Фото: «Россия 1»
Фото: «Россия 1»

Андрей Макаревич, музыкант:

Это настолько очевидно, что даже смешно об этом говорить. Я считаю, что именно любовь к стране заставляет человека переживать по поводу каких-то ее минусов. И говорить об этих минусах — совершенно нормальное человеческое качество. Я не знаю, что у людей происходит с головами. Если они не видели проявлений хамства в нашей стране и со стороны власти, и со стороны простых людей — то, наверное, они слепые.

Владимир Бортко, режиссер:

«Хороший артист не значит умный человек. Если он не желает любить свою родину, то и работать ему здесь не стоило, и деньги получать. Я знаю этого человека, он снимался у меня в совершенно замечательном патриотическом фильме «Афганский излом», он снимался у меня в фильме «Бандитский Петербург» и я очень был доволен работой с ним. Но тогда он ничего подобного не высказывал. Более того, он был явный патриот. Что с ним произошло в последнее время, не знаю. Кто его обидел, не знаю. Но высказывание говорит о двух вещах — о глупости и подлости».

Карен Шахназаров, режиссер:

«Человек выбрал для места жительства Канаду. Это, безусловно, его право. Человек при этом постоянно работает в России и зарабатывает немалые деньги. Я не слышал, чтобы актер Серебряков был востребован где-нибудь в Канаде, в США или других странах. Зачем же ты после этого выступаешь с такими заявлениями? Какая в этом нужда? Для того, чтобы получить какие-то плюсы на своей новой родине? Это некрасиво и бесчестно».

Ефим Шифрин, российский артист эстрады

«Леша Серебряков — ум, честь и совесть нашего, местами безмозглого, бесчестного и довольно бессовестного времени. Правда может быть угловатой, особенно когда усталость и запальчивость диктуют резкие и ранящие формулировки. Но и рисовать овалы в возрасте, когда лукавить или лгать стыдно, ему тоже уже незачем».

Юрий Лоза, музыкант:

«Артист — зависимая профессия. Ее даже сами актеры называют “женская профессия”. В этой профессии есть что-то такое несерьезное. Никогда к актерам никто серьезно не относился. Тем более к их текстам. Актер всю жизнь озвучивает чужие мысли. Есть писатели, они думают. Их мысли интересны. Есть режиссеры, они как-то видят по-своему. А актер — это просто зависимый человек, ему что сказали, то он и сыграл. И никогда я, например, не знаю, актер говорит то, что думает или рассказывает монолог из какого-то спектакля или пьесы. Поэтому не надо относиться к актерам серьезно. Я автор, я пишу книги, то, что говорю я, оригинально. А актеры всю жизнь играют роль. Сейчас Серебряков сыграл роль правдолюбца».

Сергей Лукьяненко, писатель:

«Вряд ли стоит собственные пороки выдавать за пороки народа, к которому ты когда-то принадлежал. Это печальная ситуация, когда в целом неплохой актер зарабатывает в стране, которую публично ненавидит и презирает. После таких высказываний он должен быть персоной нон грата по крайней мере для всех официальных деятелей и студий. Если какой-то замечательный режиссер позовет его выступать, это его право. А если хоть копейка от министерства культа или от “Фонда кино” есть, то, наверное, не надо. Пусть он снимается в Канаде, выступает на каких-нибудь елках для иммигрантов».

Дмитрий Певцов, актер:

«Почему любовь к родине нужно переносить и на ее правительство? Подумайте над этим, уважаемые критики. Почему-то не могу отделаться от впечатления, что те, кто сейчас набросились на Алексея Серебрякова, занимаются не более как самопиаром и соревнованием, “кто из нас больше любит свою родину”. Ребята, относитесь с уважением к человеку, который честен, талантлив и мужественен. Вам бы поучиться быть такими, как Алексей Серебряков».

Андрей Звягинцев, кинорежиссер

«Дело не в Серебрякове и не в его словах Дудю, дело в самом народе. Измельчал, коли так горячо реагирует на слова, предложенные к свободной дискуссии. Измельчал, коли не готов слышать горькую правду о нашей непрекращающейся феодальной спячке, коли надувает щеки и гордится успехами страны, когда рядом с ним 50 процентов населения — бедняки. Измельчал, коли не готов ужаснуться сам себе и таким вот парадоксальным образом обрести подлинную отвагу и волю к перевоплощению. Сильный народ нельзя оскорбить словом. Его можно оскорбить нищетой, враньем, воровством и убийством.

“Я хочу гордиться своей Родиной, а мне за нее стыдно”,— вот что на самом-то деле сказал Серебряков. Только сказал он это в роковом, памятном и злопамятном 2018-м году. А вот когда не мнимые, а истинные Свобода, Единство, Достоинство и вправду станут нашими национальными идеалами, поверьте, первым вам об этом скажет такой вот «русофоб», как Серебряков, а не русофил Лоза или депутат Бортко».

Подготовил Игорь Залюбовин