Вино. Самая эмоциональная инвестиция
Выглядело это примерно так:
Самвел Аветисян: Вина в цене упали, но несильно. А падения цен на «коллекционабельные» вина, в которые инвестируют деньги, все ждали, но его не произошло. Цены на вино зависят, скорее, от урожая, от каких-то «внутривинных» факторов, а внешние факторы меньше влияют на ценообразование. Хотя, действительно, под влиянием винных критиков в 2004-2005 годах цены были задраны слишком высоко. Поэтому все ждали коррекции, но она если и была, то несущественная.
Андрей Шмаров: И почему вино, в отличие от всех остальных объектов инвестиций, не подешевело?
C. А.: Инвестиции в вино более длинные, на семь-восемь лет, и они меньше подвержены краткосрочным конъюнктурным изменениям. Инвестиционные фонды, специализирующиеся на винах, говорят минимум о пяти годах, и ты не можешь в течение этих пяти лет забрать деньги обратно.
А. Ш.: Насчет длинных инвестиций у меня сомнения. Тут недавно были опубликованы данные по разным инвестиционным стратегиям последнего, нулевого десятилетия. Так вот, если индекс РТС вырос примерно раз в 7-8-9, не помню точно, то винный индекс лишь в 2,8 раза. Получается, инвестиции в вино дали очень неважный результат в смысле доходности.
С. А.: У инвестиций в вино есть одна особенность — коллекционная составляющая. Я считаю, что идеально инвестировать в вино, когда вы еще и коллекционер. И вин из вашей коллекции с каждым годом становится все меньше и меньше. Каждое вино с потенциалом от 50 до 100 лет планомерно, методично в цене растет, его количество уменьшается, оно переходит в разряд очень редких вин. Поэтому здесь прямое сравнение с классическими формами инвестиций не очень корректно. Но если это длинные инвестиции, на 10-20 лет, то есть другие цифры: допустим, вино «Шато Марго» урожая 1982 года за 10 лет выросло в цене в 9-10 раз.
А. Ш.: У тебя есть коллекция?
С. А.: Нет, у меня максимум 20-30 бутылок в доме...
А. Ш.: Но это оборотное вино, то есть покупаешь и выпиваешь?
С. А.: Да, но я уже очень плотно думаю над коллекцией. Штука в том, что для вина, в отличие от антиквариата или часов, очень важно место хранения. Погреб должен быть идеальный, потому что вино — продукт живой, очень хрупкий, и можно убить вино.
А. Ш.: Подожди, к погребам еще вернемся. Скажи, а сколько должно быть единиц хранения? Количество не бутылок, а видов вина в коллекции? Когда ты начнешь свою коллекцию, какой минимум наименований ты туда запланируешь?
С. А.: Тысяч пять названий вин. Это не сказать чтобы большая коллекция, большие коллекции насчитывают сотни тысяч, но и не маленькая.
А. Ш.: А минимальная коллекция, чтобы ее назвать коллекцией?
С. А.: Можно даже сто наименований вин считать коллекцией. Это зависит от того, что вы коллекционируете. Например, вся вертикальная (за разные годы) коллекция «Шато Петрюс» — где-то в районе сотни, даже меньше.
А. Ш.: А может иметь право на существование коллекция, например, массандровских вин?
С. А.: Конечно, и они существуют. Можно купить, например, «Токай» 1906 года, он доступен. Есть коллекция массандровских вин XIX века. Я, когда был в Крыму, посетил Массандру и купил за 300 долларов массандровский портвейн 1942 года. Почему 1942 года? Потому что это урожай, который еще немцы засадили, фашисты.
А. Ш.: Попробовал?
С. А.: Да, конечно...
А. Ш.: Из горла?
С. А.: Нет...
А. Ш.: Просто портвейн принято из горла пить.
С. А.: Я, когда покупаю вино, которое для меня значимо, думаю к какому-то значительному событию открыть, типа к свадьбе сына. Но не проходит и двух месяцев, как его уже нет... Думаю, что где-то через месяц я и массандровский портвейн выпью. Достойное вино. В Москве я знаю пару фирменных магазинов, где можно купить коллекционные вина в районе тысячи долларов.
А. Ш.: Свою коллекцию ты где будешь покупать? В магазинах или у поставщиков? Куда бежать?
С. А.: Ну, лучше иметь своего брокера с возможностями покупать его там. Вино, когда пересекает границу нашей страны, дорожает минимум в два раза. В силу того что есть пошлины, акцизы и все такое. Но в малых количествах, пять-шесть ящиков, можно перевозить, купив там.
А. Ш.: Чтобы закупить вот эту первую тысячу, на какую сумму нужно ориентироваться?
C. А.: Можно сразу купить уже готовую коллекцию, но мне по душе путь медленного накопления, когда вы покупаете по два-три ящика одного вина и таким образом пополняете свою коллекцию. Среднее коллекционабельное вино обойдется по 60-70 евро за бутылку.
А. Ш.: То есть твоя коллекция из пяти тысяч бутылок встанет в полмиллиона долларов...
С. А.: Но если покупать исключительно великие вина, так называемые 100-балльные, раскрученные, дешевле 300-400 долларов не найдешь, так что получится, что эту сумму надо удваивать и утраивать.
А. Ш.: А попробовать-то можно?
С. А.: Конечно. Для этого покупают ящиками. Хотя бывает и одна бутылка, две, шесть. Кстати, надо сказать, что некоторые коллекционабельные вина для коллекционеров производятся в бутылках-магнумах по 1,5 литра, а магнумы, как правило, единичны.
А. Ш.: Какое для этого нужно помещение иметь?
С. А.: Мне кажется, размер погреба — это не самое главное. Важно его местоположение, потому что там обязательно должно быть три константы: температура 12-13 градусов, влажность 70% и покой. Поэтому для некоторых особо трепетных коллекционеров каждое посещение погреба — это важное событие, типа дорогого гостя угостить.
А. Ш.: У тебя есть погреб или нет?
С. А.: Нет, но будет.
А. Ш.: А дом есть?
С. А.: На Селигере, но я не уверен, что Селигер — правильное место... Беда еще в том, что у нас нет вторичного рынка вина, и вы не можете потом с выгодой его продать. Поэтому, если вы собираете вино исключительно с целью инвестировать, лучше иметь погреб в Европе либо отдаться в руки инвестиционных фондов.
А. Ш.: Хорошо, а ты-то где видишь свой погреб? Может, ты его арендовать будешь? Где он будет физически?
С. А.: Я только начал думать. Есть виноторговые компании, которые предлагают и такие услуги — дистанционное владение коллекцией.
А. Ш.: А погреб — это в прямом смысле подвал, каземат, застенок?
С. А.: Нет. Современные технологии позволяют в обычном помещении все компьютеризировать, оснастить необходимым оборудованием климат-контроля.
А. Ш.: Но ты-то к этой комнате, наверное, без особой рефлексии относился бы? Ты бы ее посещал смело и бескомпромиссно? Каждый день?
С. А.: Через день. Раньше бы каждый день, но врачи советуют пить умеренно.
А. Ш.: Какие вина коллекционируют? Красные, белые, сухие, крепленые, коньяк... Водку же не коллекционируют?
С. А.: Из инвестиционных целей водку вряд ли. А если мы говорим о винах, 70-80% — это бордо.
А. Ш.: Красное, естественно?
С. А.: И белое бывает, но единичные случаи. Потом Бургундия. Потом, наверное, шампанские вина, они стали очень коллекционабельны. А дальше это итальянские — Пьемонт, супертоскана, португальские портвейны, особенно винтажные, ряд эльзасских вин, ряд калифорнийских вин, Австралия, два-три испанских вина.
А. Ш.: Сколько шампанское хранится?
С. А.: Винтажные шампанские — 20-30 лет.
А. Ш.: А сухое?
С. А.: Если говорить о великих винах, потенциал жизни до 100 лет. В среднем тоже 20-30 лет. Пик зрелости — к 20 годам, потом вино начинает увядать. Но бывают очень творческие и жизнеспособные — до 50-60 лет.
А. Ш.: Скажи, ведь никому не придет в голову, например, заложить в коллекцию какие-нибудь тунисские вина?
С. А.: Тунисские — нет, а вот ливанские есть два вина.
А. Ш.: Индийское?
C. А.: Индия сейчас на подъеме, но, я думаю, при нашей жизни вряд ли войдет в круг избранных.
А. Ш.: Скажи, вся эта специфическая терминология, все камлания и ритуальные танцы, которые исполняют специалисты и продвинутые дилетанты вокруг вкуса вина, — это не «обувалово» ли неофитов типа меня? Мол, ты слушай и хлопай ушами, а сейчас мы, дяди-знатоки, тебе расскажем, что надо любить. А то, что тебе нравятся тунисские вина, это ты козел. Не так?
С. А.: И да, и нет. Я вначале тоже так же скептически относился, считал, что это такие маркетинговые разводки. Но сейчас мне уже кажется, что нет... Возможно, я жертва этого, как ты говоришь, камлания, но мне приятно быть этой жертвой, потому что для меня это действительно сродни некому священнодействию, искусству жизни.
А. Ш.: Ты хочешь в это играть, да?
С. А.: Да. Ты поиграл в эту игру и стал действительно чувствовать эти нотки. Чаще всего бывает так: какое-то вино на тебя произвело сногсшибательное впечатление, просто обаяло вот этими нотками, нюансами, тонами и слоями, и после этого ты стал к вину относиться гораздо тоньше, гораздо пронзительнее, гораздо трепетнее.
А. Ш.: Твои инвестиции в вино... В этой своей инвестиции ты на какой горизонт ориентируешься, на сколько лет?
С. А.: Лично я точно знаю. Моему младшему ребенку 6 лет, я бы хотел дожить до его свадьбы, и у меня мечта умереть пьяным, поэтому — 20 лет.
А. Ш.: Сколько ты хочешь за этот период заработать? Если динамика капитализации твоей коллекции будет примерно такой же, как в нулевые годы, то она у тебя вырастет в цене раз в пять...
С. А.: Не знаю... Я не инвестор, я коллекционировать буду для того, чтобы каждый день получать удовольствие от вина и угощать друзей. Нет, я меньше всего подхожу к этому с инвестиционной точки зрения.
А. Ш.: Хорошо, а сколько ты сэкономишь?
С. А.: Можно посчитать. Если я сейчас выпиваю до 200 бутылок в год, и это в среднем вина от 90 баллов (из 100 максимальных) и выше, а в России они стоят 3-4 тысячи рублей за бутылку. Получается, что...
А. Ш.: Я так понимаю, что миллион-полтора долларов ты сэкономишь.
C. А.: Да.
А. Ш.: По 90 баллов по будням пить вино — это не пижонство? Не правильнее ли обычно пить винцо столовое, там из пакетов, например, а уже по выходным, по праздникам тешить себя деликатесами?
С. А.: Я вино пью от 90 и выше не только потому, что я пижон... Я просто не получаю удовольствия, если вино не моего уровня, что ли, не уровня моих рецепторов. Просто я вылью это в унитаз. У меня очень часто бывают разочарования, и это некое, как говорится, чувство, которое я тоже ценю.
А. Ш.: Допустим, ты пришел домой в жаркий день после тяжелой двухчасовой тренировки... Тебе хочется пить. Ты достаешь из холодильника простенькое холодненькое, легонькое столовое винцо и пьешь его, потому что пить хочется. Разве это неправильно? Не будешь же ты «полнотелое» и «мускулистое» в такой ситуации пить...
С. А.: Это для меня тогда... Скорее, это надо воспринимать как просто алкогольный освежающий напиток, а не то вино, которое для меня является моим космосом.
А. Ш.: Из горла в последний раз когда пил?
С. А.: Когда работал в команде Тинькова. У нас был корпоративный отдых на Гавайях, и вот у него была такая привычка: он рано утром вставал, стучал каждому в номер, а у него в одной руке была бутылка водки, в другой Moët & Chandon — сначала водку из горла, потом запиваешь шампанским. И мы уже к завтраку все были пьяные. У него была задача, чтобы мы пару дней вот такие вот пьяные оставались.
Полная версия беседы: