Неопределенная опасность

Существует целый класс тревожных расстройств — помимо генерализованного туда входят фобии, паническое расстройство, обсессивно-компульсивное расстройство (по некоторым классификациям) и посттравматический стрессовый синдром. Физиологический механизм у них, судя по всему, более-менее общий, а вот внешние проявления заметно различаются. Если при паническом расстройстве больной часто вообще не осознает, что ему страшно, и замечает только неприятные психосоматические реакции, а при фобии точно знает, чего ему хотелось бы избежать, при генерализованном тревожном расстройстве, как можно догадаться по названию, тревожность носит общий и весьма расплывчатый характер.

Человек чувствует, что вот-вот произойдет что-то плохое, но что именно, он не знает. Поэтому, для получения хоть какой-то определенности, он может начать прокручивать в голове самые разные сценарии — от пожара из-за невыключенного утюга до катастрофы на рабочем проекте. При этом реальных оснований для беспокойства нет, и обычно больной это прекрасно понимает, но избавиться от тревоги не может. Для постановки этого диагноза необходимо, чтобы такая беспричинная, неконтролируемая тревога наблюдалась на протяжении не менее полугода и не была связана с каким-то другим заболеванием. Есть и дополнительные симптомы:

  • Быстрая утомляемость
  • Раздражительность
  • Трудности с концентрацией или ощущение «пустоты в голове»
  • Беспокойство, трудности с расслаблением
  • Болезненные ощущения в мышцах
  • Трудности со сном (бессонница или сон, не приносящий отдыха)
  • Необязательные, но частые физиологические признаки — потливость, тошнота и диарея.
  • В сочетании эти симптомы здорово отравляют человеку жизнь, лишая его сил и возможности как следует сосредоточиться, создавая проблемы на работе и в личной жизни. Больному становится сложно выполнять повседневные дела и принимать решения, возникает ощущение потери контроля над своей жизнью. Проявления ГТР во многом пересекаются с симптомами депрессии (утомляемость, проблемы с концентрацией, раздражительность, психосоматика). Врачи часто различают их по следующему принципу: депрессивный больной обычно просыпается разбитым, а к вечеру ему легчает; симптомы тревожного расстройства, наоборот, усиливаются к концу дня. Этот способ никак не подкреплен статистическими исследованиями, но, судя по практике психиатров, все-таки работает.

    Тревожные расстройства (в сумме) считаются самым распространенным психическим заболеванием. В тот или иной момент жизни они затрагивают примерно 20% населения (хотя на долю конкретно ГТР приходится только 4%). К тому же им часто сопутствуют другие расстройства: клиническая депрессия, биполярное расстройство, алкогольная и наркотическая зависимость и расстройства пищевого поведения.        

    Причины и лечение

    Есть некоторая ирония природы в том, что весь неприятный психосоматический букет, связанный с тревожными состояниями, — вообще-то здоровая реакция организма на угрозу. Когда-то все это помогало древнему человеку выжить: например, напряжение в мышцах и увеличение частоты сердечного ритма позволяло быстро стартовать с места при появлении угрозы. Размытое зрение — чистая экономия ресурсов: когда вы опрометью убегаете от леопарда, боковое зрение вам особо не пригодится. Бессонница опять же помогает не попасть в лапы к подкравшемуся хищнику. Проблема лишь в том, что в данном случае эти механизмы срабатывают «вхолостую».  

    Тревожные расстройства связаны в том числе с действием нейромедиаторов и органическими изменениями в мозге, хотя, как и в случае других расстройств, вопрос про курицу и яйцо остается открытым: физиологические и психологические механизмы могут влиять друг на друга в обе стороны. В том, что касается нейробиологии, эта группа расстройств ассоциируется с дисфункцией миндалевидного тела (амигдалы), отвечающего за процессы, обусловленные реакцией на страх. Прилегающее центральное ядро миндалевидного тела контролирует реакции страха через связи со стволом мозга, гипоталамусом и мозжечком. У людей с генерализованным тревожным расстройством эти связи слабее выражены, а в центральном ядре у них больше серого вещества, чем у здоровых.

    Судя по всему, повышенная тревожность как-то связана и с недостатком нейромедиатора серотонина, потому что антидепрессанты — ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС) успешно лечат подобные проблемы. Также росту тревожности способствует низкий уровень гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК) — вещества, «гасящего» активность центральной нервной системы. Самая эффективная группа противотревожных препаратов — бензодиазепины — как раз повышают чувствительность рецепторов к ГАМК. Но восприимчивость рецепторов со временем падает, и для того же эффекта становится нужна большая доза, поэтому при длительном употреблении от бензодиазепинов развивается зависимость. Так что их лучше применять только как экстренное средство спасения при сильном приступе тревоги, а для долгосрочного лечения использовать СИОЗС. Также хорошо работает психотерапия — и как и в случае с депрессией, самым эффективным с точки зрения доказательной медицины признан когнитивно-бихевиоральный подход.