/ Москва

Александр Мамут: Если проект принес мгновения счастья, он уже окупился

За этот год Александр Мамут открыл кинотеатр «Пионер», в котором показывают кино для умных, и самую современную в России типографию «Парето-принт». А потом использовал популярность лекций как новую форму досуга и стал превращать «Арт-стрелку» в полноценный учебный центр. Его имя теперь чаще появляется в новостях культуры, чем в бизнес-сводках. Александр Мамут рассказал нам, в чем здесь его интерес

Иллюстрация: Игорь Бурмакин, Игорь Скалецкий
Иллюстрация: Игорь Бурмакин, Игорь Скалецкий
+T -
Поделиться:

Зачем вам кинотеатр?

Просто мне это нравится. Вот главное объяснение. Мне нравится кино, книжные магазины, кафе. Мне нравится общение, элегантная обстановка. От всего этого я получаю большое удовольствие. И все это есть в «Пионере».

Но почему понадобилось делать это самому?

Хочется все сделать по-своему, чтобы больше удовольствия получать.

И еще больше удовольствия от того, что место — ваше?  

То, что оно мое, не возбуждает совершенно. Мы заходим в подобные места в Барселоне или во Флоренции, они же не наши, но нам там хорошо. А в Москве этого очень мало. Хотя существуют «Гараж», «Винзавод» и какие-то красивые маленькие кафе, в целом Москва очень немодный, нестильный, неэлегантный город с большим дефицитом качественного интеллектуального содержания. Не хватает не только эстетической культуры, но культуры в более широком смысле слова. Культура как синоним цивилизации всего, что сделано руками человека здесь очень не приоритетна. А ведь город существует не ради большого количества торгово-развлекательных центров. Я не враг торгово-развлекательных центров. Я просто говорю о том, что у города должна быть более высокая миссия.

А какая у городов миссия?

У всех значительных городов, особенно столиц, есть миссия. Миссия эта воспроизводить самих себя. Не крошится во времени, не размывать себя, не мельчать, а поддерживать связь времен. Развивать высшие достижения. Город не может себе позволить так ремонтировать Большой театр или выкопать яму напротив Кремля и не знать, чем ее заполнить, не может уродовать площади, не поддерживать индустрию первых этажей, маленькие кафе, книжные магазины. До последнего времени были целые улицы казино. Закрыли все казино. Но я ни одного места не знаю, где вместо зала игральных автоматов появился книжный магазин.

А что можно с этим сделать?

Все время совершать поступки. Статья в газете, ремонт тротуара рядом с домом. Не важно. Что-то надо делать.

«Пионер» придуман как место, куда будут заезжать, не выбирая фильм заранее — и кино хорошее найдется, и в кафе можно поужинать. Идея, похоже, работает...

Ну, дай бог. Мы не взяли идею с потолка мы обсуждали ее с кругом общих друзей. Кино это же несложное удовольствие высокого качества и очень доступное. Но арт-хаус идет ограниченным количеством копий, и фильмы невозможно найти в прокате. И это вовсе не какие-то странные фильмы. В Москве по всем кинотеатрам возили одну копию немецкого фильма «Фальшивомонетчики», который получил премию «Оскар» как лучшая иностранная кинокартина года. И пять-шесть копий фильма «Париж, я люблю тебя». А это вполне себе кино для зрителя. В Москве негде посмотреть французскую, итальянскую детскую анимацию. К тому же, у нас принято показывать артхаусное кино на задворках, в убогих, неказистых местах. Как будто где-то написано, что там, где показывают фильм без голливудского бюджета, все должно быть простенько. А по качеству оно заслуживает стильной обстановки. А после фильма хочется зайти в кафе и обсудить кино. На существующих площадках это не очень удается. Ну и в рифму быстрый Интернет, «Республика» с книгами и дисками. В «Пионере» оставалось только сохранить интерьер и привести все в порядок, какие-то детали подчеркнуть. Пока он пустоват, но постепенно обрастет жизнью.

А что будет на «Арт-стрелке»?

В деталях все знает Илья Ценципер он духовный руководитель, я в этом смысле верю ему абсолютно. В целом же там будет учебное заведение, которое начнется с систематического лектория с практическими занятиями. Интерес к этому среди пытливой, любопытной молодежи существует. Илья их настроение хорошо чувствует, он с ними общается. А поскольку мы все социальные люди, и любим общаться не только в рамках учебного процесса, то строим и ресторан с открытой террасой, чтобы сидеть и предаваться беседам. Там же будет доступная библиотека периодики, в первую очередь, журналов. «Арт-стрелка» в смысле культуры и искусства место намоленное.

Мы будем приглашать архитекторов, сценаристов, продюсеров, редакторов, ярких журналистов. Поскольку очевидно, что очень многие люди интересуются медиа, архитектурой, дизайном. А потом, если что-то в нашем городе поменяется на что мы все надеемся эти люди смогут реализовать себя. Кто-то просто покрасит стену, сделает изменение фасада, кто-то поставит красивый арт-объект, сделает красивый скверик.

Каким проектом вы гордитесь больше всего? 

Есть книжная типография, одна из лучших в Европе. Альбомы и другие качественные книги печатались за границей. Сейчас можно издать их с тем же качеством и здесь. Нужны были огромные инвестиции, 100 миллионов долларов. И это в неочевидной рыночной ситуации. Но книжных типографий в России не строили больше 30 лет. И мы уже работаем в две смены.

Разве бумажные книги не отмирают?

Если ребенку в три года дать электронную книгу, а бумажную не давать, он так и вырастет с электронной, не зная, что бывает по-другому. Все будет зависеть от родителей. Мне будет жаль, если пропадет тактильность, если исчезнут библиотеки, книжки с загнутыми страницами, с попадающимися в них трамвайными билетиками. Детские каракули на обложках. Бумажная книга себя оправдала, на традиционной книге выросло огромное количество хороших, умных людей. Я не верю, что электронная книга обладает большей эффективностью. Но это вопрос глобального изменения поведения поколений. Наверное, в каком-то смысле электронные книги удобней. Учебники не надо носить. С другой стороны, ноутбуки были давно, и никто не использует их с этой целью. Когда массы людей два, четыре года, пять лет почитают электронные книги, будет понятно, что происходит.

Вы делаете все это в расчете на окупаемость?

Если бизнесмен делает железо, никто не задает ему вопрос: «А можно ли на этом хоть немного заработать?» Понятно, что можно. Он зарабатывает деньги, а потом их тратит. На что? Можно производить полезные вещи, а можно тратить на собственные удовольствия. Почему человек тратит деньги на удовольствия? 

Потому что так устроен человек.

Да, так устроен человек. И мне хочется того же. Счастья очень мало, и никто не знает, сколько оно стоит. Мне кажется, что если такие проекты приносят мгновения счастья, они полностью окупаются. Я на 100 процентов убежден, что это не выброшенные деньги. И я не миссионер, просто мне кажется, что людей, способных что-то сделать, довольно много, и если каждый сделает по чуть-чуть, будет хорошо. Ну, хотя бы станет лучше. Я, безусловно, надеюсь на то, что «Пионер» не будет дотационным проектом, что он будет сам зарабатывать себе на жизнь. Но не могу сказать, что при помощи этого проекта я хочу как-то вырваться из нищеты в богатство.

Беседовала Мария Шубина

Комментировать Всего 5 комментариев

здОрово. Правда, мне в этом материале фотографий не хватает, чтобы прочувствовать атмосферу, о которой идет речь...ну, для тех кто живет далеко и не успел еще побывать в "Пионере".

Наталья, на самом деле в начале текста есть ссылка на материал про открытие кинотеатра -просто она не очень заметна. Там есть и видео, и фото, так что просто посмотрите и его тоже, по нему складывается впечатление. 

И точно есть - пардон, Мария, не заметила

Очень приятная философия бизнеса у г-на Мамута. Его подход к проектам хочется взять на вооружение.

Эту реплику поддерживают: Лилия Скопинцева

В кинотеатре был раза три. Очень понравилась как обстановка, так и фильмы.