Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

1. Полански

Многие знаменитые мюзиклы были созданы по мотивам фильмов, и «Бал вампиров» тоже. Это театральная версия черной комедии Романа Полански «Бесстрашные убийцы вампиров, или Простите, но ваши зубы впились мне в шею» (1967 год). «Бал вампиров» в ряду музыкальных постановок по фильмам отличает то, что режиссером мюзикла стал сам Полански, потому история, рассказанная в фильме, в переводе в более «легкий» жанр не утратила остроты и не просела в драматургии. Сюжет мюзикла таков: в глухое поселение в Трансильвании приезжает профессор Абронсиус из Кенигсберга, а с ним — молодой ассистент Альфред. Они намерены найти замок графа фон Кролока, вампира, живущего высоко в горах, и доказать тем самым, что кровопийцы существуют. Делегация останавливается на постоялом дворе, который держит старый еврей Йони Шагал и его монструозная жена. Юный Альфред примечает дочь Шагала, семнадцатилетнюю Сару, и влюбляется в нее, но ее уводит в свой замок граф-вампир. Начинается операция по спасению героини.

2. Юмор

В этой постановке смешно все — даже то, как преподнесена исполненная пафоса борьба добра со злом за невинную душу прекрасного создания, которая легла в основу истории. Самый комичный герой — влюбленный студент, ассистент профессора, который терпит провал за провалом, пытаясь вызволить возлюбленную из логова нечисти. Возможно, русским зрителям гораздо веселее смотреть этот мюзикл именно в 2016 году, после того как мы пережили «Сумерки» и другие вампирские саги — один из столпов, на которых покоится культура нулевых. Без шуток про чеснок, осиновый кол, гробы и распятие не обошлось, но они рвут шаблон. Например, в ходе действа выясняется, что распятие — бесполезное оружие, если вампир — ортодоксальный еврей.

3. Музыка

Заглавную тему вы точно слышали — это хит Бонни Тайлер Total Eclipse of the Heart, за которую она в 1983 году получила «Грэмми». Но в мюзикловой аранжировке вы не сразу ее узнаете. Композитор Джим Стайнман составил музыкальную часть постановки из материалов, которые были написаны для других спектаклей, но не пошли в дело, и еще позаимствовал музыку хита 1993 года у рок-певца Meat Loaf, которую, правда, сам для него и написал. Все эти вроде бы не связанные друг с другом части были настолько гармонично подогнаны друг под друга и слеплены воедино, что именно благодаря «Балу вампиров» фамилия Стайнмана останется в истории.

4. Дизайн

В российской постановке использовано сценическое оформление австрийца, работающего под именем Кентаур. Ньюэйджер, который в прошлом еще и писал рок-музыку, слепил образ Трансильвании из «цифрового» снега, скальных глыб, готических арок и замшелых могильных плит. Кентаур стал известным в своей сфере в девяностых, когда сценическая инженерия уже позволяла Призраку оперы проплывать по сцене на гондоле, но постановщики еще не успели повально увлечься проекциями и маппингом и делали ставку на рукотворную красоту. В «Бале вампиров» рукотворная красота в изобилии. Декорации кажутся многотонными, однако скорость, с которой они меняют друг друга, удивляет.

5. Ожогин

Главного вампира, графа фон Кролока, играют в разных составах Иван Ожогин и Ростислав Колпаков. Колпаков — один из самых ярких петербургских солистов, Ожогин — достояние музыкального театра, обладатель вокального диапазона в три октавы и актер, не имеющий конкурентов среди исполнителей демонических персонажей от Призрака оперы до Воланда из «Мастера и Маргариты». С «Балом вампиров» у Ивана особые отношения: несколько лет назад именно его выбрали на роль Кролока для постановки в Берлине — так он стал первым русским актером, сыгравшим в западном мюзикле. Помимо Ожогина и Колпакова в роли графа фон Кролока будут выходить Федор Осипов и Александр Суханов.