На финальных поклонах даже из зала было видно, как она устала. Позади фестивальный марафон, три десятка гастролеров, оркестр, кордебалет, бесконечная смена нарядов, музыкальных номеров, дуэтов, соло. И все это четыре вечера подряд в режиме нон-стоп при постоянных аншлагах в концертном зале «Дзинтари». Было от чего утомиться. А тут еще неприятность с Ильей Резником, случившаяся накануне: бывший друг и соратник публично обвинил всех российских участников фестиваля «Рандеву с Лаймой Вайкуле» в предательстве. Лайма отшутилась, что, мол, только человек, изнемогающий от безделья, может нести такую пургу, а вообще она всегда ждет поэта к себе в гости. Но какой-то горький осадок от этих объяснений через медиа остался. Может, поэтому в последний день ни один из хитов Паулса — Резника, за исключением «Вернисажа», в программе не прозвучал.

Вообще, «Рандеву-2016» вполне себе потянуло на солидный поп-фестиваль с хедлайнерами, спонсорами и президентским патронажем. Те политические и финансовые круги в Латвии, которые заинтересованы в восстановлении деловых и дружеских отношений с Россией, постарались максимально использовать репутацию и дружеские связи Лаймы для привлечения российских звезд и создания привычной атмосферы курортного шоу с отчетливым русским акцентом.

Если в прошлом году несомненное обаяние фестивалю придавали местные латышские исполнители, то в этом году выбор был сделан в пользу русскоязычных артистов. Их было много, выступали они подолгу, добросовестно отрабатывая давно знакомые шлягеры. И оттого, что новых лиц и песен почти не было, возникало странное ощущение дежавю. Будто жизнь рванула куда-то далеко вперед, а здесь, под соснами Юрмалы, все так же звенят бокалы и слышны нетрезвые голоса в ВИП-зоне. И та же публика, как и много лет назад, послушно хлопает в такт все той же Кристине Орбакайте, смеется шуткам Владимира Винокура и пародиям Максима Галкина. Русский шоу-бизнес, не по своей воле отлученный от юрмальских берегов, вернулся почти в полном составе. Так птицы, покружив над чужими землями, рано или поздно возвращаются к любимым местам. Искусство оказалось выше политики, а дружеские связи сильнее любых санкций и запретов. В своих интервью Лайма несколько раз подчеркивала, что все участники выступают за очень скромный гонорар, а то и просто бесплатно. И даже незримое присутствие Аллы Пугачевой, обосновавшейся поблизости со своими малыми детьми на вилле «Марта», придавало четырехдневному «Рандеву» особый статус. Что-то вроде королевского благоволения, которое можно было трактовать как угодно: я рядом, но меня нет, я не приду, но выступит принц-консорт. До последнего дня теплилась надежда, что примадонна почтит своим присутствием зал «Дзинтари», с которым в ее жизни связано столько всего. Пусть даже не будет петь, но хотя бы посидит в партере. Но нет, не случилось.

Как, полагаю, не произошло и того, на что была сделана главная ставка организаторов фестиваля — возвращение элиты российского бизнеса. Партер был забит до отказа, но не явились те, кого ждали больше всего. Закрытый клуб первой форбсовской сотни пока держится с максимальной осторожностью и старается никак не обнаруживать свое присутствие, несмотря на наличие недвижимости в самых престижных районах Юрмалы. Впрочем, некоторые сдвиги и перемены, заставляющие предполагать, что не все так уж безнадежно, намечаются. Кто-то видел на заключительном концерте Алексея Кудрина, кто-то успел поприветствовать Давида Якобашвили. Русский бизнес, как Пугачева, подает сигналы, но пока остерегается запеть в полный голос.

Об этом говорил председатель организационного комитета фестиваля Александр Шенкман, который, похоже, всерьез задался целью вернуть на янтарный берег российское бизнес-сообщество. Во всяком случае, его следующая акция — показ в Рижской опере нового спектакля «Письмо человеку» с участием великого Михаила Барышникова — имеет все шансы развернуть и направить личные борты в сторону латвийской столицы.

Что касается фестивальной программы, то, как мне кажется, несмотря на обилие известных имен, ей явно не хватило хотя бы одного настоящего хедлайнера уровня Земфиры или группы «Ленинград». По общему мнению, самым удачным оказался опыт с участием оперной дивы Хиблы Герзмавы. Но это скорее было исключение. Слишком предсказуем состав, слишком очевидны режиссерские ходы, слишком мало настоящих премьер и открытий. И даже в импровизированных дуэтах — главной фишке программы — интереснее всего смотрелась сама хозяйка фестиваля. С Лаймой на ее территории вообще бессмысленно состязаться. Много лет подряд она демонстрирует тот отточенный стиль, который только подчеркивает провинциализм и музыкальную беспомощность иных ее партнеров. Не думаю, что это сознательно входит в ее планы. Тем более, когда рядом с ней оказывается феерический Интарс Бусулис или невероятная Лолита, дуэты с ними обретают совершенно новое дыхание и класс.

И все же лучше, когда Лайма поет одна или танцует с ансамблем Freedom Ballet — острым, современным, стильным. Именно эти пластические номера задавали тон, невольно вступая в спор с эстрадной архаикой былых времен. Одно дело, когда речь шла о чествовании такой всенародной легенды и любимицы как Эдита Пьеха, и другое, когда два года подряд со сцены «Дзинтари» как заезженная пластинка звучит «Я иду такая вся в Дольче Габбана» в исполнении Верки Сердючки. Тут явно требуется более жесткий отбор. И, может быть, даже есть смысл ограничиться двумя-тремя фестивальными днями. Не теряя лица и найденного стиля, не изменяя давним дружбам и привязанностям, сделать фестиваль более открытым, в том числе западным звездам и новой музыке.