1. День насилия и верности

Как жить, если ты женщина и живешь в стране, где женщин держат за животных? В День любви, семьи и верности Евгений Бабушкин вспомнил некоторые интересные брачные обычаи и бытовые привычки наших предков. «Скотоложество, инцест, педофилия — всем этим русские занимались не больше и не меньше, чем прочие народы. Но есть и особенный русский обычай. Среди непереводимых русских слов — sputnik, tundra, pogrom, perestroika — есть и гордое слово snokhachestvo. Снохачество — это когда свекор спит с невесткой. Регулярно. Годами. Когда он зачинает детей, которые одновременно приходятся ему и внуками. Когда отношения в большой и крепкой крестьянской семье становятся исключительно запутанными…»

2. Новое тело Валерия Спиридонова

Как жить, если ты русский инвалид? Вадим Смыслов поговорил с человеком, чей единственный шанс — первая в мире операция по пересадке головы. «Валерию Спиридонову был год, когда врачи поставили ему диагноз "мышечная атрофия". В три ему стало трудно поднимать руку над головой. В восемь позвоночник стал искривляться. В девять он сел в инвалидное кресло. Он не хотел надевать корсет. Он не помнит, как менялось его тело. В четырнадцать позвоночник принял форму крюка. В день своего совершеннолетия Валерий таскал на спине пузырь: его органы завалились в кучу, как рождественские игрушки».

3. Я получил прозвище Crazy Russian

Как жить, если ты медбрат из Первоуральска? Уехать в Нью-Йорк и устроиться в полицию. Ульяна Малашенко записала монолог настоящего американского копа по имени Юра. «В отличие от тех, кто был в Крыму, мы действительно вежливые люди. Я никогда не буду говорить подозреваемому, что он гнида и террорист и поэтому я пришел его арестовывать. Ни палочной системы, ни нормативов по числу арестов у нас нет. Я сначала разберусь и все проверю. Бывает, что некоторые таким образом просто счеты сводят, и тут уже нужно идти проверять того, кто предоставил недостоверную информацию».

4. Продам человека

Как жить, если ты раб в стране, отрицающей рабство? Евгений Бабушкин напомнил, как жили русские крестьяне и что с ними делали господа. «У сенатора Ивана Лопухина был родственник, тоже Иван, очень приличный человек, дворянин. “Рубил он людей своих, питал их своим калом и уриною и сам тем питался”, — писал Лопухин приятелю. Царю он писал совсем другое. “Народ требует обуздания и для собственной его пользы. Для сохранения же общего благоустройства нет надежнее полиции, как управление помещиков…”»

5. «Сестра поклялась, что наденет брюки и не снимет их, пока не отомстит за брата»

Как жить в тени кавказских гор и под властью Кадырова? Хава Хасмагомадова и Милана Мазаева узнали о законах и обычаях, по которым на самом деле живет Чечня. «В селе, в котором я вырос, жила одна женщина. Она все время носила брюки. Даже когда стала старой. Все детство я думал, что она умалишенная. Только психически больным женщинам могли позволить в Чечне носить брюки. Потом, когда вырос, я узнал, что, когда она была молодой, во время драки убили ее брата».

6. Право на тело

Как жить, когда тебя изнасиловали? Ксения Чудинова просто собрала монологи женщин — жертв домашнего и сексуального насилия. «Домогательства. Чувство вины. Отсутствие поддержки со стороны родителей, друзей, коллег и родственников. Равнодушие. Обвинения жертвы: “Сама шлюха”. Сама виновата, провоцировала, ходила ночью в короткой юбке, сука не захочет — кобель не вскочит. Так говорят не только про взрослых женщин, но и про собственных детей».

7. Дети Сталина. Кошмары Крис Эванс

Как жить, когда твоего дедушку никто не любит? Полина Еременко разыскала прямых потомков Сталина. «Крис Эванс любит мексиканскую еду, наркотики и свою собаку, не любит русских, журналистов и путешествовать. У нее 14 пирсингов, радикальная стрижка и татуировка Dear Mommy на руке. Она мечтает, чтобы ее позвали на свидание в итальянский ресторан на берегу моря и чтобы экстази тек у нее дома прямо из-под крана. Ее бесит, когда вечером она не находит в холодильнике шоколад, а в гардеробе ей очень не хватает ремня с бляшкой в виде яичников».

8. Пропавшие. Как и куда исчезают россияне

Как жить, когда ты пропал и никто не собирается тебя искать? Григорий Туманов узнал, зачем в России похищают людей. «Это стандартный сценарий для Северного Кавказа: ходил себе по улице, исчез, родственники забили тревогу, волнуются всем селом. Проходит несколько дней, а потом исчезнувший находится. Обычно в следственном изоляторе, взяв на себя ответственность либо за членство в незаконном вооруженном формировании, либо за хранение оружия — по сути, одни из самых распространенных обвинений, которые предъявляют на Кавказе таким вот похищенным».

9. «Женщины для меня устарели». Что дает человеку секс с роботом

Как жить в будущем, которое уже наступило? Николай Чикишев узнал, как работает индустрия по созданию сексуальных роботов. «Лучший аргумент за секс с роботами — что они могут обеспечить эмоциональные и товарищеские отношения для миллионов людей, которые одиноки, потому что они не могут начать отношения с другими людьми. Робот осчастливит тех людей, которых по каким-то причинам никто не любит. Сейчас они заводят собак, кошек. А будут заводить роботов».

10. Быть цыганом

Как жить, когда ты гражданин второго сорта? Евгений Бабушкин поехал в самый большой в России цыганский табор, который вскоре после этого наполовину уничтожили экскаваторами. «В мае пришел ОМОН. Меня — к стенке. Ребенок выбежал — и его к стенке. Четыре часа так стояли. Оказалось, дом перепутали: не ко мне пришли, а к брату Гусе. А у него три инфаркта. Взяли они коробку, где он лекарства держит, высыпали лекарства, подложили туда автомат. К соседу тоже зашли, кинули ему два пистолета. Потом по всем каналам показали. А дела уголовного не завели: сказали — распишись, что пистолеты не твои. Это все ради телевизора».