Санкт-Петербург

Вот уже почти сутки по хештегу #домой вконтакте и на фейсбуке каждую минуту появляется новый пост с предложением подвезти попутчиков до центра Петербурга и обратно. В одноименной группе люди благодарят друг друга за оказанную помощь. Автомобилисты скооперировались и создали анкету, где отмечают, куда и во сколько едут и сколько человек могут взять с собой. Там же отмечаются и пешеходы. Появляются объявления о сдаче крови для пострадавших.

21-летний Артем из Соликамска, который приехал в Петербург на заработки, специально арендовал автомобиль, чтобы развозить людей по домам. «В городе образовался транспортный коллапс. Ездил по городу, искал тех, кто не может добраться домой. С 19.30 до 23.00 развез 8 человек», — рассказал он.

Автозаправки «Газпромнефть» предложили волонтерам, развозящим людей по домам, бесплатно заправиться до 500 рублей на популярных городских маршрутах. Сервисы «Яндекс. Такси», Uber и «Таксовичкоф» отменили плату за проезд. Петербургская сеть фастфуда «Чайная ложка» предложила бесплатный чай посетителям кафе в центре города. К ней присоединился KFC.

Владельцы квартир и офисов, расположенных в центре, массово звали незнакомых людей в гости: согреться, поужинать или даже переночевать.

Сообщалось и о тех, кто поднял цены или вовсе проигнорировал губернаторское распоряжение о бесплатном общественном транспорте. «У моих друзей таксист попросил 3000, хотя ездили за 900 рублей!!!» «Про бесплатный транспорт — враки, еду на троллейбусе за деньги. Кондуктор-контролер на страже», — рассказывают петербуржцы в соцсетях.

Москва

29 марта 2010 года с разницей в час на станциях московского метрополитена «Лубянка» и «Парк Культуры» подорвались смертники. В тот день таксисты резко подняли цены. Некоторые водители просили по 10 тысяч рублей за поездку. Таксисты у Ленинградского вокзала встречали приезжающих словами «Метро не работает, берите такси», а за проезд до «Парка Культуры» просили до 3 тысяч рублей.

Тем не менее десятки водителей предложили свою помощь бесплатно, а москвичи в социальных сетях публиковали номера машин предприимчивых таксистов.

Аналогичная ситуация была после теракта в аэропорту Домодедово 24 января 2011 года, когда таксисты-частники просили за свои услуги по 10–20 тысяч рублей.

Другие города

Примерно то же самое случилось после теракта в аэропорту Стамбула 28 июня 2016 года: таксисты повысили цены на поездки из аэропорта в город в 4–5 раз по сравнению с обычными тарифами.

Однако после теракта в аэропорту Брюсселя местные таксисты бесплатно развозили пассажиров из столичного аэропорта по домам. Так поступили и парижские таксисты после терактов 13 октября 2015 года, когда погибло 130 человек.

После терактов в Париже в твиттере распространился хештег #PorteOuverte — «открытая дверь». По нему парижане могли найти место для ночлега. Хештег использован более 500 000 раз.

Перевод: «Те, кто могут открыть свои двери для пострадавших, ставьте геотег в твиты + #PorteOuverte для указания, что у вас безопасно».

Хештег #PorteOuverte использовали и после террористической атаки на Ниццу.

Перевод: «Используйте #PortesOuvertesNice #PorteOuverte если вам нужно место, где бы вы могли сегодня переночевать».