Катерина Мурашова /

Жертвы энтузиазма

История о четырех девушках, которые пошли за своим учителем, но оказались не там, где хотели

Фрагмент репродукции картины Альфреда Стевенса/wikimedia.org
Фрагмент репродукции картины Альфреда Стевенса/wikimedia.org
+T -
Поделиться:

Красивая молодая женщина с яркими темными глазами и копной вьющихся каштановых волос. Скорее всего, какая-то кавказская кровь.

— Ребенка вы решили с собой не брать?

— У меня нет ребенка. Простите, пожалуйста, я обманула вашу регистратуру — записала племянника, сынишку моей старшей сестры. Но мне очень нужно, да и проблема у меня какая-то детская… — смотрит прямо, улыбается обезоруживающе.

— Ну ладно, раз уж пришли, не прогонять же вас, — я сначала ставлю брови удивленно-осуждающим домиком, а потом все-таки улыбаюсь в ответ. — Рассказывайте в чем дело.

— Меня зовут Регина. У меня вроде все в порядке. Но понимаете, мне 24 года, а я как будто потерялась. Ну как дети, бывает, теряются в магазине или на вокзале. Совершенно не понимаю, где я, как здесь оказалась и что мне дальше делать…

— Надеюсь, это метафора? — с некоторой тревогой спросила я. Если аналогия прямая и она порой действительно теряет ориентацию в пространстве и не понимает где находится, тогда дело действительно серьезное, но это же явно не ко мне, а к неврологу или к психиатру, искать причину и лечить фармакологически.

— Метафора, да, — Регина мило улыбнулась. — Но мне действительно совершенно непонятно, что дальше делать. Нужен совет, мнение со стороны. Потому что все мое окружение считает, что я проблемы себе просто придумываю.

Дальше мы выяснили, что когда-то Регина по своему собственному горячему желанию поступила на геофак Петербургского университета, но уже ко второму году обучения начала сомневаться в том, что профессию выбрала правильно. Однако в университете к этому времени у нее уже была прекрасная интересная компания, налаженный учебный быт, ей очень нравились экспедиции-практики… И, если уходить, то, собственно, куда? Никаких отчетливых альтернатив на горизонте не было. Все, с кем она тогда советовалась, говорили в один голос: «Ты что, с ума сошла?! Закончи университет, получи диплом, а потом решай и делай что хочешь». Регина подумала, что не могут быть все вокруг неправы, и получила-таки диплом и специальность.

Но работать по ней ей совершенно не хотелось. Сначала работала в логистической фирме, куда ее устроила мать, но там как-то уж совсем не пошло. Сейчас работает администратором в большом косметическом салоне: устроилась сама, взяли, скорее всего, за хорошую речь и яркую внешность, все вроде ничего — и работа получается, и коллектив хороший, но это же все совершенно не ее. Куда идти? Скоро 25 лет, университетский диплом в кармане и — ни малейших представлений.

— Иногда я сама себе перед зеркалом корчу гримасу и спрашиваю: «Девочка, а девочка! А кем же ты будешь, когда вырастешь?»

Ну что ж, профориентация вещь желательная и возможная в любом возрасте. Мы поговорили с Региной о ее характере, увлечениях, ресурсах. Пришли к твердому выводу, что ее будущая работа — это все-таки работа непосредственно с людьми. Регине нравилась психология, причем в ее не теоретическом, а прикладном аспекте — например, работа менеджера по персоналу. Я искренне считаю, что психологическое образование идеально не как первое, а именно как второе высшее, о чем, разумеется, и сообщила Регине. Мы расстались вполне довольные друг другом и нашей встречей.

А через некоторое время передо мной в кресле сидела невысокая пухленькая блондиночка Маша.

— Понимаете, я почти сразу поняла, что геофак — это не мое. Но я и в школе была такой отличницей-заучкой — знаете, у которых такие тетрадки с подчеркнутыми заголовками. И в университете тоже. И профсоюзным активистом была. Я все всегда делала до конца и как следует, меня так дедушка с бабушкой учили, а я их слушалась. Ну и вот… А теперь я каждый день иду на работу как на каторгу, и как открою компьютер с этими профилями, так как будто уже беременна…

К счастью, у Маши был жених. Они оба сразу после свадьбы хотели ребенка.

— Но это не будет предательством? — странно спросила девушка. — Если я сяду дома с ребенком и все такое…

Я осторожно, но сильно наехала на нее: велела не дурить и объяснила бывшей отличнице, что пока она взращивает одного-двух младенцев, у нее как раз найдется время сориентироваться, чего же она на самом деле хочет в профессиональном и рабочем плане.

Ушла.

Третья выпускница геофака появилась буквально через неделю. Я спросила:

— Вы все вместе учились, что ли?

— Нет, мы на разных кафедрах, но да, мне Маша посоветовала.

Я уже привычно выслушала про «разочаровалась-потерялась», выстроила, как смогла, профориентационный вектор. Девушка по имени Светлана с детства тяготела к искусству-творчеству, пела-танцевала-расписывала горшки, но в семье бытовало мнение, что все это не профессии, а так — развлечение в свободное от «нормальной» работы время. Впрочем на геофак Светлана тоже шла по доброй воле, но теперь, вероятно, настало время принять свои собственные влечения и двинуться в соответствующем направлении.

Когда Светлана ушла, у меня возникло отчетливое ощущение, что чего-то я все-таки во всей этой истории не понимаю. Покрутила в голове три случая и поймала: как три девушки оказались у меня — понятно, а вот как они (все три — по собственному выбору!) оказались на геофаке?

Спустилась в регистратуру и попросила: если еще кто-нибудь придет с геофака, молодой и без детей — записывайте.

Четвертая девушка по имени Ирина появилась почти через месяц.

Обрадовавшись, я сразу приступила к расспросам:

— Вы все вместе дружите? На практике познакомились?

— Нет. То есть мы, можно сказать, приятельницы. Маша со Светланой дружат. А вообще-то мы одноклассницы.

— Все четыре?

— Вообще-то нас шесть. Но еще двое к вам не придут.

Боже, как интересно! Я только что руки не потирала.

— Рассказывай скорее, как шесть девочек из одного класса оказались на геофаке? У вас был какой-то профильный класс?

— Нет, у нас была обычная, очень скучная школа. Без всякой специализации. И вот в восьмом классе…

Когда они учились в восьмом классе, в их обычную школу каким-то ветром занесло молодого учителя географии. Он искренне любил свой предмет, любил детей и подростков и буквально фонтанировал молодой педагогической энергией. Его уроки были глотком свежего воздуха. Даже двоечники вели у него конспекты. Он возил желающих в пещеры и на берега реки Саблинки, где школьники собирали трилобитов. Он организовал в школе музей и геологическую студию. Он сам делал украшения из полудрагоценных камней. Он сидел в школе до девяти вечера и серьезно разговаривал с каждым к нему обратившимся. Он давал индивидуальные задания на лето, и вся средняя и старшая школа приходила 2 сентября с рюкзаками, набитыми камнями.

Удивит ли вас, что половина девочек-старшеклассниц была влюблена в географа? Меня лично это ни капельки не удивило.

Предмет, который вел блестящий преподаватель, тоже казался невероятно интересным. Единственно интересным из всего скучного школьного набора.

Шесть девочек из одного класса поступали на геофак. Он лично готовил их к экзамену, они собирались по вечерам у него в кабинете, а потом еще долго-долго шли домой и говорили — разумеется, о нем. Они были почти сектой.

Когда действие «поля географа» закономерным образом закончилось, девушки обнаружили себя студентками геофака. И одна за другой с изумлением поняли, что все это имеет к ним лично очень мало отношения. Но все шестеро были приличными и старательными ученицами и поэтому продолжали учиться «по накатанной». Две в конце концов «вписались», научились получать удовольствие и сейчас работают по специальности. Четыре оказались у меня в кабинете.

Для меня эта история оказалась поучительной. До знакомства с четырьмя девушками я была твердо убеждена в том, что подростковая встреча с блестящим учителем, любящим свой предмет — это однозначно огромное везение и счастлив тот, кому довелось. Теперь я уже не так в этом уверена.

А что вы думаете по этому поводу, уважаемые читатели?

Комментировать Всего 137 комментариев

Все равно повезло. :-) Причем дважды. Сформулировали же проблему и еще и к Вам попали.

Эту реплику поддерживают: Светлана Пчельникова, Мария Маханова

Это конечно, да ;) - и здесь конечно исключительный случай, построенный на контрасте их скучной школы и блестящего юноши-географа. Но вот есть тенденция сейчас - учиться должно быть интересно, детей надо увлечь и все такое. И увлекают. А они увлекаются. И я уже и не раз и не два вижу таких детей, подростков, которые привычно "загораются в поле" их увлекающих людей или программ, а потом гаснут и это становится нормой, а привычки самоподжига не вырабатывается вообще, да даже и идеи задуматься: а я-то сам - что? - как будто не возникает. Я не знаю, может это сейчас такой реальный общественный запрос... Ведь удобно в общем-то с позиций управления...

Катерина, сейчас мой старший пошел в пятый класс. Ну... профориентация у нас от космонавта и нейрохирурга, включая изобретателя лекарства от всех болезней в мире и прочее-прочее, до пирата, гонщика и взломщика всех секретных архивов. Я со всем соглашаюсь, говорю - главное, чтобы тебе было интересно :-)

И вот не могу я сказать, чтобы в школе (в обычной школе) прямо вот увлекали...Некогда учителям, система образования у нас не располагает к яркости.

Сейчас, в пятом классе по каждому предмету стал отдельный преподаватель и, алиллуйя!, сын не делает кислую морду, говорит, что нет предметов, которые бы ему не нравились, есть не очень интересные... 

Все же я убеждена, что встретить на своем пути яркого человека, влюбленного в свое дело - везение. Во всяком случае будешь знать, что можно любить то, чем занимаешься.

Да, встретить человека на своем месте это яркий и важный опыт, тут я согласна, конечно.

Увлекают обычно в "продвинутых" школах или иных детских тусовках, куда большинство "продвинутых" родителей мечтают "запихнуть" своих детей. И реальные секты (из коммента Иветты ниже) обычно именно там. Раньше это было более предметно-профессионально ориентированно и в зоологическом объединении все-таки собирались дети, реально увлекающиеся животными, а в журналистском кружке - любящие писать репортажи. Сейчас все больше мест, где подростки занимаются "проектами". Это не очень понятная мне пока сфера, она у меня на изучении ;) И на подозрении некотором...;)

Эту реплику поддерживают: Алия Гайса

И на подозрении некотором...;)

(Вздыхает) как и все формы жизни. И тоже от наставника многое зависит. Пример идеального проекта - "Шаг в будущее" в Бауманке. В течение года-двух человек с наставником изобретает что-то, полезное для человечества. Потом этот проект защищает и зачисляется в МГТУ или едет на международный конкурс проектов. Вообще, первые социальные проекты в России организовывала компания ЮКОС. Мне повезло в 2000-2003 годах быть на презентациях социальных проектов со всей России. Школьники находили в своём городе реальную проблему, убеждали власти не мешать(или помочь) им и решали её. Проект позволяет школьнику увидеть результат -  чего не хватает в учёбе - и узнать себя. В этом смысле, проекты похожи на японские стажировки, о которых пишет Татьяна Коллинс, и потому же очень полезны. Это реальная жизнь и, как минимум, человек узнаёт, есть ли у него бойцовские качества, чтобы закончить проект.

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Если проблема и решение - реально реальные, вообще нет вопросов. Я-то все больше с какой-то профанацией, "как бы общественной" активностью сталкиваюсь...:(

Найти что-то стОящее всегда трудно. Построить план действий помогают  тьюторы. Не случайно открываются факультеты и тьторские службы. Но придётся искать профильного тьютора. Я, например, по гуманитарным олимпиадам и факультетам сориентирую, а по техническим - нет.

И да, профанация  всё-таки страшнее энтузиазма.

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт, Татьяна Коллинс

профанация

Мне кажется, профанация расцвела пышным цветом от жадности. Так хочется детей - в этом мелькающем мире - научить аж сразу 100 предметам! Чтобы качественно подготовить к будущему, - мотив более чем уважительный.

А релизовать это нельзя. Часов в дне не хватает, пардон за банальность. Вот и остается имитировать то, что нельзя сделать по-настоящему.

Со своей колокольни я бешусь, наблюдая процесс обучения иностранным языкам в школе. Всех учат - а кто в результате может пользоваться? Какой процент? Слезы.

Проекты школьные не могу воспринимать иначе, как издевательство. Сделай, деточка, проект к ЗАВТРАШНЕМУ дню. Дочери говорю: раз условия проекта некорректные, будем действовать по принципу "если Вы будете ставить меня в тупик своими вопросами, я буду ставить Вас в тупик своими ответами". Конкретно - свяляй что-нибудь по-быстрому. Даже не пытайся сделать хорошо.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Алия Гайса

О! Вот в этом и жуть. Мир не станет "медленнее" и часов в нем не прибавится, когда эти дети вырастут. "Сваляй что-нибудь по-быстрому и даже не пытайся сделать хорошо" - Татьяна, Вы идеально за меня сформулировали ту ловушку, которой я и опасаюсь реально. Возникает навык, при этом голова у человека остается на месте и внутри себя он прекрасно знает оценку тому, что он делает...

не везде

Катерина, но это же не всегда и не везде. В своей жизни - в разных областях - я четко раделяю, где надо свялять и отбрехаться, а где нужно сделать хорошо. Например, если взять школу: сыну сейчас 7. ДЗ из школы мы делаем кое-как,  но читать я его тренирую качественно. И базу математики тоже натренирую - паралельно школе, как факультатив.

И с дочкой - которой 12 - тот же подход. Как родитель, я определяю, что важно - и главный ресурс (время и энергия) тратится туда. А с остальным я ее учу халтурить. Сознательно.  Для меня это важный жизненный урое - разделять важное и неважное.

Мне кажется, что человек, который все и всегда пытается сделать хорошо (и взрослый, и ребенок) превращается в загнанную лошадь. Но в силу социальных взаимосвязей иногда почти невозможно сказать НЕТ. А вот халтура прокатывает легко - как компромисс между интересами разных сторон. В этом смысле она играет роль вежливости - облегчает сосуществование. Ведь и учитель в школе понимает, давая проект, что ребенок самостоятельно за 1 вечер его не может сделать - особенно при наличии других ДЗ, не говоря про кружки. Но у него - проверки из РОНО, попробуй не дай.

Грубо говоря, когда нас вынуждают заниматься бессмыслицей - мы реагируем халтурой. Но ведь так и в советское время было?

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Да. А потом СССР рухнул. Мне кажется отчасти потому, что халтуры и показухи накопилось какое-то критическое количество.

критичесоке колиичество

Да, согласна. Но и уйти от халтуры, показузхи, устаревших правил и откровенного иррационального маразма совсем нельзя - какое-то количество всегда присутствует. Даже у немцев :-)

Так что дело именно в количестве. И мне кажется, что раз уж я не могу повлиять на школьную программу и как там оно вообще все происходит - то я могу по крайней мере повлиять на общий баланс, добавив важного и переставив акценты.

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

А с остальным я ее учу халтурить. Сознательно. Для меня это важный жизненный урое - разделять важное и неважное.

 если бы могла, поставила бы не одну поддержку. а десять !

:))))))

Я учу тому же: То.что важно, умей делать хорошо, во всем остальном пойими требования учителя и делай минимальное количество работы, чтобы получить 5 по учительским ребованиям

[ошиблась адресатом]

:)))))))))))

Отлично. А по каким принципам делим важное и неважное? Как кажется мне? Как кажется Вам? Как кажется Вашему сыну? Татьяниной дочери? Это же четыре разных списка будет, Вы согласитесь?;) (учителей вычеркиваем - мало ли что им там кажется важным, ну их совсем :)))

Как кажется Вам? Как кажется Вашему сыну?

есессно:) Не учителю же. Это ж моя и сына жизни. Ответственности за них никому не сдаем :))

Погодите, погодите, Алекс, но ведь Вам и сыну может казаться по-разному! Мой собственный сын мне говорил: мам, математика и физика и химия тож - кому они нафиг нужны, я их на перемене с Ромы спишу, мне сейчас главное - песню на итальянском выучить, чтобы хор не подвести, ты ж знаешь, у меня память плохая (и это была правда) и к Жене сбегать, у него сейчас трудный в жизни период, надо нам с ним в настольный хоккей поиграть, отвлечь его. Вы понимаете, что мои приоритеты были существенно другие?;) 

Вам и сыну может казаться по-разному!

я здесь совершенно согласна с Татьяной.

Приоритеты и ценности в семье должны устанавливаться родителями. Мне кажется, что в СССР режим сознательно уничтожал эту роль семьи (изначально, чтобы дети "недружественных классов" перемалывались в "советский народ", а не формировали оппозиционные режиму взгляды). В США такое тоже наблюдается, прежде всего, от всепроникающей массовой культуры и консюмеризма и, во вторую очередь, от общественных школ, которые тоже устроены как перемалывательные машины. Но здесь все же легче этому противостоять. То, что 10ти или 5ти летний может формировать "приоритеты" - это немного смешно. Слишком узок горизонт в таком возрасте.

А "казаться" под влиянием превалирующей среды ему может что угодно: что нужно купить фосфорицирующие подушки (обработка рекламой из телевизора, который после этого инцидента был отключен навсегда), собирать конфеты на Холуин (обработка обществом), решить, что апофеоз его жизни  - превратиться в Спайдемена или Супермена и т.д. Удивительно, что если дать обществу определять приоритеты. то ребенку точно  не будет казаться, что нужно хорошо учиться, учить языки или брать уроки тенниса. Зачем? В "Звездном пути" уже есть универсальные переводчики. Нужно только изобрести такой в его далеком будущем, к которому не нужно готовиться :)

Задача родителя -  через весь этот темный лес коммерческих соблазнов и навязчивого идеологического мусора определить тропу и вести по ней. Когда им "кажется", нужно объяснять, почему это именно к а ж е т с я, а не   я в л я е т с я.

нужно объяснять почему это именно

Алекс, Вы прямо как из Стар Трека  :))) 

Мне черт те сколько лет, но я и сейчас не знаю, что кажется а что является, особенно если речь идет не о моей, а о чьей-то другой жизни.

И черт побери как же захотелось фосфорецирующую подушку... ;) Прикольные наверное - у моего сына были звезды и планеты на потолке наклеенные, светились, когда свет выключали - я иногда сама ходила к нему смотреть ;))

Вы прямо как из Стар Трека

Я из США. У нас доктора и адвокаты почти как из Стар Трека, и мы тоже, задрав штаны бежим за комсомолом, пардон, антерпренером. :)

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

про подушки

(аккуратно выглядывая из под веника с мечтательным выражением лица)

О, я бы тоже такую подушечку....

Вот, вот она - разница взглядов, о которой я говорила! ;)))) Мы с Вами сразу такие подушки захотели и даже купили может, если бы подвернулись, а Алексиному сыну  такое же желание стоило просмотра телевизора...:((

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Татьяна и Каитерина! Вы меня тихонечко тороллите :))))))))))

Почему тихонечко?;)

Я, кстати, несколько раз читала определение в википедии, но так толком и не почувствовала этот глагол. Подозреваю, что я не очень понимаю его смысл и употребление в современном русском языке:(

Но если Вы про подушки, то я их себе совершенно честно и с удовольствием вот уже минут десять представляю (я визуал), разумеется совместно с другими декорациями стар-трека и космическим человечеством от Лены де Винне. Сладкие научно-фантастические грезы... ;)))

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт, Татьяна Коллинс

слаб человек

Да ладно, мы просто не боимся признаться в человеческих слабостях :-) Я мультики редко смотрю, но кино - не обязательно высокоинтеллектуальное - за милую душу. И конфеты... особенно люблю швейцарский молочный шоколад...

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Алекс Лосетт

И конфеты... особенно люблю швейцарский молочный шоколад...

нам с сыном нельзя, мы от низ прыщами покрываемся :(

О, Алекс, у меня как раз следующий материал (уже отослан ДР) будет про конфеты и прыщи! :))))

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

А я - все конфеты с вареньем и мармеладом...;) Но они считаются типа "непрестижными" и мне их никогда не дарят. А с черной начинкой и с орехами я не ем, мне почему-то невкусно...:(

А я сейчас уже вообще никакое кино не смотрю, но недавно случайно узнала, что когда (давно) смотрела бергмановскую "осеннюю сонату" ВООБЩЕ не поняла сюжет - то есть кто кому кто и что у них там вообще происходит. Даже затосковала на пару минут - чего ж я такая тупая ;)

я такая тупая

А мне кажется, что сильная сторона искусства как раз в том, что даже если не понял, или понял не так, то спустя какое-то время можно вернуться и пережить прямо яркое впечатление.

Уж не помню, что я поняла про Анну Каренину в рамках школьной программы, но во 2й раз - лет в 30 - она мне понравилась существенно больше.

Я как-то читала любопытную статью про моду в литературе. Там в частности упоминалось, что Некрасов был в большой моде в 60х - больше чем, допустим, Пушкин. И вся литература рассматривалась как библиотека, в которой одно поколение снимает с полок один набор книжек, а к другим равнодушно, а следующее поколение делает другой выбор.

личный список

А какие у Вас были приоритеты?

Я-то, как Ваш сын примерно в смысле точных наук. Очень его понимаю :-) И, как и он, пристроилась в этом мире без них.

Как сейчас помню свою учительницу физики, которая тактично и умно говорила мне, что многие девочки отказываются учить ее предмет, не считая его нужным. А через пару лет, поступая в ВУЗ, вдруг обнаруживают, как они ошибались. Уверена ли я?

Я с чистым сердцем сказала ей ДА и спустя 20 с чем то лет могу подтвердить, что тогда не ошибалась.

Но мне интересно, если возможно, узнать Ваш личный список важного для подростка. Что там было, кроме точных наук? :-)

Изменился ли этот список с тех пор?

У меня не было никакого списка для подростков, Татьяна. У меня были личные приоритеты и только. И массовики затейники находились в них где-то под плинтусом - я абсолютно не тусовочна и физически плохо переношу массовые развлечения.

по каким принципам важное-не важное

Раз я в своем доме старшая утка, то и важное для ребенка субъективно определяю я. Как переедет под собственную крышу - будет определять она. Между этими двумя точками есть переходный период. Ей 12 - и он уже начался. Дочка имеет совещательный голос. Но права идут  в комплекте с обязянностями. И в моем доме мой голос - решающий.

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Так утка - это для мать-ребенок. А подросток-то уже запрашивает пересмотр этого договора на взрослый-взрослый.

Это как раз тот случай, когда сперва влюбляешься в учителя, а потом в его предмет. Хороший учитель не может не разглядеть "вторичности" любви к своему предмету. В этом случае ему необходимо расставлять точки над "i", когда ученикам приходит время выбора профессии, а, может быть, и чуть раньше. Обязательно нужно отправить ученика послушать внутренний голос, заставить его вспомнить, кем он хотел стать, когда был ребёнком, дать время на обдумывание. Только такого учителя можно назвать хорошим. В противном случае да - секта и/или удовлетворение собственных амбиций, совращенние в предмет. :-)

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Иветта, да, я видела достаточно много школьных сект, построенных на решении учителем (как правило, реально умным, увлеченным и харизматичным) своих личных проблем за счет школьников и даже их семей. Там всегда формируется личная зависимость. Но здесь, мне кажется, учитель был просто юным и отдавал искренне, не задумываясь и не просчитывая, у него просто еще опыта соответствующего не было.

Эту реплику поддерживают: Anna Bistroff, Алия Гайса, Алекс Лосетт

Катерина, я полностью согласна с Вами, что в данном случае всё списывается молодостью и малоопытностью учителя. Не винить же его, в самом-то деле, за то, что он сам увлечён предметом и занимает своё место в этой жизни! :-)  Но отчего-то мне вспомнилась грустная шутка про врачей, что, мол, у каждого опытного врача есть своё небольшое кладбище. :-) Интересно, есть ли сейчас у этого учителя географии обратная связь с девочками, заблудшими на геофак? Он в курсе их дел? Хорошо, бы. Иначе придётся ждать времён, когда преподавателя покинет либо молодость, либо энтузиазм. С молодостью всё понятно, чего нельзя однозначно сказать об энтузиазме. Поэтому, если он настоящий Учитель с большой буквы "У", то вполне сумеет разобраться в проблеме гораздо раньше, ко всеобщему счастью и пользе.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Нет, никакой обратной связи нет. То есть он очень "болел" за них уже после выпуска и до того момента, как стало ясно, что они поступили. Далее горячо пожелал им успеха и все. А потом... они сами не пытались с ним связаться, испытывали какую-то то ли неловкость, то ли еще что-то более сложное. Я, кстати, как раз посоветовала им с ним встретиться и "вспомнить минувшие дни". Мне показалось, что такая обратная связь будет важна для всех участников событий.

Эту реплику поддерживают: Иветта Давыдова

занудствую

Хочется опять нудно сказать, что отсутствие реальной профориентации в школе - как Вы это называете "определения вектора" - истинный корень проблем. Когда нет видения, куда идти - а по моим субъективным впечатлениям оно мало у кого из подростков есть - то начинают работать вторичные факторы: талантливый учитель увлек... поступила заодно с подружкой... престижная специальность... родители посоветовали - им видней и т.п.

Имхо - если у подростка есть видиние, в какую профессиональную сторону идти, то встреча с талантливым преподавателем любой специальнсти его не собьет. А вот если нет - да, ведутся, бедняги.

Вы знаете, что В.Познер в МГУ биофак закочил ровно как эти девочки - под влиянием школьной учительницы? Диплом писал про карпов  :-)

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян, Алекс Лосетт

Татьяна, кто бы спорил - хорошо чтоб была "реальная" профориентация. Но вот честно сказать у меня даже и фантазии не хватает - как бы она в современной школьной реальности могла бы быть устроена. "Встречи с интересными людьми"? Экскурсии на производство и в офисы? Система тестов? Все это видится слишком широким и неэффективным гребнем...

дубль два

Я уже рассказывала на Снобе - у Вас же - про поразившую мое воображение японскую систему наставничества. Не знаю правда это или миф, но суть в том, что лет с 14 детей гоняют на стажировки. После 2 недель ученик пишет эссе Как я была нянечкой в детском саду... Пекарем... помощником продавца в магазине... и что я думаю, какой из меня выйдет в этом деле специалист. Одновременно такой же рапорт пишет наставник. Мнения ребенка и наставника могут не совпадать. И так у ребенка копится "дело" - опыты разных профессий. О каждом опыте - 2 письменных отчета.

По-моему - классная профориентация :-)

Не знаю, опыт рабочих профессий наверняка важен для кого-то, мы в советское время вообще в старших классах дополнительную рабочую профессию получали (я была секретарем-машинисткой, мне очень пригодилось). Но все остальное-то? 

процесс выбора

Я думаю, что многие дети воспринимают школу, а впоследствии ВУЗ, как коридор, который ведет к профессии, обеспечивающей хорошее качество жизни. Я пробовала разбить эту иллюзию разговорами с 14 и 16 летними племянниками и потерпела сокрушительное поражение. Думаю, стажировка в рабочих профессиях — хотя и не обязательно только в них (легко могу себе представить стажировку на ТВ или в помощниках у журналиста, администр-организац. работы в благотворит. Фондах, например) — хотя и не покроет все разнообразие профес. миров, но окажет существенное влияние на подростка именно в процессе выбора. Моя рабочая теория в том, что они даже не пытаются выбирать сознательно именно потому, что верят, что коридор их сам выведет, автоматически. А опыт работы — желательно многочисленный — хотя бы 6-8 вариантов — спровоцирует мозг думать в направлении «там мне не интересно, а что же интересно?».

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Нет, нет, я очень за рабочие профессии, и за необязательность для всех высшего образования и вообще против достижения порога некомпетентности как вершины карьеры. Меня за это даже недолюбливают в некоторых мамских кругах - дескать, она бы хотела наших детей видеть поварами и дальнобойщиками, а мы-то знаем...

Но я говорю именно о профориентации тех подростков, которые реально не повара и не воспитатели детских садиков, и как бы это уже знают...

Работа в благотворительности - да. Но вот у меня недавно одна подросточка сунулась, ей сказали: после 18ти. Наверняка есть места, просто она не нашла. Вот этому наверное надо учить, и это для личности полезно. Но это же не совсем профориентации?

если знают

Вы имеете в виду, тех, что уже определились с будущей профессией? Таким профориент. не нужна конечно, зачем зря воду в ступе толочь.

Или про тех, кто НЕ определился, но точно не хочет заниматься - как бы выразиться? - понятными рабочими специальностями? Если про этих, то им, конечно, нужна стажировка: в форме, допустимой в той сфере, куда они теоретически хотят.

Мне кажется, тут очень мало реальных ограничений. На операцию к хирургу практиканта-подростка не пустят, но в больницу или хоспис?

Ваша подросточка, возможно, хотела зарплату? Ну не верю я, что в благотворительности не нужны бесплатные руки. В любом деле, где есть административная работа, они всегда нужны, если человек хотя бы вполовину вменяемый.

Я думаю, что стажировка - это очень даже профориентация, потому что она как раз дает инфо о том, как выглядит рабочий день, сколько в этой области люди зарабатывают и что они за стая, сможешь ли ты с ними рядом жить. Именно в этой области по моим наблюдениям у подростков самые фантастические бредовые идеи, в которые они искренне верят, и по этой причине не удосуживаются ознакомиться с реальностью.

Эти стажировки кто должен организовывать по Вашей мысли? Школа?

организовывать

Я думаю, что у школы - в лице администрации и учителей нет ни ресурсов, ни компетенции для такой работы. Этот факт надо принять. У родителей и детей - тоже.

Значит, по принципу исключения, я вижу только один выход: сторонняя организация, которой разрешили работать на территории школы, и с которой школ. администрация обязана сотрудничать (т.е. не мешать :-)). Формально - некоммерч. организация, работу которой оплачивают благотворители. Типа отдела кадров для подростков. :-)

Заводят же нынче в школах психологов, почему бы такую профориент. отдел не завести. Технич. - один кабинет с телефонами и интернетом и 3 работника на школу среднего размера.

Мое общее впечатление от образовательного процесса такое: учителей и администрацию в такой степени замучили реформами и требованиями, что уже нужно оставить их в покое и ни в коем случае не требовать чего-то еще. Но можно попробовать дополнить каким-то ресурсом и посмотреть - срастется этот симбиоз или нет.

А финансирование этой организации? Простите, я не совсем поняла - чисто через благотоворительные просилки? Или все-таки государство должно (как было в советское время)? 

государство

Я иногда не думаю в парадигме должно государство или не должно - просто оцениваю, какие шансы что-то получить. В данный исторический момент -у нашего - никаких. А значит, надо искать другое финансирование.

Какое - всегда будет зависеть от школы. Есть такие, где родители могут скинуться. Есть другие, где деньги может дать только благотворитель.

Если честно, финансирование в этой истории для меня не самый сложный вопрос. Тут бюджет не так уж кусается. Мне куда интереснее, сработало бы это в реальной жизни или по каким-то причинам оказалось не жизнеспособным. Ну тут, как любит говорить мой дорогой муж, есть только один способ проверить - попробовать.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Вот вариант профориентации или, как модно называть сегодня, карьерное консультирование. Широкий охват всегда опасен профанацией. А вот отдельная библиотека вполне может создать эффективную систему. Мы же не ищем одного решения на всю страну? 

"Профориентационный проект Библиотеки им.Н.А.Некрасова поможет учащимся старших классов расширить свое представление о будущем образовании и узнать о профессиях, которые только-только начинают развиваться. Участников ждут встречи с профессионалами, экскурсии в университеты и на “места производства”.Подробнее: vk.com/zavtra_nekrasovka"

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

как выросшая в среде людей, любящих свое дело, я всегда со скептицизмом относилась и к ним и, особенно, к харизматикам. Последние всегда или слепцы, ведущие слепых, или манипуляторы, ведущие слепых.

Эту реплику поддерживают: Елена Пальмер

почему, Алекс? Почему со скептицизмом? Что вообще можно сказать против того, что человек любит свое дело?

Я вот к примеру далека от театра как декабристы от народа. Сегодня по случаю смотрела в ДК спектакль "Любовь и сардины". И там в конце монолог режиссера: про то как он устал и как он любит свою ужасную и прекрасную профессию. И я  подумала, что ведь тоже самое можно сказать почти про любое дело, такой проникновенный монолог - возможен. Прониклась, короче. И, кстати, вовсе не потому, что режиссера играл мой сын...;)

режиссера играл мой сын...;)

поздравляю!

Он не актер по профессии, он как раз режиссер, поэтому монолог был очень от души ;)

Но как же я когда-то внутренне лезла на стенку, когда он сообщил мне, что его призвание - быть массовиком-затейником ;)

массовик-затейник

Простите, если это бестактный вопрос, но какой аспект(ы) этой профессии Вас смущал(и)?

Я понимаю, - проститутка или наемный военный. А что не так с организаторами массовых праздников (кажется так эта специальность называлась в институте Культуры в мою бытность)?

Да разумеется все с ними так и именно эту (старейшую в СССР) кафедру Кулька мой сын и закончил. Речь чисто обо мне, мне казалось, я так и сказала ;) Дело в том, что людям из естественно-научного круга довольно трудно понять вообще все, что происходит за его пределами ;), а уж то, что происходит в кругах искусства и массового художественного досуга (а не сходить ли нам на площадь посмотреть выступление клоуна и ансамбля мордовской песни?) - практически невозможно.;)

так и сказали

Так мне и интересно было, что именно Вас - только Вас - смущало. т.е., если я правильно поняла, если бы он решил стать адвокатом, мастером по укладке печей или бизнесменом, Вы бы тоже на стенку лезли?

От удаленности от моего собственного уклада конечно зависит. Но реально воевать я стала бы пожалуй только в одном случае - если бы он решил стать чиновником ;)

Почему со скептицизмом?

потому что в обществе бытует забавное мнение, что люди увлеченные своим делом, счастливее или понимают больше о [смысле] жизни. Это просто заблуждение :)

нехорошо, когда заблуждается психолог :)

1. Я не считаю это заблуждением

2. Все не только врут, но и заблуждаются

3. А психологи что, не люди?

4. Вот пусть кто хочет в этом и разбирается...;))))))

Эту реплику поддерживают: Светлана Пчельникова, Алия Гайса, Алекс Лосетт

2. Все не только врут, но и заблуждаются

вот это-то и есть самое опасное

Алекс, это условие движения вперед!:) Все время надо угадывать что там "на самом деле" и никаких шансов угадать раз и навсегда ;) Мир в котором все всегда говорят правду и всегда правы... Без меня...;))))

Катерина, я протеряла Ваш ход мысли :) Если учить детей никому особенно не доверять (" Все время надо угадывать что там "на самом деле" и никаких шансов угадать раз и навсегда ;)" ). то с этим я согласна. Но я наблюдаю, что дети практически всегда становятся материалом для чудовищной идеологической обработки, и ничего хорошего из этого никогда выйти не может. Не важно, обработка ли это Политбюро или харизматическим учителем.

Алекс, да, Вы правы. Но люди, до которых совсем никому нет дела (те школьники до прихода географа), это же тоже совсем не весело... Понимаете, это же связано. Из всех поленьев выбрали меня и теперь меня, конечно же, обрабатывают (сучья обтесывают) - глядишь, выйдет Буратино ;))) Но опасность для выбранного полена сгореть в камине - много больше. Поэтому я согласна с опасностью явления, но с тезисом "никогда ничего хорошего выйти не может" согласиться никак не могу.

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

люди, до которых совсем никому нет дела

этого фактора я. да, не учла. Мне не приходят в голову люди, которым нет дела до своих детей. Видимо, я с такими и не общаюсь, и они ЗА полем моего зрения.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Я имела в виду не совсем "нет дела", а просто во всем окружении нет никого "зажженого" и не видел никогда как это быаает. И родителям (я работаю, чтоб у вас все было) даже и в голову не приходит... У меня такие дети целыми поселками :(

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

очень правильно поймана проблема, Катерина: "подростковая встреча с блестящим учителем" - это огромное несчастье. Такие учителя по сути ничем не отличаются от предводителей секты. заманивая неокрепшие умы, они тешат свое самолюбие и/или совершенствуют карьеру. затуманенный манипулятором, молодой человек вместо того, чтоб поступать допустим в медицинский, становится безработным санскритоведом. и когда он наконец осознает, что произошло - изменить уже ничего нельзя((

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Елена, но ведь молодые неокрепшие души даже и заманивать особенно не надо. Они сами буквально жаждут водительства, знания "делать жизнь с кого". И ведь не одни минусы тут. Тот кто вообще никогда не видел "блестящих, летящих,  и неизменно лишена обмана волшебная структура таракана" - они же тоже лишенцами вырастают...

В общем-то я всегда это и пытаюсь в своих всяких выступлениях до родителей донести: принцип Дедала - лети, но не подлетай к солнцу слишком близко. Но кто же и когда (особенно из молодых и ярых) удерживался в разумной середине?;)

Эту реплику поддерживают: Елена Пальмер

Согласна с Алия Гайса, девушкам повезло дважды, поскольку они дважды встретили профессионалов за десять(очень важных) лет своей жизни.

В первый раз - увлечённого учителя. А в какой степени они увлеклись, каждый в классе решил сам. Именно поэтому они и не вспомнили учителя, поскольку понимают, что причина в них самих. И замешательство после ВУЗа - их, скорее, занимает. Они же не опустились.  За время учёбы изменились они, изменился мир, изменилась геология. 3D принтеры поражают воображение, например.

И второй раз - когда пришли за помощью и получили профориентационный вектор. В школе они научились доверять,  и сейчас доказали, что не боятся услышать мнение со стороны, потому что возьмут из него нужное и готовы отвечать за свой выбор. Всегда казалось, что признак секты -  негибкость взглядов. Разве это есть в истории? 

Эту реплику поддерживают: Алия Гайса

Абсолютно согласна, Марина. Никаких признаков секты в этой истории нет. Тут поражает количество, но учитывая какой скучной была школа, стоит ли удивляться?..;)

Школьные секты вокруг харизматика - отдельная тема.

Я для себя сейчас изучаю другое явление: дети, вокруг которых вот прямо много таких "зажигающих" феноменов - взрослые постарались, чтоб "им было интересно". И им реально интересно. Но когда они покидают поле этих чужих по сути интересностей они также не могут обнаружить собственно себя, как географические девочки.

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

когда они покидают поле этих чужих по сути интересностей они также не могут обнаружить собственно себя, как географические девочки.

вот она, причина, почему я таких не люблю. Как сказал Майоль, ничто не вырастет в тени большого дерева.

Эту реплику поддерживают: Елена Пальмер

Но если ты никогда не видел вокруг ничего кроме кустов, вырасти большим деревом тоже несколько затруднительно?;)

Да, есть много людей, готовых переложить ответственность за своё бездействие на родителей, учителей, коммунистическую партию и даже на интересное окружение в детстве. Интересно, можно ли назвать профаном человека, который не желает всерьёз заняться собственной жизнью? 

Эту реплику поддерживают: Елена Пальмер, Татьяна Коллинс

Люди часто просто боятся. Мир такой быстро мелькающий. Знаете, вот эти новые скоростные поезда - они жн несколько людей просто смели с платформ, там теперь таких поручней понастроили... Вот мне кажется с миром в целом тоже что-то такое и некоторые не то чтобы не желают, а просто так и стоят в оцепенении, вцепившись в подвернувшийся поручень.

Я, кстати, про профана, не желающего своей жизнью  заниматься, про себя говорила. Был такой период в жизни после потери. К сожалению(к счастью?), кроме как за собственные волосы вытягивать, других способов нет.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Люди часто просто боятся. Мир такой быстро мелькающий.

вот этому и нужно учить детей - как преуспеть в быстромелькающем мире. Последнее - дело техники, отношения и привычек жизни, и никак не взаимодействия с  некоторой специальностью, излюбенной неким харизматиком.

Но если предлагают поручень, да еще как бы под чью-то ответственность - как не взять? Я бы сама в подростковости наверняка взяла, если бы подвернулось. У многих эта тяга (найти бы гуру, и пойти за ним) чуть не на всю жизнь сохраняется... А религия? ;)

Катерина,  Вы  и опередили области, на которые нужно обращать внимание ребенка и которым нужно учить: :))

1. Учить ребенка брать на себя ответственность, прежде всего, за свою жизнь.

2. Учить бежать от гуру, как от черта, потому что это - псеворешение. Каждому дана своя жизнь. и сдать ее другому в пользование - преступление против всего: себя. общества. устройства Вселенной.

3. Бежать от всего, попахивающего вышеперечисленными легкими псевдорешениями.

:))

Алекс, мне кажется все устроено несколько сложнее. С одной стороны я не очень представляю себе как это - "научить брать ответственность". С другой стороны люди - имитаторы. Слишком близко подойти к тому кто уже ее взял (за себя, и норовит за тебя тоже - чаще всего в нашей культуре это и не гуру никакие а просто родители, которые заранее знают что для тебя полезно и хорошо, а что - плохо и вредно ;)) - опасно, потеряешь (или просто не обретешь) себя. Но если совсем не приближаться, то как узнать как это вообще устроено - нет же четкого разделения: вот досюда на прямой - умные люди, учись у них, в том числе и ответственность брать, вот отсюда - гуру-манипуляторы - беги от них. Не случайно ведь и здесь возникла дискуссия - кем был юноша-географ? Получается, ответ задачи - надо подойти на некоторое расстояние, чтобы и тень от большого дерева не убила все живое и индивидуальное в тебе, но у кого же и учиться достигать своей собственной величины, как не у большого дерева с густой кроной. Но ведь и это "безопасное" расстояние для каждого индивидуально - zB Юнг и Адлер из-под Фрейда выползли и пошли дальше, а сколько их там осталось?;)

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Я вроде нигде не писала, что это легко :)) Это трудно хотя бы уже потому, что этому не только не особенно учат, но и есть мощные существующие структуры, которые заточены  именно на то, чтобы произвести противоположный результат :)

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Кстати, приведу недавний разговор с сыном. Мы шли с ним в бассейн (с бассейном были проблемы. если Вы помните) И я ему сказала, что он сейчас сам строит свое тело, занимаясь спортом. Если он отзанимется до половозрелости, и потом продолжит дружбу со спортом, то будет иметь крепкое, здоровое, выносливое и красивое тело на всю жизнь.

То же и с учебой. Сейчас время приобретения навыков и знаний, и чем больше будет знаний и лучше привычки и навыки - тем крепче будет его жизненная база. Детство не для безпланового поедания конфет, смотрения мультиков и шныряния по интернету под финансовой крышей родителей.

А еще про бассейн я ему сказала, что он с детства психологически привык быть "в авнгарде" - учиться лучше всех, быть спортивнее абсолютного большинства. И вдуг он - самый слабый в новой команде, мало того, без реальной надежды пробиться в сильные. И, хорошенько подумав, я сказала, что его задача научиться быть последним, учиться плавать, как его тело позволяет, получать удовольствие от этого и, главное, приобрести психологическое умение, как быть в ариегарде и не "на коне" и не впадать в депрессию по этому поводу. В жизни такие варианты будут непременно - болезни, старость, серьезные неудачи - и люди. которые с ними незнакомы, становятся в них непереносимы. И РЕБЕНОК ПОНЯЛ :) и престал проситься бросить. Самым важным оказалось МНЕ понять, в чем же смысл этих занятий, и найти слова, чтобы объяснить это ему.

Детство - для приобретения знаний и навыков, построения тела и формирования жизненной базы. Любой, отбоявшись (звучит-то жутковато ;), согласится. Но списки (конкретика) у всех будут разные и фиг меж собой договорятся. Вот ко мне вчера Вася приходил, очень переживает: ему уже 15, а он до сих пор девственник. Так и спросил: скажите, я не отстаю в физическом развитии? А мама считает, что у него плохие навыки прибираться в квартире и изучения необходимого в жизни английского. ;)))

Эту реплику поддерживают: Юлия Панченко

Алекс, Алекс, у меня возник к Вам вопрос: вот детство - Вы сформулировали для чего, а для чего - взрослость?;)

у меня возник к Вам вопрос

Это Вам знать:я ж не психолог.......:)

Про детство я знаю, я его уже прожила, а взрослость - еще нет. Вот стану старушкой. напишу, о чем должна быть взрослость :)

А если серьезно, то щас подумаю и попозже напишу :)

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Если есть идеи насчет старости, то тоже буду крайне рада узнать.:))) Дело в том, что старость-то не за горами, а яковлевские идеи, которые у нас тут на снобе одно время интенсивно пропагандировались, что в старости нужно стать пожарником, крутиться на брусьях или иным образом имитировать молодость, мне как-то не близки...;) 

Если есть идеи насчет старости, то тоже буду крайне рада узнать.:)))

Щас я вас за все про все научу.....:)

Только подумать дайте :))

Оооо...(выглядывает из-под веника и в нетерпении потирает руки)

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Мне кажется, что взрослость - это о творчестве в самом широком смысле этого слова, о созидании реальности. Человек создает свой дом, создает свою семью, создает своих детей. создает свою домашнюю атмосферу, создает что-то на работе, даже если это просто положительная или отрицательная атмосфера для окружающих. Пишет книги, учит или лечит, строит, создает значения.Некоторые способны на очень большое творчество - создание целых новых индустрий, основание новых университетов (взять хотя бы Станфорд), эпохальное художественное творчество, для других творчество ограничивается домом и семьей.Некоторые выбирают не творить, а просто пропивают жизнь. Грустно, когда люди не понимают, что они - творцы, и оказываются в иллюзии своих собственных заблуждений, что они только жертвы обстоятельств. Детство, действительно, у всех неравное. Одному попадаются любящие компетентные родители, другому - алкаши. Тут не повыбираешь (если только не верить в карму). А вот выбрать свой путь в жизни взослые более или менее могут. И под путем я понимаю нечто гораздо более широкое, чем выбор профессии.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Там где я сейчас этот путь назыаается Большой Аргиш.;)

Эту реплику поддерживают: Лариса Бабкина, Анна Квиринг

где я сейчас этот путь назыаается Большой Аргиш.;)

  а подробнее?

Ага, напишу, когда доберусь до боль-мень неконвульсивного инета :)))

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Катерина, разрешите, до того, как Алекс вас научит,)))))вклиниться. Я не то чтобы адепт Яковлева, я за правду)))  У него вовсе нет призыва имитировать молодость. он восхищается людьми, которым комфортно с собой. Если есть потребность танцевать на шесте и человек счастлив, с ним легко общаться. Если кому-то комфортны покой и нега и он не тяготится чувством вины - счастье. Он говорит:"Я делаю этот проект потому, что я тащусь от  этих людей". Там всё гораздо глубже  и уж пионерского задора точно нет. 

Эту реплику поддерживают: Лариса Бабкина, Алекс Лосетт

Марина, я бы с Вами согласилась, если бы там были люди, которым комфортно с собой, выращивая внуков или свеклу на шести сотках (я видела таких сотни, а Яковлев получается ни одного?). Но почему-то (стечение обстоятельств?;) у него практически все танцуют на шестах в скорее более чем менее отдаленных и экзотических уголках планеты.

Откуда у вас такая удивительная информация? Если почитать его сайт, то вначале, действительно, он привлекал внимание яркими экзотичными личностями, где-то полгода. Но позже на главном сайте и в его приложениях Мулбабар и Захотела и смогла - как раз про простых людей. А если посмотреть программу фестиваля, то там выступали люди с обычной жизнью, но каким-то  крючком-зацепкой к жизни. Виктор Майклсон рассказывал про питание, Малик Маннанов - про рыбалку. И какая разница, внук  зацепка или мода? У меня сложилось впечатление, что проекту интересны люди, которым не важно одобрение их и не страшно осуждение их - вообще. Там интересно и они уже не российские, они наднациональные, хотя русский и английский языки были основными на фестивале. Кстати, гости были не менее интересные, чем выступавшие. 

Эту реплику поддерживают: Лариса Бабкина

Да, хорошо, я могу быть неправа. Вы лучше меня знакомы с проектом, я следила вначале, потом перестала. Интересны люди, которым не важно одобрение и осуждение? Ок. Киньте ссылку про любую огородницу (огородника) или бабушку внуков - там часто все, что Вы упоминали: комфортно с собой эт цетера.

Первые полгода любого проекта - это его лицо, стержень, идеология, парадигма. Я не права?

Что-то Вы на огородницах (огородниках) и бабушках внуков зациклились))

Проект Владимира Яковлева этого не отменяет! 

Советую Вам съездить в следующем году на фестиваль. Не пожалеете, уверена!

Катерина, я почему-то не могу здесь, на Снобе вставить ссылки, поэтому оставила у вас на фэйсбуке, извините. Там про Малика Маннанова, который стал рыбаком. Про бывшую монахиню, которая учится жить в миру. Про женщину, которая перестала бояться седины. Про супружескую пару,  через 60 лет случайно купившую мотоцикл, на котором они сбежали от родителей. Про пенсионерку, которая так плохо отреставрировала фреску в соборе, что стала известна всему миру и привлекла туристов в маленький город. Про бывшего военного, который, чтобы ухаживать за собакой, встал из инвалидного кресла. И про женщину, которая училась в университете с 71 по 85 своих лет и работает помощником врача. Честно, про огородников не нашла. И что-то мне подсказывает, что огородников в том виде, как мы привыкли видеть в России, в мире не много. Зато много счастливых паломников, которые проходят сотни километров по известным маршрутам. И много другого отдыха в старости, который нам кажется экзотикой. 

Про счастливую бабушку помню, поищу или постараюсь передать заявку на такой материал. Пусть это будет социальный заказ)) 

Вы правы, первые полгода - очень важные для публичного проекта. Но жизнь меняется. Меняется сам Владимир Яковлев, которого я слушала года три назад в Москве  и теперь в октябре. Они там все умные, энергичные, доброжелательные. И они ещё не раз удивят всех. 

Я пока готовила пост про Ключевского, перечитала его записные книжки( очень люблю. О, поделюсь-ка я...). Довольно безжалостное утверждение  у него есть:"Самый верный и едва ли не единственный способ стать счастливым - это вообразить себя таким". Проект Яковлева - сам воображала и там все тому же учатся)))

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Алекс Лосетт

То есть там перестало быть про инвертированную старость ("в 69 лет миссис Смит впервые подошла к брусьям") и стало просто про современную жизнь современных людей, с которыми ну конечно же, пока они не умерли, что-то происходит? Ну и слава богу.:))

Я просто по обстоятельствам в молодости несколько сталкивалась с деревенскими "бабками в платочках" из полувымерших деревень. Была практически потрясена, когда поняла как и за счет чего они на самом деле живут в экзистенциальном смысле ;) И с тех пор очень не люблю, когда их эдак покровительственно жалеют - дескать, бедные-бедные, ни ватерклозета, ни макияжа тебе, ни турпутевок... то ли дело японские пенсионеры...

Эту реплику поддерживают: Марина Романенко

когда поняла как и за счет чего они на самом деле живут в экзистенциальном смысле

Катерина, если не секрет, за счёт чего они живут? 

Марина, я бы с удовольствием сказала, поверьте я не кокетничаю, но тут мне не хватает умения выражать свои мысли. Это такой очень серьезный уровень, не журналистский и не беллетристический (на которых я чувствую себя довольно уверенно). Но это был один из главных инсайтов моей довольно длинной и разнообразной  жизни.

Эту реплику поддерживают: Марина Романенко

Значит, я правильно заинтересовалась. Будем искать ответ))

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Катерина, а если "апофатически"? То есть, что НЕ является ответом на наш вопрос? Например: "то, за счет чего они живут" - это НЕ вера в Бога (вряд ли это было возможно в советское время, да и будь это так, Вы могли бы это рассказать, это в общем понятно). Это НЕ забота о семье: дети-внуки у них скорее всего в городе, в лучшем случае на лето приезжают (правда, я могу представить, как весь год жить ожиданием... но это тоже понятно). Что ещё?

Эту реплику поддерживают: Марина Романенко

НЕ социалистическое соревнование на полях и  НЕ кружок пения в клубе. НЕ спорт и не искусство даже по телевизору.

Эту реплику поддерживают: Анна Квиринг

Хм, ну я думаю, ничто человеческое им не чуждо, и "соцсоревнование" по огородничеству на приусадебных участках таки имело место быть среди соседок :)... но на "экзистенциальную базу" это как-то не тянет, имхо. Спорт - вряд ли входил в круг интересов ("тут за день так накувыркаешься..." :) ), возможно, присутствовали пение и искусство в виде рукоделия - но опять-таки сомнительна их ключевая роль...

Эту реплику поддерживают: Марина Романенко

я имела в виду НЕ соревнование на колхозных полях) А вот огородные баталии - у меня первый кандидат в средства выживания и в первую очередь из-за конкуренции как стимула развития, во вторую - из-за  еды.

Эту реплику поддерживают: Анна Квиринг

"Колхозные поля" - это просто работа, ничего личного :). В благотворность конкуренции - в чём бы то ни было - я не верю, в быту это чаще всего будет зависть к чужой успешности - или высокомерие по отношению к неуспешным. Это в том случае, если соревнование ставится "во главу угла", и нет чего-то объединяющего - чего-то более важного, общего для всех: общее детство, эпизоды взаимопомощи, общие проблемы.

Эту реплику поддерживают: Марина Романенко

Не верите в конфликт как источник динамики? Ну ничего святого)) Даже если есть что-то общее, это не исключает соревнования на самый длинный кабачок. А уж зависть или высокомерие - это личное украшение.

Ага :)

"- Все сено сжег. Да какое сено! Чистый клевер...

- Да ладно врать-то! Чистый клевер... У вас всё осокой заросло, да лопухами.

- Что вы такое говорите, Федосья Ивановна, у меня воз сена стоит десять рублей.

- Стоит-то оно стоит, да никто ж его не покупает! У вас же совсем никудышное сено! Разве что горит хорошо.

- Да уж, граф, если вы действительно надумали сено покупать, так покупайте его у Федосьи Ивановны, не прогадаете.

- Не, у меня хорошее сено."

Вот примерно так)))))

Эту реплику поддерживают: Марина Романенко

Да какие ж это крестьяне! Это ж помещики!;))) А у крестьян в то время вообще-то кроме крепости еще и община была... Если б я была А.Буровым, я б Вам посоветовала почитать славянофилов, там много про невероятную благость крестьянской общины ;)))))

Шмюзель шлет Вам горячий персональный привет, ведь Вы единственная с кем он на снобе заочно знаком. Из-за холодов он перебрался из-под кровати под батарею...;)

Эту реплику поддерживают: Анна Квиринг

Ой, Шмюзлик какой хорошенький! :) Я знала, что он есть! :))) Хорошо, что Вы его уговорили сфотографироваться :)

И у Вас очень правильный классический радиатор отопления. У нас когда-то в таком жил котёнок :) Дело было в общежитии, и однажды он чудом разминулся с Высокой Комиссией, проверявшей, соблюдаем ли мы условия проживания, не держим ли домашних животных. А животное в это время дрыхло между секциями, и даже хвостом не торчало :). Ихнее сиятельство проснулись, когда за Высокой Комиссией закрылась дверь, и вышли на середину комнаты, гордо потягиваясь :).

А помещики - они тоже люди, и соцсоревнование им не чуждо :)

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Он тоже знал, что Вы знаете! Я ему говорила, что Вы полагаете его философским конструктом и аргументом в экзистенциальном диспуте, а он не верил! И правильно, как оказалось!;))))

Эту реплику поддерживают: Анна Квиринг

" Что ж, теперь, когда мы увидели друг друга, – сказал Единорог, – можем договориться: если ты будешь верить в меня, я буду верить в тебя!"

Я буду верить в Шмюзеля, а он будет верить в меня, хотя мы с ним оба - просто сказочные чудовища... то есть, философские конструкты :)

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

мне не хватает умения выражать свои мысли

мне тоже. Давайте искать вместе, Я нахожу, чтов диалоге мысли приходят в голову гораздо охотнее, чем в одиночестве. :)

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Марина Романенко

за счёт чего они живут?

мне тоже интересно. :)

Ох, Катерина! Что-то не припоминаю, чтобы я была не согласна с Вами, но вот сейчас возражу. Как всегда на личном примере)) В этом году я была на фестивале в Черногории, повстречала огромное количество замечательных людей из разных городов и стран! И представьте, с большинством из новых знакомых мы говорили про детей и внуков, всякие смешные истории про них рассказывали, да и садоводческими успехами делились)) Но и про себя не забывали: плавали, танцевали, получали яркие впечатления от экскурсий, концертов,  рыбалок и новых знаний. Чтобы потом вернуться к детям и внукам отдохнувшими, помолодевшими и интересными для подрастающего поколения.

Кстати, я заметила, что все участники и именитые гости фестиваля выглядели потрясающе молодо!

Именно потому, что не утратили интерес к жизни. И, как говорит Владимир Яковлев (не прямая  цитата, суть передаю): "Мы первое поколение людей, которым подарили дополнительные 20-30 лет активной жизни. Потому как ещё наши родители, уходя на пенсию в 55-60 лет, действительно "повязывали платочки" и становились только лишь бабушками с дедушками. Сейчас, благодаря прогрессу, люди стали жить дольше и выглядеть моложе, у них появилась возможность как-то себя реализовывать и после пятидесяти".  

Разве это плохо?

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт, Марина Романенко

Разве это плохо?

Лариса, великолепно!

Конечно,хорошо!

Лариса, я нигде не спорила с тезисом о "плавать и танцевать" - это общее место нынешней европейской культуры нмв ;)

Давайте уточним: Алекс поставила вопрос : детство - для того-то и того-то. Я хихикнула: а взрослость тогда для чего? Ну и старость приплела до кучи. В.Яковлев дает ответ на последний вопрос своим проектом, конкретикой, историями из жизни. Я их читала вначале. Это как если бы Алекс не теоретизировала, а просто рассказывала истории о детях которые все хорошо учатся, серьезно занимаются спортом, не играют в компьютерные игры и не смотрят рекламу по телику.

Весь проект Яковлева как раз подразумевает психологическую альтернативу огородничеству и прочим "платочкам", как "детский проект" Алекс подразумевает альтернативу американской масскультуре, только поэтому я об этом и упомянула. 

Это точка зрения, позиция, я ее принимаю. Но я могу быть с ней не согласна?;) А только об этом я и сказала :)

Почему не согласна? Это отдельный разговор :)))

Но я могу быть с ней не согласна?

Конечно можете! Просто Вы только читали истории из проекта Яковлева и, возможно, Вам как назло попадались истории про пожилых женщин с шестом, а я на проекте побывала, своими глазами людей увидела и из их уст истории услышала. Вот и поделилась увиденным-услышанным.

И это совсем не "психологическая альтернатива огородничеству и прочим "платочкам"! Поверьте!

Впрочем, лучше один раз увидеть))

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Марина Романенко

Почему не согласна? Это отдельный разговор :)))

а написать, почему, для читателей? 

Я думаю, что не смогу внятно выразить свои ощущения и даже мысли по этому поводу. Я ведь вообще не теоретик, хотя у меня внутри как и у любого зрелого человека разумеется есть достаточно стройная и непротиворечивая (для меня;)) картина устройства нашего мира. Но излагать ее (в целом или по частям) я избегаю. Если вдруг сложится когда-нибудь в удобную для говорения форму, обязательно расскажу...:))))

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Но списки (конкретика) у всех будут разные и фиг меж собой договорятся. Вот ко мне вчера Вася приходил, очень переживает: ему уже 15, а он до сих пор девственник. Так и спросил:

"......... Так и спросил: скажите, я не отстаю в физическом развитии? А мама считает, что у него плохие навыки прибираться в квартире и изучения необходимого в жизни английского".

Списки, безусловно, у всех будут разные. До 15ти лет мы еще не дожили. Но одно понятно, програмировать ребенка нужно задолго до 15ти. Перепрограмирование в 15 - сверхтяжелая и, возможно, непосильная задача :)

Поэтому про секс говорим давно. На днях я ему про свой первый - в 16 лет - рассказала по его просьбе. Сегодня утром он спрашивал про то, были ли во времена Вандербильта презервативы. Ответ: наверное, не было. Последовал вопрос о размерах презервативов, на что ему было предложено практически изучить предмет любопытства. Сын пока отклонил предложение. :)

для чего детство

имхо детство все-таки и для конфет, и для мультиков и всякой фигни тоже. Под финансовой крышей родителей. Я согласна с Михаил Лабковский, что свободное время у любого человека должно быть. Имеет право.

Неотчуждаемое право на стремление к счастью - как это метко сказано в декларации о независимости США. Конечно, мультики с конфетами - это довольно примитивное счастье, но нужно же с чего-то начинать :-)

Конечно, мультики с конфетами - это довольно примитивное счастье, но нужно же с чего-то начинать

Дорогая Татьяна, здесь не соглашусь. Счастье это делать что-нибудь интересное с мамой и папой или с друзьями, например, кататься на лыжах с горы, если ты это любишь и умеешь или лазать в горы пешком, особенно, в Италии или Норвегии, если тебе это нравится.

Потребительское "счастье" - это суррогат счастья. От мультиков  и конфет меняется биофлора в кишечнике и атрофируются мышцы. :)

Что же до упомянутого Вами автора, то он населяет какую-то паралельную мне вселенную. В моей вселенной "свободное время" у детей немедленно становится занятым потребительством самого низкого интеллектуального, эмоционального и художественного толка - компьютерными играми. Если во вселенной Лабковского детив свободное время катаются на велосипедах, собирают грибы и валяются на пляже на речке, как я это делала, то я - за. Только я не знаю, как транспортировать сына в эту вселенную. Может, г. Лабковский подскажет :)

эта вселенная

О, на этот вопрос я знаю ответ! :-)

Вот у меня в деревне (3 жилых дома зимой, а ТВ нет) - мои дети по-честному рисуют, играют в игрушки и ролевые игры, и даже читают. Транспортируйте сюда и увидите, как это работает. И даже одноклассники наши - дети дровосеков и продавщиц из сельмагов - ей-богу довольно много добровольно гуляют и читают. И это даже при наличии дома компьютеров и интернета. Тут запойных игроманов нет, как и наркотиков. Тут другие проблемы :-)

У меня, к слову, есть приятель-американец, который очень заинтересовался, когда узнал про мой переезд в глухую деревню. Сказал, что, когда он был маленький, его семья уехала на удаленное ранчо. У него, правда, было круче чем у нас - людей кругом не было совсем. И вот, знаете, какой был самый для него очевидный результат этого переезда? Он стал много читать, запойно. Просто потому, что альтернатив было не много.

Так что и в США, и в России очевидно наличиствуют места, где дети НЕ играют в компьютерные игры. Честным словом клянусь! :-) 

Эту реплику поддерживают: Светлана Пчельникова, Алекс Лосетт

если бы я была в России я бы к вам обязательно заехала :)

Татьяна, я получила Ваше послание в личку, но у меня там почему-то не получается Вам там ответить. Отвечаю здесь, поскольку ничего секретного :)) - я уверена, что идея здравая и работала бы и в частном виде и в виде каких-нибудь сельскохозяйственных коммун. Но совершенно непонятно, что делать потом, как собственно с любой зависимостью выведенной в ремиссию изменением окружающей обстановки. Надеяться, что им всем так понравится гулять вдоль речки и землю пахать, что они к прежнему уже не вернутся? Вот тут не знаю...

что делать дальше

Нет, речка, наверно, не понравится.

Но я усвоила Ваш же урок: если что-то не работает и нет идей как иначе делать, надо хотя бы перестать делать то, что не работает. Поэтому если бы у меня - к несчастью - ребенок превратился в хикимори - то я бы искала любого средства его вытащить в ремиссию. Для начала. А что потом, очень сильно зависит от обстоятельств конкретной семьи. Какие ресурсы у семьи? Чего мама для самой себя хочет?

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Да, да, тут я совершенно согласна. Резко изменить обстановку - это в общем-то универсальная рекомендация при всех устоявшихся зависимостях.

В моём классе была замечательная учительница математики. Как подхватила нас в четвёртом классе, так и повела-повела....

В результате двадцать моих одноклассников из 24-х (включая меня) поступили в технические ВУЗы - в Новгороде, Ленинграде, Москве. И вот я по специальности - инженер-механик. Да... Явно не мое. Хоть и защитила диплом на пятёрку. Хотела-то быть совсем другим специалистом.... Журналистом. Но учительница по литературе совсем слабенькая была, несмотря на то, что за сочинения частенько ставила мне пятёрки с плюсом.

Жалею ли я? Да нет! Вот ведь пишу на Снобе и некоторых других ресурсах, получаю от этого удовольствие и порой положительные отзывы. Чего ж ещё желать? При этом бизнес имею, используя хорошо заученные ещё в школе логические и математические построения)))

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Много-много лет назад я был учителем литературы. Говорят, неплохим. И лет мне было 20-25, и непризнанные поэты в друзьях... Самиздат и прочее. В школе мне разрешили вести продвинутые классы, дали чуть больше часов на язык и литературу. Да: походы, Вуокса, гитара и прочее. Уроки с похмелья. Ставили спектакли - Вознесенского под Пинк Флойд, представьте себе...

Не секта, конечно. Хотя такой риск есть, и позднее я его видел (в коммунароском варианте). Но вот что получилось из моих выпускников: трое неплохих филологов, одна (на мой вкус - средняя) писательница, пиарщик, следователь, адвокат, пара успешных предпринимателей и т.д. и т.п. Даже сотрудница мэрии Тель-Авива. Насколько я сейчас, через много лет, понимаю, я не столько учил их литературе... (Этому невозможно научить, не так ли)? И тем более - старославянскому, хотя бы основам. Мы учились думать,  разбирать текст, видеть далековатые неочевидные связи... Связно высказаться, отстоять свою точку зрения. Как-то так. А какой предмет, это не так важно. Могла быть история. Или география.

Вот хочется отдельным комментом поблагодарить всех участников за дискуссию, воспоминания и мнения. Интересно получилось...:)

Эту реплику поддерживают: Лариса Бабкина, Алекс Лосетт