Вадим Рутковский: Дети Маркса и рок-н-ролла. Гид по фестивалю Beat
Еще год назад Beat Film Festival был фестивалем актуального документального кино про музыку. В 2016-м Beat заявил о новом формате — теперь фест включает девять секций и помимо, естественно, «Музыки», среди них есть «Спорт», «События», «Искусство». Beat следует завету Джона Кейджа, утверждавшего, что музыка звучит всегда, просто иногда мы перестаем ее слышать. Так и фестиваль — находит музыку, бит и драйв в политике и спорте, contempotrary art, моде и, конечно, людях: в программе фильмы о современной культуре в самом широком смысле (насколько свободно вы в ней себя чувствуете, поможет проверить наш тест). Выбираем лидеров в каждом разделе Beat’а.
1. «Музыка»
«Джунун» Пола Томаса Андерсона
Пол Томас Андерсон, или Пи Ти Эй, как ласково называют его поклонники, — первый мегаломан современного кино, режиссер «Ночей в стиле буги», «Магнолии», «Нефти» и «Мастера», создающий эпические кинополотна о Человеке и Истории (только так, с большой буквы, на мелочи в своих игровых фильмах Андерсон не разменивается), дебютировал в доке. Вместе с любимым музыкантом Джонни Гривудом, соло-гитаристом Radiohead (группа, кстати, только что выпустила новый альбом A Moon Shaped Pool, доступный для прослушивания и покупки), саунд-продюсером Найджелом Годричем и израильским композитором Шай Бен-Цуром Андерсон поехал в индийский Раджастан и стал очевидцем работы трио гостей и местных фолк-музыкантов над удивительным проектом Junun. Кажется, что режиссер впервые усмирил собственные амбиции и целиком доверился героям. И музыке. Точнее, так — Музыке: в многоохватном киномире Андерсона маленькие буквы никак не предусмотрены.
Также в программе «Музыка»: «Всем зрелищам зрелище» — карнавальный коллаж хроники старинных цирковых выступлений от исландского остроумца Бенедикта Эрлингссона; «Олег и редкие искусства» — редкая возможность вплотную приблизиться к петербургскому гению и чудаку Олегу Каравайчуку; «ЛеФ» — портрет Леонида Федорова, непарадный и очень артистичный; «Мы — X Japan» — история главной японской рок-группы, обладающая немалой и зрелищной, и образовательной ценностью; «В ожидании Б.» — впечатляющий гротеск о палаточном городке фанатов Бейонсе, основанный на исключительно реальных событиях.
2. «Искусство»
«Собачье сердце» Лори Андерсон
Интимное и философское видеоэссе — режиссерский дебют великой американской певицы, моментально угодивший в конкурс Венецианского кинофестиваля. Об этом нежном фильме, посвященном покойному мужу Лори Лу Риду, мы сообщали в итоговом венецианском репортаже, но хватит уже читать про «Собачье сердце», лучше, не откладывая, его посмотреть.
Также в программе «Искусство»: «Мэпплторп: Только полюбуйтесь» — трепетная кинобиография великого американского фотографа, превращавшего в арт всё, к чему прикасался; «Времена года в Кенси: Четыре портрета Джона Берджера» — поэтичная тетралогия о британском писателе, мыслителе, искусствоведе и режиссере, снятая при непосредственном участии дивы и ближайшей подруги Берджера Тильды Свинтон.
3. «События»
«SOS матросу!» Дэнни Дрисдейла
Фильм закрытия Beat Film Festival — кругосветное плавание с группой «Мумий Тролль». Американский клипмейкер сдружился с русской группой и не просто преодолел семь морей и побывал во всех секретных местах Владивостока-2015, но стал практически частью семьи мумий-троллей: его фильм отличается отменно доверительной интонацией. Да, и несмотря на то что закадровый текст принадлежит Илье Лагутенко, «SOS матросу» — коллективный портрет, никто из участников группы не остался в тени.
Также в программе «События»: «Daft Punk: Освобожденные» — фильм открытия Beat Film Festival, уникальный VIP-пропуск в мир самой загадочной группы планеты; Placebo: Alt.Russia — хроника русского тура британских глэм-рокеров, кино и ослепительное, и ироничное, преамбула к осенним концертам Placebo в Москве и Петербурге, с живым Брайаном Молко на премьере в кинотеатре «Октябрь»; «Реквием по американской мечте» — must see для всех приверженцев левых идей, эксклюзивная встреча с философом-марксистом Ноамом Хомски.
4. «Спорт»
«Златан. Начало» Магнуса и Фредрика Герттенов
Златан Ибрагимович — звезда футбола? Не надо преуменьшать: поп-звезда, идол уровня Бекхэма. Только моложе и круче. Про Ибрагимовича сочиняют анекдоты — какой другой спортсмен может этим похвастать? Год назад в видеопроекте Bleacher Report Златан зачитал лучшие шутки о себе на камеру: «Однажды Златан убил два камня одной птицей» — гениальное метафорическое признание профессиональных данных нападающего шведской сборной, разве нет? В «Златане. Начало» есть и юмор, и спорт, и раритетные кадры, которых нигде, кроме как в кино, не увидеть.
Также в программе «Спорт»: «Бег — это свобода» — обращение к бунтарским и романтическим истокам современных марафонов.
5. Future of the World
«Невинность воспоминаний» Гранта Джи
Самый эстетский фильм фестиваля участвует в форуме о будущем литературы и языка в эпоху цифровых технологий. «Невинность воспоминаний» — рассказ о Музее невинности, романе Орхана Памука и настоящем стамбульском музее, инспирированном книгой. Но работа британского документалиста и меломана Гранта Джи (он снимал о Joy Division, Rolling Stones, Radiohead) гораздо больше традиционного неигрового арт-фильма: это почти что нуар, предлагающий медленный меланхоличный трип в тайны города и человеческих отношений.
Также в программе Future of the World: «Горькое озеро» — эпический 137-минутный киноклип, посвященный кровавым встречам Запада и Востока; с цитатами из Андрея Тарковского и острыми политическими мотивами.
6. American Rebels by Levi’s
«Дженис: Маленькая девочка грустит» Эми Берг
Внятный и эмоциональный фильм-блюз о Дженис Джоплин, снятый спустя 45 лет после смерти героини — на взлете, в 27 лет, по официальной версии — от передозировки. Участник внеконкурсной программы Венецианского кинофестиваля.
Также в программе American Rebels by Levi’s: «Зигги Стардаст и пауки с Марса» — концертный док 1973 года, ничуть не постаревший, напротив, сохранивший и шик, и шок, потому что Дэвид Боуи — навсегда; «Дядя Говард» — очень личный портрет нью-йоркского режиссера Говарда Брукнера, автора культового фильма о Берроузе и жертве СПИДа, сделанный его племянником Аароном; «Levi’s 501: История легендарных джинсов» — 15 минут настоящего рок-н-ролла о важнейшем предмете одежды.
7. «Миллениалы»
«Фонко» Горана Хьюго Олссона, Ламина Даниэля Ядамы, Ларса Лёвена
В программе Beat’a с самым экзотическим названием — самый экзотический участник, музобоз клубной культуры африканских мегаполисов. Предыдущий нашумевший фильм одного из режиссеров «Фонко» Горана Хьюго Олссона назывался «О насилии» и поддерживал устойчивый миф о «черном континенте» как колыбели гражданских войн. Новая картина предлагает более неожиданный ракурс, хотя вулканическая энергия распирает и мирную музыкальную жизнь. Не спать!
Также в программе «Миллениалы»: «Холодный мир Hot Sugar» — история странной жизни и творчества Ника Кенига, эталонного художника XXI века твиттера и тумблера; «Когда земля кажется легкой» — вдохновенное киностихотворение о «поганой молодежи», юных «цветах зла», говоря проще, скейтерах из Тбилиси.
8. «Ретро»
«Скотт Уокер: Человек 30-го века» Стивена Кайака
Хит ретроспективной секции Beat’а посвящен Скотту Уокеру, музыканту космического масштаба. Среди героев и поклонников Уокера — Дэвид Боуи, его памяти показ тоже отчасти посвящен.
Также в программе «Ретро»: «Знакомиться с людьми просто» — уже классика музыкального дока, фильм Гранта Джи о Radiohead; «B-Movie: Шум и ярость в Западном Берлине» — один из самых популярных участников прошлогоднего фестиваля, торжество буйной танцевальной анархии и ностальгии.