Российским школьникам предлагают собирать портфолио

В российском школьном образовании готовится нововведение — добровольные дополнительные экзамены, которые позволят улучшить шансы школьника на поступление в вуз

Иллюстрация: Leemage/Fotolink
Иллюстрация: Leemage/Fotolink
+T -
Поделиться:

Российским школьникам предложат добровольно сдавать экзамены после окончания четвертого и девятого классов. Президент Дмитрий Медведев заявил, что кроме Единого государственного экзамена (ЕГЭ) в школе следует ввести дополнительные критерии оценки знаний учащихся. «В 2010 году будут введены новые требования к качеству образования. Очевидно, что нужна независимая проверка знаний школьников, в частности при переходе из четвертого в пятый и из девятого в десятый класс», — сказал Медведев на церемонии открытия Года учителя в России. По его словам, ЕГЭ должен быть основным, но не единственным способом оценки качества образования.

Подробнее

Подробности президентской инициативы позднее раскрыл министр образования и науки Андрей Фурсенко. Министерство готовит предложения по введению добровольных экзаменов для выпускников четвертых и девятых классов, которые принимали бы представители педагогических ассоциаций. Таким образом, считает министр, промежуточные экзамены должны перейти с государственного на общественный уровень аттестации школьников.

Результаты дополнительных тестов вместе с прочими учебными, внеучебными и спортивными достижениями войдут в портфолио, пояснил Фурсенко. И в дальнейшем при поступлении в вуз абитуриент будет предоставлять не только результаты ЕГЭ, но и свое портфолио, что позволит более полно оценить его знания.

Борис Беренфельд

   Оценка знаний в школе своими корнями уходит, скорее всего, в сыск: она полицейского типа. Ребенка пытаются поймать на том, что он чего-то не сделал или сделал, но не так... Ату его! И вот ежедневно наших с вами детей подвергают допросу, устному или письменному, с целью найти тех, кто не выучил стихотворение, не разрисовал контурную карту, не сделал упражнение по математике, не принес тапочки на физкультуру. Наказания известные и болезненные: сначала двойки в дневнике, затем вызов родителей в школу. А за этим следует домашняя система наказаний от запрета на прогулки до — увы, бывает и так  «субботней порки». Чем не тюрьма, где в роли надзирателей сплотились учителя и родители? Но, даже если случится ребенку в чем-то преуспеть, то реакцией будет, скорее всего, тишина: хвалить детей вредно, зазнаются, учит отечественный «здравый смысл». И, поколение за поколением, вырастают забитые школой люди, верящие в оценку как в единственную меру успешности в школе, в ВУЗе, а потом и во взрослой жизни. И стараются заработать ее любой ценой, в том числе и купить за деньги.

Внедрение в российское школьное образование оценки успешности учеников не только (и не столько) по отметкам, а по результатам комплексного анализа всей их школьной деятельности на основании портфолио, собранного за всю школьную жизнь, могло бы изменить школу «до основания», превратив ее из структуры полицейского типа в питомник талантов. На сегодняшний день можно считать доказанным, что традиционная система отметок не информативна для оценки качества работы и ученика, и учителя. Поэтому на Западе, в частности в США и Великобритании, для оценки знаний используют не только абсолютные, но и относительные критерии, уделяя особое внимание относительному прогрессу самого ребенка. Для каждого предмета — от пения до математики — существует примерно восемь уровней успешности. И детей оценивают согласно тому, на каком уровне они находились в начале и как они продвигаются от одного уровня к другому. Причем ребенок может сам наблюдать и оценивать свой прогресс. Производная здесь важнее абсолютного значения!

Чаще всего для интегральной оценки прогресса ребенка служит его портфолио. Портфолио — это не досье! В портфолио собираются не кляузы-доносы, а лучшие работы детей за все годы в школе, а также наблюдения всех учителей. Цель такого портфолио — помочь ребенку самому оценить свой прогресс и стимулировать его на новые учебные подвиги. Формируется портфолио совместно учителем и ребенком, которого увлекает идея поиска доказательств собственного прогресса.

Сможет ли система портфолио выжить в российской школе, сказать трудно. Начать следовало бы с формирования у учителей новой парадигмы учения. Если учитель видит в ребенке пустой сосуд, который надо наполнить, то и вся парадигма будет все той же: «Молчи, слушай, сдавай тест». В альтернативной модели ребенок исходно талантлив и ему надо помочь учиться, вдохновляя и отслеживая каждый признак прогресса. Пример: ребенок, стараясь от души, выучил с третьего захода стихотворение, но только наполовину. В одной модели он получит двойку за невыполнение задание (сосуд все еще пуст), а в другой его оценят за то, чего он достиг по сравнению с прошлым заданием. То есть, учитель помогает каждому конкретному ребенку достигать новых результатов, оценивая его собственный успех не столько по отношению к «чудо-ребенку», звезде школы, а по отношению к нему самому. Для воплощения системы портфолио учитель должен быть в состоянии разглядеть в ребенке талант и способности. Учитель должен быть психологом, педагогом, аналитиком.   

Комментировать Всего 17 комментариев

Юлия Десятникова Комментарий удален

Борис Беренфельд Комментарий удален

Оценка знаний в школе своими корнями уходит, скорее всего, в сыск: она полицейского типа. Ребенка пытаются поймать на том, что он чего-то не сделал или сделал, но не так... Ату его! И вот ежедневно наших с вами детей подвергают допросу, устному или письменному, с целью найти тех, кто не выучил стихотворение, не разрисовал контурную карту, не сделал упражнение по математике, не принес тапочки на физкультуру. Наказания известные и болезненные: сначала двойки в дневнике, затем вызов родителей в школу. А за этим следует домашняя система наказаний от запрета на прогулки до — увы, бывает и так  «субботней порки». Чем не тюрьма, где в роли надзирателей сплотились учителя и родители? Но, даже если случится ребенку в чем-то преуспеть, то реакцией будет, скорее всего, тишина: хвалить детей вредно, зазнаются, учит отечественный «здравый смысл». И, поколение за поколением, вырастают забитые школой люди, верящие в оценку как в единственную меру успешности в школе, в ВУЗе, а потом и во взрослой жизни. И стараются заработать ее любой ценой, в том числе и купить за деньги.

Внедрение в российское школьное образование оценки успешности учеников не только (и не столько) по отметкам, а по результатам комплексного анализа всей их школьной деятельности на основании портфолио, собранного за всю школьную жизнь, могло бы изменить школу «до основания», превратив ее из структуры полицейского типа в питомник талантов. На сегодняшний день можно считать доказанным, что традиционная система отметок не информативна для оценки качества работы и ученика, и учителя. Поэтому на Западе, в частности в США и Великобритании, для оценки знаний используют не только абсолютные, но и относительные критерии, уделяя особое внимание относительному прогрессу самого ребенка. Для каждого предмета — от пения до математики — существует примерно восемь уровней успешности. И детей оценивают согласно тому, на каком уровне они находились в начале и как они продвигаются от одного уровня к другому. Причем ребенок может сам наблюдать и оценивать свой прогресс. Производная здесь важнее абсолютного значения!

Чаще всего для интегральной оценки прогресса ребенка служит его портфолио. Портфолио — это не досье! В портфолио собираются не кляузы-доносы, а лучшие работы детей за все годы в школе, а также наблюдения всех учителей. Цель такого портфолио — помочь ребенку самому оценить свой прогресс и стимулировать его на новые учебные подвиги. Формируется портфолио совместно учителем и ребенком, которого увлекает идея поиска доказательств собственного прогресса.

Сможет ли система портфолио выжить в российской школе, сказать трудно. Начать следовало бы с формирования у учителей новой парадигмы учения. Если учитель видит в ребенке пустой сосуд, который надо наполнить, то и вся парадигма будет все той же: «Молчи, слушай, сдавай тест». В альтернативной модели ребенок исходно талантлив и ему надо помочь учиться, вдохновляя и отслеживая каждый признак прогресса. Пример: ребенок, стараясь от души, выучил с третьего захода стихотворение, но только наполовину. В одной модели он получит двойку за невыполнение задание (сосуд все еще пуст), а в другой его оценят за то, чего он достиг по сравнению с прошлым заданием. То есть, учитель помогает каждому конкретному ребенку достигать новых результатов, оценивая его собственный успех не столько по отношению к «чудо-ребенку», звезде школы, а по отношению к нему самому. Для воплощения системы портфолио учитель должен быть в состоянии разглядеть в ребенке талант и способности. Учитель должен быть психологом, педагогом, аналитиком.

Про шкалы достижений и "отклонений от нормы"

Борис,

насчет шкал я с Вами полностью согласен (с оговоркой - если Вас правильно понял). Традиции российской школы до сих пор таковы, что подавляют мотивацию достижения успеха у детей, а развивают в большей степени  мотивацию избегания неудачи (на фоне постоянного страха перед неудачей). - особенно у прилежных учащихся (про "пофигистов" отдельный разговор, но "пофигизм" - это разновидность защитной реакции, за которой тоже скрывается страх перед неудачей.)

<br>

В России принято считать, что оценка выставляется на основании подсчета числа "отклонений" от идеального эталонного отличного ответа. Поэтому норма - это отличный ответ, а все остальное - это отклонения от нормы в большей или меньшей степени (даже оценка "хорошо" - жто получается что-то ниже нормы).

<br> 

В тоже время, как это известно в эмпирико-статистической психологии, шкалы достижений строятся принципиально по-другому. Норма - это средний балл, от которой можно и уйти вниз и подняться выше. В случае пятибалльной шкалы норма - это логически три балла (про нормативно-статистическом подходе). Но... кто в России когда-либо с уважением относился к тройке и считал ее достойной оценкой для большинства?

<br>

Если Вам интересно, я попытался организовать обсуждение проблемы шкал на сайте своей лаборатории, с участием коллег-психологов, - см. рубрику "блоги экспертов" на www.ht.гu. Даже среди психологов в России трудно найти должный отклик, то есть, мало кто понимает значимость этой проблемы.

<br>

Борис, для вашего удобства я попытался выдерниуть из своего блога на www.ht.ru (там боле 80 тематических моих сообщений) то, о чем писал здесь и перенести на свой блог здесь. Но диаграммы у меня не прошли...

 

По сути, идея провести объективный оценочный срез того, что ребенок достиг за время обучения, вполне здравая. Например, при переходе из четвертого в пятый класс можно выявить одаренность детей и дать им какие-то дополнительные возможности. Или же, наоборот, выявить слабую группу детей, которые нуждаются в специальных адаптированных занятиях. Если подойти к этому с умом и без блата, то, в принципе, в самой идее сканирования образования я вижу только хорошее. Это могло бы очень резко поднять качество образования в России — но только в случае, если бы это было сделано толково.

Я, конечно, желаю им всяческих успехов, но в то, что в России это можно сделать хорошо, я не верю ни одной минуты. Потому что система гнилая. Шансы, что на этой осинке вырастут апельсинки, очень низки. Если вдруг это все удивительным образом произойдет, то это будет волшебно. Потому что это открывает новые возможности в сфере образования. Это хороший инструмент, который можно очень качественно использовать. Но, к большому сожалению, я почему-то не понимаю, почему вдруг в этой сфере все должно получиться лучше, чем в какой-либо другой.

Борис, разделяю Ваш интерес и ваши надежды на подход, основанный на принципе "портфолио". Но... внедрить его будет ох-как непросто. Ибо на почве привычной системы отчетности и "процентомании" идея будет сильнейшим образом извращаться. Я об этом пишу не из досужего пессимизма, а как человек, посвященный в то, как была извращена на практике идея независимого выпускного экзамена (ЕГЭ).

Юлия, увы, скорее всего Вы правы насчет "осинок и апельсинок". Вообще мне кажется, что люди, которые все это проектируют, совсем не думают (или даже "сознательно НЕ думают") о том, как и кто с какой мерой объективности будет производить необходимые измерения.

Александр,

Есть шанс на то, что компьютеры помогут. Сегодня в США, например, все старшеклассники и большинство учеников младших классов, пишут сочинения на компьютере, используя текстовый редактор.  При наличии такого редактора дети гораздо охотнее улучшают текст, повторно правя свои сочинения, что было редкостью в эпоху карандаша и бумаги.  Все варианты текстов остаются и могут служить основой для оценки прогресса ребенка... то же с математикой или рисованием... В портфолио, поддерживаемом на компьютере, можно хранить версии... вот вам и траектория каждого ребенка. Конечно, для этого сколько же памяти надо компьютерной, но уже сегодня школам предлагают место "в облаках", я имею в виду "cloud computing"... осталось только попросить Степана Пачикова придумать версию Evernote, которая помогла бы учителю сохранить и сопоставлять версии :)... 

Борис,  я, как и Вы, также являюсь большим энтузиастом компьютерных технологий.  Например, еще в 90-е годы я считал (да и сейчас так считаю, но уже осторожнее), что массовое независимое тестирование в России может быть только компьютерным (ибо бумажные варианты продаются еще до экзамена направо-налево как пирожки).  Так что, увы, не все, что быстро внедряется на Западе, также быстро внедряется в России.

Вы знаете о том, как пишут "сочинения" 95 процентов российский студентов и школьников, которые пользуются компьютерами? - ОБъясняю, они работают как "копипастеры", то есть копируют готовые сочинения на данную тему из банков рефератов, которые ялляются самыми популярными образовательными сайтами на русском языке до сих пор. Когда объясняешь преподавателям, что нельзя прнимать такие "подделки", что надо осваивать системы типа antiplagiat.ru, то преподаватели смотрят "непонимающими глазами". Почему? - Их зарплата не обеспечивает им до сих пор реального прожиточного минимума. Преподаватели готовы что-нибудь освоить, но... надо, чтобы им кто-нибудь за эту дополнительную работу заплатил.  Говорю об этом не из-за склонности к брюзжанию, а как человек который пытался разработывать и внедрять системы типа "Телетестинг" и "Плагиат-контроль" в России.

Борис, я понимаю, что новая тема, которую Вы подняли, "Лицензия на убийство" заведомо затмевает данную тему, но все-таки хотелось бы от  Вас услышать определенную реакцию. Ну... хотя бы потому, что Ваши идеи насчет веб-портфолио я на прошедшей недели озвучил в кабинете главы Рособрнадзора Л.Н.Глебовой - с ссылкой на Вас. Впрочем, Глебова тут же отреагировала, что знакома с Вами  и этими идеями. Я вполне понимаю, что путь от разговора об идеях к разговорам о проектном их воплощении бывает весьма извилист. Но... темп развития социальных сетей в наше время является ошеломляющим.... 

Мне это напомнило главную особеннось и отличие гольфа: там очки считаются с учетом твоих прошлых результатов и сложности данного поля. То есть два разных игрока, пройдя на одном и том же поле с одинаковым успехом (за одинаковое количество ударов) получат разные оценки,  которые зависят от их прошлого уровня.  

Саша Рязанцев это лучше объяснит.

Спасибо, Степа. Я этого не знал, про гольф... Система оценки знаний школьника (assessment) на основе "портфолио," которую в англоязычной педагогической литературе принято называть "performance-based assessment", подчеркивает именно "performance"... достижения, успехи. Для школы это смена парадигмы: вместо оценки знаний ребенка по непонятно кем придуманной "абсолютной величине", оценивать его прогресс, траекторию его роста...так ведь, неровен час, можно дать ребенку возможность поверить в себя, в свои собственные силы...а не только в то, что он должен "внимать и следовать"...

Видишь на моем снимке, в самом верху, видно летящий мячик (шарик) для гольфа? Это и есть траектория успеха:). (На снимке - Рон)

Боря, спасибо, что открыл глаза на то, что существует иная парадигма образования, кроме достижения, кем то определенной цели. Я полностью согласен с сомнениями Юлии Десятниковой, но если иная система работает на Западе успешно и массово - это серьезный аргумент в пользу реальности ее работы (м.б. не массово) в России тоже.

Однако, как быть с тем, что окружающая взрослая жизнь требует как раз следования абсолютным критериям. При поступлении в университет или на работу разве оценивается портфолио личности, а не наличие неких формальных "достижений" (знаний)? Очень трудно объяснить старшекласникам или их родителям, что развитие личности само по себе приведет к успехам в жизни. Или эта система годится в основном для младших возрастов, когда, действительно важнее самооценка?   

Миша, ты пишешь, что при поступлении в университет или на работу не оценивается "портфолио личности", а учитываются формальные "достижения." Видимо, ты имел в виду оценки в дипломе. Но мы-то знаем, что круглый отличник далеко не всегда успешный научный лидер. Начни со своего НИИ: принимая на работу, ты наверняка хочешь понять, что за личность стоит за оценками, или даже за престижными публикациями... Как, например, узнать, станет ли человек успешным зав. лабом? Может школьное портфолио пригодилось бы ... Вот Степан Пачиков показал в СНОБе фильм из своего портфолио, где он 14-летним школьником проекты дерзкие по изменению климата предлагает, и довольно уверенно "разбирается" с огромной аудиторией... явно - будущий лидер, причем равно как в науке, так и в технике или политике. В чем именно? Будь портфолио полнее (сочинения по литературе, отзывы учителей, работы по физике, истории, математике...), можно было бы наверное точнее предсказать...

НАСКОЛЬКО СОБАКА ПОЛИЦЕЙСКОГО, ПОЛИЦЕЙСКАЯ СОБАКА?

ДВА небольших уточнения не дают согласиться и порадоваться.

Первое.

Принимая на работу Вы точно знаете КТО Вам нужен - завлаб или кропотливый ассистент. Как часто мы видим талантливого главврача, который как врач - большое НИЧТО.  ( у него одна траектория развития)

И талантливый хирург, невропатолог и пр. , это как раз тот "круглый отличник"

Второе.

Нам, выходцам из России , всегда кажется , что нужно гнаться за Европой и США. Не взвешивая, что у нас есть и чем дополнить, а до сих пор по-ленинки "до основанья, а затем"

Господа, который преподавали в европейских гимназиях! Исправьте меня. Многие школьники более продвинуты в технических средствах, у них есть опыт работы в группах, амостоятельном поиске материала ( ели речь идет об Англии. Здесь учителя зачастую НЕ ОБЪЯСНЯЮТ материал. А просто дают ссылки на книги). Так вот - местные дети "руками" ничего делать не умеют. В стопор вводи любая операция где надо разложить самому ложное на простое. Все что выходит за рамочный процесс и формализацию, вызывает отановку процесса решения.

Укрепить бы теоретическую базу российского образования практическим применением, осознанностью детей ДЛЯ ЧЕГО они учатся. Ведь не за 5 ходят в школу... Потому что после школы , извините, 5 не нужны. Нужны тысячи. 

и так, в процесе еще "третье" навеяло. Подвергать мелкашек трессу при переходе и родителей дополнительному откату...В условиях кризиса безрассудность. 

Кстати, в Британии отличникам ДОПЛАЧИВАЮТ даже в школе. Заметьте ОТЛИЧНИКАМ, а не " за попытку " как гос-ну Обаме ( хотя это отдельный диалог)

   Ирина,

Мне кажется, что главное в концепции портфолио, это установка на поиск всего хорошего, что можно сказать о ребенке... Из моих наблюдений, а видел я школ немало, и в разных странах, от Англии и США до Израиля и Эмиратов, включая Венесуэлу, Бразилию. Мексику, Финляндию, Голландию и прочее....всех их отличает от школ российских стремление НЕ задавить ребенка, заставив его "делать, что скажут", а помочь ему поверить в себя... empowerment и подьем его "self–esteem"---простите за англицизмы...а технологии или там руками работать...это где как, школы то разные...   

Борис , Вы правы.

С этим нет ни строчки спора.

Я говорю о том, что концепцию нужно строить на БАЗЕ. А у нас в наличии , извините, учителя строевой дициплины. Не возможно поменять отношение , ели само общество построено на желании давить. 

Давайте  вами зайдем на почту, в поликлинику, в банк. 

Моисей водил свой народ по пустыне, чтобы умер поледний ПОМНЯЩИЙ РАБСТВО. 

Начинать нужно  общества вцелом. А так, оздадим еще одно ПОДОБИЕ ЗАГРАНИЦЕ.  Жалкую копию, но без внутреннего содержания. 

Детей, которые в этот миксер попадут - жалко. На них ставят опыты неотработанной и непродуманной концепции. А ведь это не мыши, не кролики. Это наши с вами дети. (фигурально выражаясь)

Боря, конечно, "динамика" личности очень важна для полной оценки, но я имел в виду главное: что человек умеет сейчас (абсолютный критерий), а не каких успехов он достиг по сравнению со своим прежним уровнем (критерий относительный). Доверяясь врачу тебе важно, что он умеет сейчас, а не насколько он продвинулся по сравнению с первым курсом института. Но я абсолютно согласен, что для развития личности комплексный (или -ое?) портфолио очень важно. Просто со зрелого человека принято спрашивать по абсолютным критериям. 

Миша,

Говоря, что со зрелого человека принято спрашивать по абсолютным критериям (в науке), ты имеешь в виду публикации, верно? А если зав. лабом назначать? Вряд ли по одним только публикациям... Характер, он ведь рано формируется.