Анастасия Стогней, Юлия Гусарова

Дом-музей. Как начать коллекционировать современное искусство

Что делать и куда пойти человеку, который созрел для покупки произведения искусства, но не знает, с чего начать? Как выяснить, какая репутация у галереи, и просить ли о скидках? «Сноб» узнал у эксперта по арт-рынку Николая Палажченко, совладельца галереи «Триумф» Емельяна Захарова и основателя аукциона VLADEY Владимира Овчаренко о принципах, которыми следует руководствоваться начинающему коллекционеру

Фото: Dan Kitwood/Staff/GettyImages
Фото: Dan Kitwood/Staff/GettyImages
+T -
Поделиться:

1. Знайте, чего хотите

Главное правило — покупать то, что нравится лично вам и чем вы, по собственным ощущениям, будете гордиться через несколько лет. Не стоит покупать картину художника только потому, что его купил какой-то ваш знакомый. «Коллекционирование — это школа, которую заочно вы пройти не сможете, — говорит Николай Палажченко. — Даже если вы на старте допустите какие-то ошибки, это поможет вам понять процессы на рынке современного искусства».

Глаз коллекционера требует упражнений. Это значит, что надо следить за большими выставками по всему миру. Каждая экспозиция, каждая работа и экспликация к ней — как текст колумниста в СМИ. Устроено это следующим образом: куратор заявляет тему, например на прошлой Венецианской биеннале она звучала так — «Все судьбы мира» (All the World’s Futures), в этом году — «Да здравствует живое искусство!» (Viva Arte Viva!), тема этого года московской выставки гибридного искусства Lexus Hybrid Art — «Искусство-хамелеон» (Hidden art). Художники работают в этом направлении, формируя актуальное высказывание, которое задевает, ранит, восхищает и будоражит публику. Затем галереи и музеи вместе с куратором собирают и «упаковывают контент», создавая маршрут для зрителя, пройдя по которому можно увидеть, как художники осознают и интерпретируют то, что происходит в мире.

«Современное искусство — это особый язык. Не зная языка, сложно им пользоваться, — говорит Емельян Захаров. — Плохого искусства больше, чем хорошего, но оно многим нравится, потому что и людей с плохим вкусом больше, чем с хорошим. Развивать свой вкус просто: надо ходить на выставки, ездить на ярмарки, читать книги, посещать музеи, слушать лекции — таким образом вы будете учить язык, которым и является современное искусство».

Если кто-то посоветовал вам некую картину, сказав, что это хорошая инвестиция, а у вас эта вещь не вызывает никаких эмоций, то брать не надо. Стоит понимать, что инвестиции в современное искусство не имеют ничего общего с коллекционированием. «Если вы только решили покупать искусство, не стоит относиться к нему как к инвестиции: скорее всего, вы не отобьете деньги, — советует Емельян Захаров. — Если вы рассчитываете не просто купить, но инвестировать, то единственный способ не ошибиться — купить самую дорогую работу автора, входящего в топ-10 самых важных современных художников. Речь о Дэмиене Херсте, Джеффе Кунсе, Ансельме Кифере и других. Купите самое лучшее в мире — не ошибетесь, потому что шедевров всегда меньше, чем денег. Так поступил в свое время Роман Абрамович: он купил самую главную работу Фрэнсиса Бэкона, которая была в тот момент на рынке — "Триптих" 1976 года».

Какая галерея — хорошая? Та, которая печатает каталоги, занимается образовательной деятельностью и регулярно обновляет сайт, предоставляя максимум информации о художниках

2. Для начала не сорите деньгами

Николай Палажченко рекомендует сделать первую покупку на сумму в 2-3 раза меньшую, чем та, которую вы выделили на приобретение предмета искусства. «"Недорогое" для каждого свое, — добавляет он, — для кого-то его стоимость начинается с нескольких сотен долларов, для кого-то — с нескольких десятков тысяч. Количество сделок, которые вы совершите, важнее для приобретения необходимого опыта, чем сумма, которую вы потратите». Например, на сайте крупнейшей онлайн-галереи Saatchi Art можно купить работы за 100-200 долларов, на российском онлайн-аукционе Vladey — за 100 евро.

Если вы много путешествуете, имеет смысл также смотреть галереи, где могут продаваться работы учеников больших мастеров по цене до 1000 долларов.

3. Ищите дилера

Современное искусство покупают в галереях, на аукционах и на ярмарках — имеет смысл сделать по одному приобретению в каждом из этих мест, чтобы понять разные принципы и механизмы купли-продажи. Николай Палажченко рекомендует делать первые покупки у профессиональных дилеров, а не самостоятельно на интернет-аукционах и в мастерских художников.

Какая галерея — хорошая? Та, которая печатает каталоги, занимается образовательной деятельностью и регулярно обновляет сайт, предоставляя максимум информации о художниках и их работах. Емельян Захаров отмечает, что известная галерея не значит самая дорогая: «Не нужно бояться, что в месте, которое вам все советовали, продаются работы по заоблачным суммам — там могут быть произведения и за пару сотен долларов. Зато есть такие места, где продается очень плохое искусство от никому не известных и не нужных художников, и стоит это искусство дороже, чем в уважаемой галерее». При выборе галереи стоит также обратить внимание на то, в каких ярмарках современного искусства она участвует. Как правило, чем выше статус ярмарок, тем выше рейтинг галереи и, соответственно, доверие к ней.

В покупке работ непосредственно у художников есть многочисленные подводные камни. «Цены, которые вам называют в мастерских, не всегда рыночные и прозрачные, — говорит Владимир Овчаренко. — Также у многих покупателей искусства есть желание найти какого-то недооцененного художника, вложиться в его работы и оказать ему поддержку. Я этот порыв называю "открыть своего Ван Гога". Покупая произведения одного автора, человек начинает в него влюбляться, как в поп-звезду. Стоит полюбопытствовать, входят ли кроме вас в фан-клуб этого художника искусствоведы, галеристы, другие художники, которые относились бы к его творчеству так же нежно, как вы. С мнением профессионального сообщества по поводу работ этого автора стоит хотя бы ознакомиться, соглашаться не обязательно — достаточно просто его знать. Если вы будете поддерживать художника в одиночку, может случиться так, что после трех, десяти или пятидесяти купленных у него работ вам просто надоест и он сам, и его искусство».

Безусловно, иметь дома картину популярного художника, которого вы заметили раньше остальных, очень приятно

4. Угадывайте звезд

Следите за расписанием выпускных шоу в крупных арт-школах, запоминайте имена художников и наблюдайте за ними в соцсетях. Тhe Telegraph советует обратить внимание на британскую Royal Academy of Arts и Chelsea College of Art — выпускные шоу там проходят в начале сентября. The Guardian рекомендует смотреть расписание выпускных шоу на сайте newbloodart.com.

Ведущие ярмарки современного искусства, например Art Basel, всегда имеют специальные разделы, посвященные новейшим тенденциям в искусстве, и в них представлены самые перспективные галереи. На стендах крупнейших галерей тоже часто можно увидеть новых и молодых авторов. Безусловно, иметь дома картину популярного художника, которого вы заметили раньше остальных, очень приятно.

5. Изучайте разные предложения

«Выясните, каков диапазон цен на работы приглянувшегося вам художника — возможно, его картины будут стоить намного дешевле, чем вы представляли, или, наоборот, значительно дороже», — говорит Владимир Овчаренко.

Емельян Захаров утверждает, что достаточно упорный в своих поисках коллекционер может найти работу знаменитости, которая продается по приятной цене: «Группа AES+F — безусловно, звезды. Но у вас есть шанс купить их произведение и за три тысячи долларов — у них есть маленькие работы. Чтобы знать о таких вещах, надо попросить галерею, которая представляет художника, прислать весь список работ с ценами».

6. Собираетесь тратить много — нанимайте консультанта

В идеале ваш советник должен входить в Ассоциацию профессиональных арт-консультантов. Обычно такие специалисты работают за долю от сделки — около 10%. В России рынок арт-консалтинга только зарождается и специалистов мало, поэтому стоит искать европейских или американских советников. Еще один вариант — посмотреть, что предлагают некоторые банки: многие предоставляют арт-консультанта привилегированным клиентам (в рамках услуги Private banking).

7. Торгуйтесь умеренно

«Если вы будете очень настойчиво торговаться, то в итоге, может, что-то и купите, но это будет не самое лучшее предложение, — говорит Николай Палажченко. — В дальнейшем в этой галерее вам будут предлагать не самые интересные вещи, которые не жалко продать со скидкой. Чем больше скидка, тем более завалящий товар».

Все галереи устроены одинаково: галерист финансирует производство работ, организует выставку, пиар, печать каталогов и прочее. Деньги от продажи работ делятся пополам между художником и галереей — на эти средства содержится помещение, платится зарплата сотрудникам и так далее, поэтому ни одна серьезная галерея не сделает вам скидку больше 10-15%.

Аукцион — это прежде всего возможность купить хорошую вещь дешево, а для этого необходим огромный опыт участия в торгах

8. Держите себя в руках на аукционах

«Разумнее всего начать коллекционировать на крупной и респектабельной ярмарке. Там понятное ценообразование и отобранные продавцы. Аукцион — это прежде всего возможность купить хорошую вещь дешево, а для этого необходим огромный опыт участия в торгах, — говорит Николай Палажченко. — Покупатель без опыта на аукционе войдет в азарт и скорее переплатит или возьмет что-то не очень нужное только потому, что это недорого стоило». Для участия в аукционе лучше, чтобы вам помогал опытный консультант. Если вы не чувствуете себя азартным человеком, попробуйте купить что-то на небольшом аукционе, на котором цены в ходе торгов сильно растут — такой опыт будет вам полезен.

По словам Владимира Овчаренко, на аукционы стоит ходить и следить за их результатами хотя бы для того, чтобы смотреть, кто, как и за какую цену там продается, понять, есть ли спрос на того или иного автора. «Работа, приобретенная на аукционе, имеет "чистую" историю, никто не может оспорить вашу сделку и заявить свои права на произведение, и можно не сомневаться в его аутентичности», — добавляет он.

9. Не забывайте про комиссии и налоги

Почти все аукционные дома берут комиссию: около 10% от стоимости лота за рубежом, от 5% до 20% — в России. При продаже произведений искусства действует тот же налог, что и для машин или квартир: 13%, если вы были собственником произведения меньше трех лет. Если больше, налог платить не надо. Есть и таможенные пошлины на ввоз произведений искусства, но они распространяются только на то, что дороже $10 тыс. А вот НДС (VAT) за рубежом придется заплатить в любом случае. Имейте в виду, что многие галереи, например та же Saatchi Art, указывают на сайте цены без учета этого налога.

10. Если вы передумали

Помните, что площадка аукциона может потребовать неустойку, если вы сделали ставку, а потом передумали. С галереей в принципе можно договориться об обмене одного предмета на другой, если у вас выстроены хорошие отношения с продавцом. Однако произведения искусства, купленные на аукционе, обмену и возврату не подлежат.

10 арт-ярмарок*, на которые стоит поехать

Сентябрь 2017
14-17
Стамбул, Contemporary Istanbul

Ноябрь 2017
3-5
Турин, Artissima

Октябрь 2017
5-8
Лондон, Frieze London
19-22
Париж, FIAC

Декабрь 2017
7-10
Майами, Art Basel
5-10
Майами, Art Miami

Февраль 2018
21-25
Мадрид, ARCO Madrid
9-12
Нью-Дели, India Art Fair

Март 2018
8-11
Нью-Йорк, The Armory Show
29-31
Гонконг, Art Basel

Июнь 2018
14-17
Базель, Art Basel

__________

* входят в число самых посещаемых арт-ярмарок в мире