выполнить посадку, зашел на второй круг, чтобы вернуться в аэропорт Тегерана, но из-за тяжелых метеоусловий этого сделать не удалось: лайнер упал с высоты в несколько сотен метров. Выжили 28 человек.

    10 августа 2014 года. Лайнер IrAn-140 авиакомпании Sepahan Airlines, на борту которого находилось 48 человек, должен был совершить внутренний рейс из Тегерана в Тебес. При взлете самолет начал терять высоту и упал на жилые кварталы неподалеку от аэропорта. По данным расследования, причиной катастрофы стал отказ одного из двигателей лайнера. Выжили 9 человек.

    21 октября 2015 года. Airbus A321 авиакомпании «Когалымавиа», выполнявший рейс Шарм-эль-Шейх — Санкт-Петербург, потерпел катастрофу над Синайским полуостровом — авария стала крупнейшей в истории Египта. Самолет, на борту которого находилось 224 человека, упал с высоты около 9400 метров в результате взрыва, ни один человек не выжил. Российские власти долгое время настаивали на том, чтобы не связывать причину авиакатастрофы с терактом. Лишь спустя месяц была установлена причина трагедии: теракт организовал лидер террористической группировки «Вилаят Синай» Абу Усама аль-Масри.

    19 марта 2016 года. Boeing 737 авиакомпании FlyDubai совершал рейс из Дубая в Ростов-на-Дону. Лайнер выполнял посадку в тяжелых погодных условиях, пилоты решили вывести самолет на второй круг и перевести управление в ручной режим. После второй попытки совершить посадку пилоты не смогли договориться между собой и не справились с управлением: первый пилот настаивал, что необходимо набирать скорость и высоту, а второй — что необходимо опустить нос самолета, чтобы справиться с тяжелыми погодными условиями. В бортовой компьютер поступали несинхронизированные команды, лайнер потерпел крушение, ни один человек не выжил.